Нижегородская домовая резьба

Фёдоров В.В. Нижегородская домовая резьба. — Нижний Новгород: «Литера». 2008. — 160 с. 24 л. ил.: ил. — (Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).

ББК 85.125 + 26.89(2Рос-4Ниж), УДК913(С142), ФЗЗ;
ISBN 978-5-900915-74-6

Книга Фёдорова Вячеслава Вениаминовича посвящена одному из традиционных народных промыслов Нижегородской области — деревянной резьбе.

Ярким образным языком, в увлекательной повествовательной манере автор рассказывает об истории и современном состоянии самобытного народного искусства, мастерах-резчиках, секретах изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Книга будет интересна широкой читательской аудитории — от школьников до специалистов по декоративно-прикладному искусству и этнографии, её можно использовать на уроках краеведения в во внеклассной работе.

Издание прекрасно иллюстрировано. Это даёт возможность наглядно представить среду бытования домовой резьбы и оценить её значимость в наследии народной духовной культуры.

Научно-популярное издание.

Фотографии Н. Мошкова, В. Алексеева, В. Андрианова, В. Макарова

Тираж 1000 экз.


оглавление:

Приглашение к путешествию

Книга, которую вы держите в руках, продолжает серию издании, посвящённую мастерам народных промыслов Нижегородской области. Эта библиотечка — дань памяти Ивана Петровича Склярова. Будучи губернатором, он активно поддерживал мастеров и старался, чтобы народные промыслы на Нижегородской земле не угасали. Они сохранились, живут и развиваются.

Нижегородская земля всегда была богата художественными промыслами, среди которых были и есть уникальные. Их известность давно перешагнула областные рамки. Кто не знает хохломскую и городецкую роспись, нижегородскую глухую резьбу по дереву, изделия павловских металлистов или балахнинских кружевниц.

Но всегда ли мы знаем историю промысла, его истоки, корни, мастеров, которые удивляли и удивляют. К сожалению, многие промыслы, потеряв своё утилитарное значение, исчезли. Так случилось со знаменитыми пурехскими колокольчиками. Со временем надобность в них отпала, но осталась история этого промысла. Мы постараемся в наших книгах рассказать и об утраченном. Надеемся, что о многом вы узнаете впервые. Каждая из книг будет путешествием в мир ремёсел, вот почему мы вас и приглашаем в дорогу. Как же нам обойтись без дороги. Мы обязательно должны побывать там, где работали мастера, где они создавали свою красу, которая и сегодня радует глаз.

В этой книге мы отправляемся в те места, где когда-то процветала знаменитая нижегородская глухая резьба. Что нам осталось с тех времён? Можно ли сегодня приглашать гостей, чтобы они увидели сказочные картины нижегородских резчиков?

Создатели книги исколесили сотни километров дорог в поисках резьбы. Много ли они нашли? Куда исчезает уникальная резьба? Ответы на эти вопросы вы получите в книге. Мы постарались щедро иллюстрировать наше издание, привлекая сюда фотографии и материалы давних экспедиций. Это позволило реконструировать то, что мы уже никогда не увидим.

И, наконец, мы скажем благодарное слово мастерам. К сожалению, многие из них безымянны. Время унесло их имена в вечность. А их творения хранятся в лучших музеях России. И об этом вы узнаете.

Не будем томить вас длинным вступительным словом. Вы всё сами увидите и прочтёте. Доброго вам пути!

Николай СМИРНОВ,
генеральный директор
Фонда развития народных художественных промыслов
Нижегородской области


Слово в дорогу

Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, весёлая игрушка, но и была ориентиром для путника Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определённом месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно.

Дмитрий ЛИХАЧЁВ,
академик

Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный ещё в пору язычества. Всё, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — всё это отсеиваюсь временем. А то, чего не доставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность. Ритм — одно из условий жизни.

Василий БЕЛОВ,
писатель

Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели — встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа.

Игорь ГРАБАРЬ,
художник, искусствовед