Городецкая роспись

Чуянов С.П. Городецкая роспись. — Нижний Новгород: Литера. 2009. — 232 с: ил. + цвет. ил. (48 с.) — (Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).

ББК 35.125 УДК 913 (С142) 496;
ISBN 978-5-900915-75-3

В книге рассказывается об одном из самых известных в России народных художественных промыслов — городепкой росписи.

Первая часть книги включает, прежде всего, главы, посвящённые истории Городиа и краткой характеристике народного искусства региона. В отдельных главах представлена история городепкой росписи: развитие промысла от его зарождения до упадка в начале XX века и затем — его возрождение в советское время.

Вторую часть книги составляет блок очерков о ведущих мастерах современной (период с 60-х годов XX века по сегодняшний день) городепкой росписи.

Издание богато иллюстрировано.

Научно-популярное издание.

Тираж 1000 экз.


оглавление:

  • Об авторе
  • Предисловие
  • ГОРОД НА КНЯЖЬЕЙ ГОРЕ
  • ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ
  • ТАЙНА АЛЕНЬКОГО ЦВЕТОЧКА

  • ДЕРЕВЕНСКИЕ КУДЕСНИКИ
  • Антон Мельников
  • Лазарь Мельников
  • Гаврила Поляков
  • Игнатий Лебедев
  • Фёдор Краснояров
  • Василий Лебедев
  • Егор Крюков
  • Василий Смирнов
  • Игнатий Мазин
  • Сундуковы
  • Павел Колесов
  • Дмитрий Крюков
  • Дорога длиной в полтора века

  • МАСТЕРА
  • Аристарх Коновалов
  • Лилия Беспалова
  • Лидия Кубаткина
  • Фаина Касатова
  • Тамара Рукина
  • Александра Соколова
  • Надежда Столесникова
  • Валентина Черткова
  • Наталья Приваловская
  • Елена Староверова
  • Вера Колесникова
  • Вера Деревянко

  • Заключение
  • Литература
  • Сокращения

Об авторе

Сергей Петрович Чуянов — член Союза писателей России, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Нижнего Новгорода, Пушкинской, Горьковской и Чкаловской премий, многократный лауреат первых премий Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области, обладатели статуса «Легенда нижегородской журналистики», Почётный гражданин Городецкого района. Автор книг «Городецкие праздники», «Городецкие диковины», «Древо красоты», «Сотворение театра» и других. В его творческом багаже — снятые им телевизионные фильмы и программы из цикла «Самоцветы России», рассказывающие о городецкой росписи и резьбе по дереву, об искусстве хохломской и полхов-майданской росписи, о мастерах казаковской филиграни, чкаловского гипюра, народной игрушки и художественной обработки металла. Автор книги обладает уникальным собранием городецкой росписи и резьбы по дереву, которое экспонировалось в музеях и выставочных залах Нижнего Новгорода и Городца.

* * *

Автор благодарит за помощь в подготовке издания Городецкий историко-художественный музейный комплекс, Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, акционерное общество «Городецкая роспись».

Предисловие

О городецкой росписи писали такие крупные исследователи крестьянской живописи, как А.В. Бакушинский, С.К. Жегалова, В.М. Василенко, B.C. Воронов, Л.Я. Супрун, А.П. Рогов, Т.И. Емельянова и многие другие.

В научных трудах, популярных изданиях прослеживалась история зарождения промысла, его расцвета. В них можно было узнать об особенностях творчества старых мастеров росписи. Особняком в этом ряду стоят книги Т.А. Мавриной и А.Е. Коновалова.

В 1970 году Татьяна Маврина — известный художник, иллюстратор книг, собиратель древнего русского и народного искусства — выпустила альбом с репродукциями росписей старых мастеров. Он был сделан с огромной любовью и вкусом. Многое в нём воспроизводилось впервые. Особенно были интересны опубликованные фрагменты отдельных композиций, по который художница давала нам возможность понять особенности мастерства того или иного известного или безызвестного мастера.

Я помню, каким значительным событием стал выход этого альбома. В газете «Известия» писатель Ефим Дорош писал: «Нельзя обойти молчанием и то, что художница, оторвав от своего, для живописи предназначенного времени, многие месяцы и даже годы темпераментно, самоотверженно, как это вообще свойственно Мавриной, создавала и создала некий памятник своим по преимуществу безвестным сотоварищам по искусству и землякам, давно умершим крестьянам-художникам».

В письме известной поэтессе Маргарите Ногтевой Маврина признавалась: «Это всегда было моей мечтой — издать живопись нашего края. Она, как мне кажется, достойна мирового внимания, потому что стиль, пошиб, сами вещи немыслимо красивы и до сих пор репродуцировались лишь одиночно…» Чуть позднее вышла книга Анатолия Рогова о русском народном искусстве «Чёрная роза». Откуда само название книги? Название это автор придумал, познакомившись с одной из композиций старого мастера из узольской деревни:

«Чёрная роза. У этого цветка своя красота — необыкновенная и таинственная. Скользнёшь по нему равнодушным невнимательным взглядом — ничего не заметишь. А вглядишься в его чёрную черноту, и она тебя словно к себе потянет, в ней какие-то смутные тени увидятся, отливающие то бордовым, то пламенно-синим, то ещё каким-то цветом, они двигаются, но что это за тени, разобрать невозможно, и тайна цветка становится от этого с каждой минутой ещё сокровенней, и от него уже не хочется уходить, хочется вглядываться вглядываться… Я думаю, что мужик, создавший чёрную розу, ждал от неё чуда, хоть какого-нибудь, но чуда. И не догадывался, что чудом был сам этот цветок, единственный чёрный цветок во всём русском народном искусстве». Ещё одним ярким событием в исследовании городепкой росписи стал выход книги А.Е. Коновалова «Городецкая роспись». Это был, что называется, взгляд изнутри. Сам Аристарх Евстафьевич ещё застал многих старых мастеров, видел их работу, учился у них. Именно поэтому его воспоминания, наблюдения и размышления о промысле представляют собой огромную ценность.

Вместе с автором мы не только узнаём о стилистических особенностях каждого мастера росписи, но и погружаемся в сам быт приузольских деревень, в которых и рождалось это рукотворное чудо.

Вместе с тем Коновалов не только выучил своих учениц, которые стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, но и успел предсказать развитие росписи на ближайшие годы.

В этой книге мы постарались не только обобщить материалы предыдущих исследователей, но и рассказать о двух последующих поколениях мастеров росписи.

Заключение

Городец являет собой своеобразный феномен отечественной истории и культуры. Здесь развивались и продолжают существовать такие народные художественные промыслы, как глухая и прорезная резьба по дереву, золотное шитьё и вышивка, пряничное дело, изготовление дымников из просечного железа, плетение из соснового корня и ивового прута, жбанниковская игрушка, смиркинский гончарный промысел.

Всё это многообразие видов народного искусства явилось своеобразным фоном, на котором возник, развился и достиг всемирной известности уникальный народный промысел — городецкая роспись.

Я постарался рассказать об истории этого народного искусства, опираясь на проверенные научные данные, и в то же время — я стремился донести эту историю до читателя в живых лицах и реальных картинах, пропущенных сквозь призму личностного восприятия и общения с замечательными мастерами.

Надеюсь, мне удалось достичь главного: организовать встречу читателя с подлинно прекрасными проявлениями народного творчества и вызвать у него чувство восхищения неизбывной талантливостью русского народа.

Народное искусство сродни роднику ключевой воды. Если нерачительные землепользователи вдруг засыпают его, то он пробивается чистой хрустальной струёй где-то в другом месте.

Так и многовековая народная культура выдерживает все испытания временем, социальными катаклизмами, нашествием чужеземных (нелучших) обычаев и продолжает жить родником живой воды — целительной воды для великой русской культуры.

Сокращения

АОГР — Акционерное общество «Городецкаяроспись»
ГИМ — Государственный исторический музей
ГИХМК —Городецкий историко-художественный музейный комплекс
ГМПИ — Государственный музей палехского искусства
НГИАМЗ — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
НГХМ — Нижегородский государственный художественный музей
СМ — Собрание Т. Мавриной
СПГИХМЗ — Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
СЧ — Собрание С. Чуянова