Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа. — М., Культура и традиции, 2006. — 148 с., илл.

Супрун Л.Я. Городецкая роспись

Автор: СУПРУН ЛЮДМИЛА ЯКОВЛЕВНА

Городецкая роспись по дереву — одно из наиболее ярких и самобытных явлений в русском народном искусстве XIX–XX вв. Описраясь на традиции декорирования резных инкрустированных донец, опыт иконописного дела и знание приёмов крестьянской кистевой росписи, городецкие художники создали оригинальный стиль, стройную систему украшения предметов быта. Современные мастера сохранили вековые традиции и навыки ручного творческого труда. Неповторимая образная система городецкой росписи складывается из гармонического соединения орнаментальных и сюжетных мотивов, цветочных форм. В книге на большом иллюстративном материале показаны истоки городецкой росписи, основы её стилистики и технологии. Учебные таблицы, впервые приведённые в таком объёме, помогут практическому освоению приёмов городецкого письма.

Автор книги — известный искусствовед Л.Я. Супрун (1939–2001) многие годы занималась изучением творчества городецких художников. Она внесла большой вклад как в возрождение традиций старых мастеров, так и во внедрение в современное производство расписных изделий, новых по форме и назначению.

Тираж 5000 экз.; УДК 745.03 (470.341-21Городец) (084.121) "18/19";
ББК 85.12г (2Рос-4Ниж-2Городец)я611; С89; ISBN 5-86444-120-1

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Истоки
Мастера
Школа


Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основывающегося исключительно на элементах живописи. В ней отсутствует деспотизм предварительного контура, связывающего руку живописца. Кисть приобрела первенствующее значение; она не окрашивает безучастно и рабски ограниченные контуром детали композиции, но самостоятельно ведёт, строит и располагает всю красочную архитектонику. Свободный, гибкий, изменчивый, сильный мазок нижегородской бытовой живописи придаёт ей живую и подвижную орнаментальность и является предметом не только красочным, но и композиционно-конструктивным. Рука мастера уверенно владеет послушной кистью и, самостоятельно и многократно разрабатывая усвоенный мотив, естественно стремится к наибольшему его лаконизму и яркой выразительности, достигая на этом пути значительного совершенства.

В.С. Воронов