Хохломская роспись

Емельянова Т.Н. Хохломская роспись. / Послесловие В. Шамшурина. 2-е изд. испр. и доп. — Нижний Новгород: «Литера». 2009. — 144 с: ил. + цвет. ил. (48 с.) — (Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).

ББК 85.125 + 26.89(2Рос-4Ниж); УДК 913(С142); Е60.
ISBN 978-5-900915-65-4

Книга Емельяновой Татьяны Ильиничны посвящена одному из самых известных народных промыслов Нижегородской области — искусству хохломской росписи. Автор знакомит читателя со сложной технологией создания хохломских изделий, даёт популярный искусствоведческий анализ росписи в целом и творческой манеры отдельных художников, рассказывает об истоках и традициях хохломы.

Научно-популярное издание. Книга адресована широкой читательской аудитории.

Издание иллюстрировано большим количеством чёрно-белых и цветных изображений. Фотографии В. Макарова, Б. Извекова, О. Засовкина, Д. Емельянова.

Тираж 1000 экз.


оглавление:

От редакционной коллегии

Хохломская роспись — один из самых известных художественных промыслов Нижегородской области, чьи изделия пользуются неизменным спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие нижегородские исследователи народного искусства писали о таинствах и самобытной прелести хохломы. Одним из самых авторитетных знатоков местных промыслов была искусствовед Татьяна Ильинична Емельянова. С особым интересом она изучала хохломскую и городецкую роспись. В 1973 году в г. Горьком в Волго-Вятском книжном издательстве вышла её книга «Золотые травы России», посвящённая искусству хохломы. В увлекательной форме, хорошим литературным языком автор ведёт рассказ об истории, художественных особенностях, традициях промысла, о наиболее известных мастерах, и сложная технология росписи становится понятной любому читателю.

Книга Т.И. Емельяновой остаётся одним из лучших научно-популярных изданий о хохломской росписи, поэтому редколлегия Библиотеки «Народные художественные промыслы Нижегородской области» приняла решение переиздать её, но под другим названием, отвечающим требованиям выпускаемой книжной серии.

В новом издании полностью сохранена авторская композиция: порядок расположения и название глав, постраничные примечания. Исключены только несколько предложений, содержащих устаревшие сведения. Изменившиеся за период с 1973 года географические названия, названия учреждений и предприятий, если позволяет контекст, даны в современном варианте написания.

Справочно-пояснительный аппарат расширен. Внутритекстовые и постраничные редакторские примечания (с пометой — Ред.) дополняют информацию основного текста необходимыми для настоящего времени фактическими сведениями, искусствоведческими оценками. На полях помещён небольшой словарь: рядом с неразъяснённым в тексте термином или устаревшим словом приводится краткая словарная статья. В начале книги дан Словарь аббревиатур.

Внимание читателя следует обратить на то, что, знакомясь с последней главой «Хохлома сегодня», необходимо иметь в виду: книга Емельяновой была написана более 35 лет назад: сведения об особенностях хохломского промысла того времени, изложенные в ней, не устарели, но по объективным причинам в настоящее время к ним не применимо определение «сегодня». Рассказ о знаменитой росписи дополнен Послесловием (автор В.А. Шамшурин), где идёт речь о современном состоянии народного искусства, о талантливых художниках, которые и сегодня, сохраняя и продолжая традиции, творят «золотую сказку», чарующую своей красотой миллионы людей.

В оформлении книги использовано большое количество чёрно-белых (в тексте) и цветных (в альбоме) изображений. Вошли почти все иллюстрации первого издания (но, в основном, в новой редакции. Кроме того, видовой ряд значительно расширен материалами, предоставленными Музейно-выставочным центром «Отчина» (Ковернино), Муниципальным учреждением культуры «Историко-художественный музей Семёновского района», ЗАО «Хохломская роспись», Музеем истории художественных промыслов Нижегородской области (филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника). Отсылки к чёрно-белым иллюстрациям не даются. Читатель в них легко сориентируется, так как они расположены рядом с соответствующей информацией в тексте. Отсылки к цветным даны в скобках с указанием страницы (римской цифрой) в альбоме и порядкового номера данной иллюстрации (арабской цифрою на странице. Альбом иллюстраций построен по тематико-хронологическому принципу (каждый разворот посвящён конкретной теме, временному периоду, мастеру) и имеет небольшие сопроводительные тексты с дополнительной информацией о промысле и художниках.

P.S. Редакционная коллегия признательна работникам музеев и предприятий хохломской росписи за активную помощь по подбору и подготовке иллюстративных материалов, за предоставленную возможность провести фотосъёмку предметов, за профессиональные консультации. Благодаря этому участию текст автора подробно «прокомментирован» развёрнутыми чёрно-белыми видовыми вставками и большим количеством цветных изображений в альбоме иллюстраций, что позволяет читателю получить яркое зримое представление о знаменитом народном искусстве.


Словарь аббревиатур

АПК — агропромышленный комплекс

ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917–1938 годы)

ВСНХ — Высший совет народного хозяйства (1917–1932 годы)

ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (1939–1959 годы)

ГИМ — Государственный исторический музей (Москва)

ГРМ — Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)

ИХМ CP — Муниципальное учреждение культуры «Историко-художественный музей Семёновского района» (г. Семёнов Нижегородской области)

КМЗ — Костромской государственный объединённый историко-архитектурный музей-заповедник

МВЦО — Музейно-выставочный центр «Отчина» (п. Ковернино Нижегородской области)

МИХП НО — Музей истории художественных промыслов Нижегородской области — филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника

НГИАМЗ — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

НГХМ — Нижегородский государственный художественный музей

НИИХП — Научно-исследовательский институт художественной промышленности (Москва)

РГБ — Российская государственная библиотека (Москва)

РЭМ — Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)

РЯМЗ — Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник»

СПМЗ — Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

ХПК — художественно-промышленный комбинат

ЦПКиО — Центральный парк культуры и отдыха

ЯМЗ — Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


…Затянуло морозом оконце.
Мало хлеба и скуден обед.
А посуда, как щедрое солнце,
Излучает божественный свет.

А. Фигарев

Керженские леса, золото листвы, бездонная синь неба… Красота русской осени особенно чувствуется в этих краях. Тут оранжевый клён оттеняет нежную желтизну берёз, там трепещут на ветру осинки, словно полыхающий алый костёр. Растерявшая листья ольха раскинула на золотисто-багряном фоне чёрное кружево ветвей. Не здесь ли, у природы, подсмотрела свои звонкие краски и узоры из трав и цветов знаменитая хохлома? Не в этих ли дремучих лесах родина сказочной Жар-птицы, похитившей огненный наряд осени?

Среди лесов, недалеко от овеянной преданиями реки Керженец, стоит город Семёнов. Живописно расположенный, оживлённый, он, казалось бы, мало чем отличается от других районных центров. Однако внимательному взгляду в нём откроется немало интересного — на старых домах можно увидеть затейливую резьбу, узорчатые железные петли и кованые ручки дверей, мелькнёт в окне расписной бурачок или золотистая хохломская чашка.

Это не случайно. Семёнов — город старинный, основанный в XVII веке. Жители его испокон веков занимались разными ремёслами — резали и красили ложки, точили деревянную посуду, писали иконы, делали раскрашенные игрушки. В 1916 году здесь возникла Школа художественной обработки дерева, а после 1917 года в Семёнове расцвело искусство хохломы.

Ежегодно маленький городок посещают тысячи туристов. Их привлекает местный историко-художественный музей, в котором собрана ценнейшая коллекция произведений народного искусства Нижегородской области: домовая резьба, деревянная скульптура, игрушка, резные и расписные городецкие донца. Экспозиция музея даёт возможность познакомиться с историей хохломской росписи.

Но не одним музеем знаменит Семёнов. Здесь не только бережно хранятся старинные традиции народной резьбы и росписи по дереву — эти традиции развиваются современными мастерами декоративно-прикладного искусства В Семёнове опыт, накопленный местными промыслами, использует ЗАО «Хохломская роспись», сделавшая Семёнов столицей современной хохломы.