Балахнинское кружево

Ведерникова Л.В. Балахнинское кружево. — Нижний Новгород: «Литера», 2010. — 144 с., 20 л. ил. — (Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»)

ББК 85.125; УДК 913(С142); В33.
ISBN 978-5-900915-61-6

Книга посвящена одному из традиционных народных художественных промыслов Нижегородской области — балахнинскому кружеву. В ней рассказывается о возникновении и развитии кружевного промсла в Балахне, о тесной связи с тадициями западноевропейского кружевоплетения, о художественных особенностях и технологии плетения балахнинского кружева.

Научно-популярное издание. Книга адресована широкой читательской аудитории.

Издание иллюстрировано. Фотографии В. Макарова, Б. Жижилкина, С. Мартынова, Е. Кипниса.

Дополнительный тираж 300 экз.

Посвящается памяти
Татьяны Ильиничны Емельяновой,
Бориса Григорьевича Жижилкина,
Сергея Борисовича Мартынова


оглавление:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ИЗ ИСТОРИИ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
  • Западноевропейское кружево
  • Русское кружево
  • «БАЛАХНА КРУЖЕВНИЧАЕТ…»
  • «КРУЖЕВНИЦ ПРИСПОСОБЛЕНЬЕ…»: ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
  • Коклюшки
  • Валик
  • Подставка
  • Сколок, булавки и ножницы
  • Нитки
  • ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЛЕТЕНИЯ И УЗОРЫ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА
  • Подготовка ниток и коклюшек к работе
  • Основные технические приёмы плетения кружева
  • Основные элементы плетения, образующие узор кружева
  • Узоры плетеного кружева
  • Уход за кружевами
  • ОБУЧЕНИЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЮ
  • ТОРГОВЛЯ КРУЖЕВОМ
  • АССОРТИМЕНТ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ БАЛАХНЫ
  • «СМЕСЬ ФРАНЦУЗСКОГО С НИЖЕГОРОДСКИМ»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАЛАХНИНСКОГО КРУЖЕВА
  • Западноевропейские художественные стили
  • Орнаментика многопарного и сцепного балахнинского кружева
  • УГАСАНИЕ ПРОМЫСЛА
  • КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
  • ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ «БАЛАХОНСКОГО МАНЕРА»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК БАЛАХНИНСКИХ КРУЖЕВНИЦ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  • СЛОВАРЬ АББРЕВИАТУР
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ

Предисловие

Эта книга посвящена кружеву — одному из самых изысканных и загадочных видов прикладного искусства. В течение нескольких веков западноевропейское кружево воспринималось как знак развитой материальной культуры и своеобразная «высокая технология» тех времён. На Нижегородской земле в XVIII–XIX веках существовал кружевной промысел, не уступавший по качеству изделий европейским образцам. Кружево называли балахнинским, или, по-старинному, балахонским. Несмотря на свою былую славу, оно мало изучено. Настоящая книга — первое в нашей стране научно-популярное издание, посвящённое истории известного нижегородского промысла: её цель — донести красоту, самобытность и некоторые особенности технологии плетения балахнинского кружева, которое считалось одним из лучших не только в России, но и за рубежом. Не вызывает сомнений, что балахнинское кружево — уникальное явление русской культуры и его нужно изучать как часть общего культурного процесса, оно является ярким примером взаимодействия западноевропейской и русской культуры.

В книге мы начинаем рассказ с экскурса в историю кружевоплетения в Западной Европе и России. Это поможет читателю войти в мир кружева и научиться распознавать многочисленные детали, из которых складывалось своеобразие балахнинского кружева. Помогут и страницы, посвящённые технологическим тонкостям кружевоплетения. Отдельные главы посвящены ремесленным традициям, экономическому положению кружевниц, торговле кружевным товаром, художественным особенностям балахнинского кружева. Завершает книгу рассказ о судьбах промысла в ХХ веке и о тех людях, которые сберегли искусство балахнинского кружевоплетения и сегодня в мастерских и музеях продолжают знакомить нас с одним из ярких образцов русского кружева. В конце книги в приложении приведён список женщин, занимавшихся кружевоплетением. Имена кружевниц были выявлены в ходе исследований в Балахне и окружающих её селах. Большая часть информации о самобытном местном промысле получена от сотрудников Балахнинского и Городецкого краеведческих музеев, Нижегородского музея A.M. Горького, современных мастеров кружевоплетения, а также собрана во время этнографической экспедиции ННГУ, проведённой совместно с Балахнинским краеведческим музеем в 1998 году на территории бывшего Балахнинского уезда (проект № 154‑Н, профинансирован Российским гуманитарным научным фондом, научный руководитель — искусствовед Г.И. Емельянова. Эта книга не вышла бы в свет, если бы не оказалось людей, помогавших в сборе, изучении и систематизации материала. Автор благодарит за советы, поддержку, профессиональные консультации, содействие на всех этапах создания книги.


Балахнинское мерное кружево. 1880-е годы
Балахнинское мерное кружево (узор «розы»).
1880-е годы, ГРМ

Введение

Русское слово «кружево» произошло от слова «окружать», так называли узорную нашивку на одежде, она прикреплялась по краю — окружала. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона кружевом называется «сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху».

До сих пор учёные не пришли к единому мнению, в какой стране возникло удивительное искусство кружевоплетения. Одни называют Италию, другие Бельгию, но все авторы трудов по исследованию кружев относят их к области художественных ремёсел. Как и всякое изделие, выполненное вручную, кружево хранит в себе душевную теплоту и очарование. В нём, как и в расписной деревянной ложке, вышитой сорочке или другом образце декоративно-прикладного искусства сосуществуют два начала — собственно художественное и функциональное, связанное с потребительским, бытовым назначением созданной мастером вещи. В зависимости от степени выраженности этих начал мы встречаем подлинные шедевры народного искусства и рядовые, характерные для своего времени изделия. В настоящем произведении его художественная форма, материал, из которого оно сделано, а также присущие ему украшения находятся в органическом единстве с функциональным применением. Мы восхищаемся искусной работой мастера, найденная им форма и использованные технологические приёмы делают созданную вещь уникальным памятником культуры.

Станок для плетения кружева. Начало XX в.
Станок для плетения кружева с прокладочками.
Начало XX века

Кружевные узоры и технология их изготовления переходили из одной страны в другую и везде приобретали свои особенности. Кружевница, пользуясь готовым рисунком (сколком), могла проявить собственный художественный вкус, она была свободна в выборе цвета и качества ниток, в вариантах исполнения узора. По технологии изготовления все кружева сильно отличаются друг от друга: есть шитые иглой, связанные крючком или спицами, плетенные на коклюшках (точёных палочках с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой — на другом), со временем появилось машинное кружево, которое поначалу имитировало ручное. Кружево может быть создано из разных нитей: льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных или смешанных.

Нас интересуют, прежде всего, рукотворные кружева, выплетенные на коклюшках, — коклюшечные, именно такая технология бытовала в Балахне. Количество коклюшек при плетении кружева бывает различным, это зависши от того, какой узор выбирает кружевница. Различают сцепное и многопарное коклюшечное кружево. В сцепном используют небольшое количество коклюшек, выплетают узкую полоску (вилюшку) и выкладывают из нее узор, скрепляя (сцепляя) крючком. В многопарном кружеве используют большое количество коклюшек, до нескольких сотен пар. Технология плетения этого кружева более сложная: именно такими кружевами, сплетёнными из чёрных или золотисто-бежевых шёлковых нитей, с затейливым узором из цветов и листьев, особенно прославилась старая Балахна.

Своё название то или иное кружево получает в зависимости от места в котором оно было создано и обрело собственный художественный стиль; так, мы говорим о генуэзском, брюссельском, вологодском или балахнинском кружеве. Со временем кружева определённого стиля начинают выплетаться и в других местах, но название сохраняется своё, самобытное. Возникновение и развитие балахнинского кружевного промысла не было случайностью, экономические, географические и культурные традиции способствовали этому. Зарождающийся рынок требовал определённого ассортимента кружевных изделий, влияние западной моды диктовало свои условия, художественный стиль местного кружева складывался под влиянием многих факторов и получил своё название — «балахонский манер».

В России образовался целый ряд очагов кружевоплетения, от них Балахну отличает использование преимущественно шёлковой нити и характерные растительные орнаменты, близкие по своим мотивам западноевропейскому кружеву. Балахнинские кружева оказались слабо изученными, несмотря на широкое признание их художественных достоинств. Есть отдельные исследования, посвящённые вологодским кружевам, хорошо изучено елецкое, тверское кружево, балахнинскому же отводятся небольшие главы в общих трудах. Первый статистический анализ балахнинского кружевного промысла был сделан И. Ягодинским в работе «Кустарные промыслы Балахнинского уезда. Кружевной промысел Балахны». Следует упомянуть труд А.С. Гациского «Несколько слов о Балахнинской промышленной жизни». В известном исследовании С.А. Давыдовой «Очерки кружевной промышленности России» о Балахне сказано много меньше, чем о других центрах, хотя отмечено, что она занимала не последнее место в их ряду. Из современных исследований особо выделяется книга В.А. Фалеевой «Русское плетёное кружево», в которой рассмотрено художественное своеобразие кружев различных центров России, в том числе и Балахны. Лучшим историческим очеркам до сих пор можно считать главу о балахнинских кружевницах в книге Д.В. Прокопьееа «Художественные промысла́ Горьковской области». Автор приводит ассортимент кружевных изделий балахнинских мастериц. Из последних исследований обращает на себя внимание книга Т.Н. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево», в ней особо подчёркивается оригинальность балахнинского кружева.


Вазон на балахнинской кружевной шали. Сер. XIX в.
Вазон и цветы на балахнинской кружевной шали.
Середина XIX века. БКМ

Заключение

Появление и развитие балахнинского кружевного промысла было определено культурной и экономической ситуацией, исторически складывавшейся в России в конце XVII века. Свой расцвет он пережил с конца XVIII до конца XIX века. Благодаря Нижегородской ярмарке кружевные изделия широко расходились по всей территории России, на мировом рынке они успешно конкурировали с кружевами известных западноевропейских центров кружевоплетения.

Вазон с цветами на балихнинком изразце
Вазон с цветами на балихнинком изразце.
Балахнинский краеведческий музей

Балахнинский центр имеет особую значимость в русской культуре. Балахнинское коклюшечное кружево отличалось высокими художественными достоинствами: оно выплеталось преимущественно из шёлковых нитей, было изысканным по сочетанию цвета (использовались нитки чёрного, золотисто-кремового или белого цвета) и узорных композиций. Освоив западноевропейскую технику многопарного плетения, балахнинские кружевницы по-своему переработали орнаменты французских и бельгийских кружев, несущих стилевые особенности барокко, рококо, историзма, и создали свой неповторимый стиль — «балахонский манер». Они выплетали узоры, которые имели благопожелательный смысл и были символами любви, земного рая, счастливой жизни в замужестве: пышные букеты цветов, вазоны, гроздья винограда, плоды граната. Кружевницы искусно располагали их на ажурных решётках и тонкой тюлевой сетке, что создавало особый эффект игры светотени, производило яркое впечатление. Благодаря своим достоинствам балахнинские кружева отвечали самому тонкому вкусу и были популярны и в народной среде, и в высших слоях русского общества.

Промысел угас, но кружева, выплетенные в «балахонском манере», остались, они — часть нашего духовного богатства, наша гордость и свидетельство высокого культурного развития российской провинции. Сегодня кружево вновь популярно, и балахнинское кружево, наряду с кружевом других известных центров русского кружевоплетения, имеет шанс быть возрождённым.


Список балахнинских кружевниц, занимавшихся кружевоплетением

(по итогам экспедиции музея ННГУ 1998 года)

Белова Ольга Николаевна (1872–1959), г. Балахна
Белякова Анастасия (1870-е – 1940-е), дер. Митинское
Брунова Прасковья Степановна (1895 – 1976), дер. Старцево
Ермакова Прасковья Григорьевна (1S99–1977), дер. Сельцо
Епифанова Анна Александровна (1898–1972), дер. Ватагино
Жирякова Александра Николаевна (1899–1987), дер. Бакунино
Жирякова Любовь Николаевна (1896–1988). дер. Бакунино
Иорданова Мария Дмитриевна (1890–1980), дер. Сельцо
Козлова Анна Сергеевна (1889–1967), дер. Ватагино
Колосанова Клавдия Карповна (1890-е – 1970-е), г. Балахна
Колпакова Клавдия Алексеевна (1890–1976), дер. Сельцо
Колпакова Клавдия Фёдоровна (1907–1980), дер. Сельцо
Крестикова Екатерина Матвеевна (1892–1983), дер. Бакунино
Маликина Анна (1890–1973), дер. Бурково
Маликина Татьяна Алексеевна (1895–1984), село Николо–Погост
Матвеичева Анастасия Ивановна (1899–1983), дер. Нехлустнно
Медведева Анастасия Матвеевна (1888–1982), г. Балахна
Мохова Зиновия Алексеевна (1880-e — 1960-е), дер. Лосево
Немущева Зиновия Ивановна (1890–1970), дер. Бурково
Николаева Анастасия Петровна, Балахнннскнй уезд
Новожилова Мария Александровна (1870–1931), г. Балахна
Пальцева Александра Осиповна (1898–1979), дер. Копенное
Передкова Александра Николаевна (1898–1988), дер. Коновалнха
Плотникова Елизавета Константиновна (1888 –1967), г. Балахна
Селезнёва Анна Васильевна (1893–1973), дер. Сельцо
Селезнёва Антонина Михайловна (1900–1978), село Николо-Погост
Скрипнева Евдокия Семёновна (1892–1974), дер. Сельцо
Соловьёва Евдокия Яковлевна (1887–1959), дер. Соболево
Сорокина Анна Павловна (1887–1961), дер. Ватагино
Харузина Ольга Васильевна (1893–1978), пос. Большое Козино
Шалявина Мария Фёдоровна (1912–1985), дер. Бакунино
Шалявина Наталья Павловна (1903–19S8), дер. Копенное
Шалявина Пелагея Александровна (1895–1956), дер. Буйная
Щелканова Сиония Михайловна, (р. 1908), дер. Бакунине
Язькова Ольга Васильевна (1897–1978), г. Балахна


Библиографический список источников

Александрова О.И., Ведерникова Л.В., Мартынов С.Б. Балахнинский кружевной промысел // О.И. Александрова, Л.В. Ведерникова, СБ. Мартынов. Ресурсы регионов России. 1999. № 1.

Арсеньева Е.В. Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века: Из фондов Государственного исторического музея. М., 1997.

Бирюкова Н.Ю., Моисеенко Е.Ю. Кружева // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820–1890-е годы: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб, 1996.

Ведерникова Л.В. Традиции балахнинского кружева и перспективы его изучения // Народное искусство: Материалы и исследования. СПб, 2006.

Гациский А.С. Несколько слов о Балахнинской промышленной жизни Нижегородский сборник. Т. III. Н.Новгород, 1870.

Давыдова С.А. Очерки кружевной промышленности России // Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб, 1913.

Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб, 1892.

Ефимова Л.В. Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М, 1982.

Жегалова С.К. Русская народная живопись. М, 1974.

Журналы Нижегородского статкомитета Нижегородский сборник. Т. 3. Н.Новгород, 1870.

Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986.

Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половине XIX вв. М, 1995.

Климова Т.Н. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. М, 1993.

Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы. Л, 1979.

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века  // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 томах. Т. 3. Таллин, 1993.

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. М., 1993.

Морозов А.А. Основные задачи изучения славянского барокко // Советское славяноведение. 1971. № 4.

Нижний Новгород в объективе века / Автор-составитель Я. Гройсман. Н.Новгород, 2006.

Прикладное искусство Италии в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. Л, 1985.

Прокопьев Д.В. Художественные промысла Горьковской области. Горький, 1939.

Репина В.Н. Азбука кружевоплетения на коклюшках. Саров, 2000.

Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М, 1968.

Сарабьянов Д.В. Искусство Древней Руси и XVIII века перед лицом Западной Европы // Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М, 19S0.

Спутник по реке Волге, её притокам, Каме и Оке. Изд. П.С. Феокритова Б.Г.

Фалеева З.А. Русское плетёное кружево. Л, 1983.

Ягодинский И. Кустарные промыслы Балахнинского уезда. Кружевной промысел Балахны // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности России. Вып. 9. СПб, 1883.

Bruggeman М. L'Europe de la Dentelle. Bruges, Stichting Kunstboek, 1997.

Denielles. Les Editions du Carrousel. Paris, Media Serges, 1999.

Frost P. Miller's Collecting Textiles. London, 2000.

Thiel E. Geschichte des Kostüms. Die europäische Mode von den Anfängen bis zur Gegenwart. Henschelverlag Runst und Gesellschaft, Berlin, 1985.


Словарь аббревиатур

БКМ — Балахнинский краеведческий музей
ГИМ — Государственный исторический музей (Москва)
ГКМ — Городецкий краеведческий музей
ГРМ — Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
ГТГ — Государственная Третьяковская галерея (Москва)
ГЭ — Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
МИИ — Музей истории искусства (Вена)
МИС — Музей ивановского ситца
НГХМ — Нижегородский государственный художественный музей
ННГУ — Нижегородский государственный университет имени Лобачевского Н.И.
МИСП — Музей истории Санкт-Петербурга
МНИ — Музей народного искусства (Москва)