Климова Л.А., Усова Е.Д Городецкая глиняная игрушка. — Городец, 2013.

Городецкая глиняная игрушка

«Свист хорош, товар пригож»

Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов. Жбанниковская свистулька — один из них. Точное время происхождения промысла неизвестно, однако мы знаем, что на территории средневекового Городца археологами были найдены глиняные свистульки в слоях XII–XIII веков.

Так сложилось, что этот древний промысел до недавнего времени был мало изучен. Тем большую ценность для всех, кто интересуется народным творчеством, представляет книга известного краеведа Климовой Л.А. и её дочери Усовой Е.Д. «Городецкая глиняная игрушка».

Рассказывает Климова Лидия Андреевна:

В восьмидесятых годах к моему мужу, юристу Дмитрию Дмитриевичу Климову, обратился за советом и помощью житель деревни Мошкино Венедикт Степанович Сироткин. Пришёл он со своими необыкновенными глиняными игрушками, выложил их на стол и с горечью сказал: «Объясните, почему меня называют тунеядцем и хотят привлечь за это к ответственности. Я льготный пенсионер, работал на Севере и Дальнем Востоке, сейчас занимаюсь игрушкой. Разве это не дело?». Муж обещал помочь и выполнил обещание. А игрушки Венедикта Степановича так и остались в нашем доме. С них начались моя коллекция и интерес к глиняной свистульке. Уже потом я узнала, что Венедикт Сироткин — настоящий новатор игрушки. Помимо традиционных, имеющих три точки опоры свистулек, он лепил великолепных коней, златорогих козлов на четырёх ногах. А ещё у него были довольно сложные скульптурки, несущие в себе загадочность древних языческих изваяний. Мастер работал самозабвенно, не разгибая спины. Может быть, поэтому и прожил недолго — всего 55 лет. Но творения его рук и сегодня можно увидеть в крупнейших музеях страны: Эрмитаже, Русском музее, музее игрушки Сергиева Посада. Есть они и в Городецком краеведческом.

Собираемая коллекция стала толчком к исследовательской работе. Я прошлась по тем местам, где зачинался и где ещё живёт этот весёлый промысел — деревням Жбанниково, Прокурино, Рыжухино, Роймино, встретилась со старыми мастерами. Кстати, в этих местах свистульку называли дудкой. Говорили так: «Пошли делать дудку!». Записей тогда, в восьмидесятых, сделала немало. Спустя годы решила их восстановить, добавив сведения из материалов археологических раскопок. И, конечно, встретилась с потомками тех знатных мастеров-игрушечников (их ещё называли игроделами), что стяжали славу этому звонкому промыслу. Так родилась довольно объёмная книга.

Глиняной свистульке восемь веков! Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Глиняная игрушка несёт в себе историческую память о давнем прошлом — легендарном, порой сказочном. А сказка всегда будит воображение маленького человека — свистульки, как известно, сегодня создаются прежде всего для детей. Кроме того, глиняная игрушка звучит, наполняет мир особенными, загадочными, волшебными звуками. Недаром ещё в языческие времена считалось, что с помощью свиста можно отогнать злых и призвать добрых духов-спасителей. В одной из дошедших до нас легенд рассказывается, как однажды к Хлынову (ныне город Киров) подошли целые полчища кочевников. Городу грозила неминуемая гибель. И тогда жители пошли на хитрость: все взрослые и дети, взяв по свистульке, подкрались ночью к вражескому стану и начали свист. Такие звуки, должно быть, издавал Соловей-разбойник, от свиста которого облетали маковки теремов, шатались деревья и падали кони. Вот и враги, осаждавшие Хлынов, решили, что их окружает неведомая сила, и в страхе бежали.

Глиняная игрушка считалась обережной. Её использовали, например, во время Святок, высвистывая нечистую силу из всех тёмных уголков.

Городецкий край считается заповедным. Он богат легендами и сказаниями, здесь жили старообрядцы. Человека окружал неведомый мир, населённый домовыми, лешими и другой нечистью. Детей пугали Лизуной, которая своим шершавым языком может зализать ребячьи пятки и заставит смеяться до колик, или русалкой Ягармой, которая того и гляди утащит в свой омут. А то были ещё лисицы-сестрицы Слащуха и Заманиха — они старались беспечного грибника или собирателя ягод закружить, завертеть и увести в такую чащобу, из которой вовек не выбраться.

Свистулька — настоящее чудо. Разве не удивительно, что найденные при раскопках средневековые свистульки до сих пор свистят, их голоса звучат через века. Мастер когда-то вдохнул в них жизнь, и они живые до сих пор.

Промысел глиняной игрушки сопутствует гончарному, а гончарное ремесло в России когда-то было повсеместным, а свистулечников мало.

Дело в том, что для дудки нужна своя особая, жирная глина, которой были богаты окрестности деревень Смиркино, Новопокровское, Мокушино, Кривоносово, Рыжухино, а также урочище Кривяк на Узоле. Эта глина, кстати, обладает целебными свойствами. Недаром у мастеров-игрушечников ладони гладкие, почти без морщин. Кстати, знающие люди говорят, что глина только тогда послушна, когда человек приходит к ней с доброй, открытой душой. Тогда и свист хорош, и товар пригож.

Мало игрушку слепить — её надо ещё и раскрасить. Сейчас всяких красок предостаточно. А старые мастера использовали природные материалы: разводили сажу, сушили и толкли до порошковой массы чернику. А с появлением настоящих красок промысел буквально расцвёл. Когда мастеру-художнику Лариону Потатуеву из Жбанникова в начале тридцатых за его удивительные игрушки прислали из Москвы краски в тюбиках, посмотреть на это чудо сбежалась вся деревня.

Игрушечный промысел то развивался, то затухал. Временем подъёма был НЭП, а также предвоенные годы, когда работали заготконторы, собирая и игрушку. Дудки лепили даже в суровые военные годы. Известная мастерица Прасковья Степановна Тимофеева (1925–2009) вспоминала, как её отправили в Балахну рыть окопы. Когда Пане удавалось побывать дома, в Жбанникове, она привозила оттуда дудки в Балахну. Уже на перевозе её поджидали ребятишки. Завидев мастерицу, кричали: «Ну, Паня, привезла петушков?». Свистульки помогали голодным детям выжить, верить, что победа не за горами, что будет ещё мирная, счастливая жизнь. Нет, не зря говорят: «Игрушка — не балушка»…

В книге рассказано о судьбах и творчестве двадцати мастеров жбанниковской свистульки. Степан Сироткин, Прасковья Смирнова, Марфа Валяева, Евгений и Константин Тимофеевы, Анна Терёшина, Вадим Жарков, супруги Фёдор и Наталья Лавровы… Наверняка среди хорошо известных фамилий заинтересованный читатель найдёт и те, о которых он ничего не слышал. Звонкие жбанниковские свистульки много лет радуют слух, славят Городец — теперь, наконец, мы узнаем и об их создателях.

Нина Дмитриевская