(к 100-летию со дня рождения)

Городецкие чтения. Городец, 25 апреля 2002 года

Кажется первый раз я вижу природу так много, так пристально, так бездельно-пленительно, хорошо погрузившись в беззаботность, фаталистически упорно верю в свою судьбу, пишу стихи, улыбаюсь солнцу и симпатичным лицам [1]

Д.В. Прокопьев

Если подойти к Музею как самостоятельному общественному институту, работа в котором должна рассматриваться как важнейшая часть национальной культурной деятельности, то мы сможем выделить основные функции Музея, то, чем должны заниматься музейные работники — собирание, сохранение, изучение и представление предметов, ставших музейным экспонатами. При этом следует учесть, что Музей, как учреждение, играет в государственной системе очень важную роль, поскольку объектом его деятельности является подлинная вещь. Понимание этого положения как аксиомы является одним из краеугольных камней не только всей музейной деятельности, но и взаимоотношения общества в лице государства с Музеем как таковым. Изучение окружающего нас мира, правильное понимание такого явления как Человек, объективное определение его места в осмысленном нами Космосе — все это возможно только тогда, когда мы оперируем объективными данными, выстраивая здание наших теорий и умозаключений на камне, а не на песке. Таким камнем в данном случае и является подлинная, правдивая, действительно представляющая объективный ход жизни музейная вещь. Но заблуждаются те, кто считают Музей лишь складом, хранилищем, «местом скопа» для тех или иных экспонатов. Действительно, очень важно правильно собрать, максимально бережно сохранить и правдиво представить имеющиеся в Музее экспонаты. Но всё же возьмём на себя смелость утверждать, что Музей — это прежде всего научно-исследовательское учреждение, во главу угла деятельности которого должна быть поставлена научная работа, проводимая грамотными и профессионально подготовленными музейными сотрудниками.

Музей истории художественных промыслов Нижегородской области на своих экспозициях представляет историю развития и современное состояние традиционного народного искусства, художественных промыслов и ремёсел Нижегородского края, охватывая период с XVII по XX век. Он берёт своё начало от Музея исторического и художественного профиля, созданного в Нижнем Новгороде ещё в конце XIX века. В настоящем докладе мы хотим положить начало «Нижегородскому Музейному Мемориалу» и рассказать о людях, как стоявших у истоков музейного дела в Нижегородском крае, так и внесших свой вклад в музейную деятельность по различным её направлениям, связанным с национальным культурным наследием. За прошедший период с историческим музеем связаны имена таких организаторов и ученых-исследователей как А.С. Гацисский, А.М. Меморский, Д.В. Прокопьев, М.П. Званцев, В.Ф. Черников. Число этих людей в каждый из исторических периодов времени невелико, поскольку талант и самоотверженное служение — удел избранных. Однако свет, испускаемый такими людьми, дорого стоит и позволяет обществу, вне зависимости от сиюминутного отношения к ним, гармонично развиваясь, двигаться в правильном направлении.

И начнём мы с Дмитрия Васильевича Прокопьева, человека интересной и в чем-то трагической судьбы, первого нижегородского искусствоведа-исследователя традиционного народного искусства. Он незаслуженно забыт, и необходимо не только вспомнить о нем, но и почтить его память изданием сборника работ, переизданием его книги «Художественные промысла Горьковской области», а возможно и ходатайством о присвоении его имени нашему Музею. Нами планомерно собирается материал, который мог бы быть положен в основу книги о его жизни и творчестве. Источниками нашей исследовательской работы являются воспоминания его сестры Лидии Васильевны, полученные из личной переписки и встреч с ней; материалы из фондов Художественно-педагогического Музея игрушки Российской Академии Образования в городе Сергиеве-Посаде, где имеется архив Д.В. Прокопьева, рукописные материалы и переписка; материалы ГАНО, документы из фондов и архива НГИАМЗ, а также его публикации, письма, фотографии и другие документы о Дмитрии Васильевиче. Одним из источников были воспоминания о работе с Д.В. Прокопьевым старейшего работника исторического Музея М.Н. Голубевой, записанные незадолго до её смерти.

Его отец — Василий Иванович Прокопьев (1876–1921) родом из деревни Горянское Василевской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его родители умерли, когда он был совсем маленьким, и воспитывался в дальнейшем Василий Иванович у дяди. Женился он в 1895 году и переехал жить в д.Жуково в дом своей супруги. Именно с этим местом и оказалась связанной жизнь семьи Прокопьевых. Это было для них, своеобразное, «родовое гнездо». Дмитрий Васильевич незадолго до своей гибели писал: «Там (в Жуково) мои книги, мои вещи, драгоценная пыль души, сад — все что я хотел бы сохранить на случай возврата…» [2].

Имея природный ум и трудолюбие, Василий Иванович самостоятельно обучился грамоте и поступил работать в Василевские мастерские (теперь это завод им. Ульянова-Ленина) учеником кочегара. Имея склонности к технике, он показал большие успехи в слесарном деле и постепенно дослужился до первого помощника механика землечерпальной машины, плававшей по Волге и чистившей дно реки. Одновременно занимался ремонтом точных судовых измерительных приборов, в качестве приработка семье по просьбе знакомых ремонтировал граммофоны. В 1911 году Василий Иванович с семьёй переезжает в г.Саратов. До 1921 года он работает сначала помощником машиниста землечерпальной машины «Волжская-30», а с 1920 по 1921 год слесарем при мастерских Саратовского районного управления водным транспортом Волжского бассейна. В это время он вступает в члены Российской Коммунистической партии. По рекомендации врачей, в связи с болезнью, он возвращается летом 1921 года в д.Жуково, где и умирает в августе.

Мать Дмитрия Васильевича — Евлампия Сергеевна Прокопьева (1873–1941) родилась в деревне Жукове. Родителей своих не помнила и воспитывалась в семье дяди Сергея. От брака с Василием Ивановичем имела четырех дочерей (трое умерли в раннем детстве) и пятерых сыновей. В настоящее время из всей семьи жива только одна дочь — Лидия Васильевна Петрова (Прокопьева). Евлампия Сергеевна была неграмотной, но очень доброй и умной женщиной. Всю жизнь занималась ведением домашнего хозяйства. Была внимательна к людям, и часто соседки приходили к ней за советом в различных житейских ситуациях. Она прививала детям трудолюбие, воспитывала их добрыми, отзывчивыми и честными, учила любить людей и уметь общаться с ними. Все дети получили образование, хотя жить семье после смерти мужа было очень трудно.

У Дмитрия Васильевича Прокопьева было четыре брата и сестра. Григорий Васильевич (1897–1917) окончил Саратовское Александровское ремесленное училище, где и был оставлен на преподавательской работе. Умер он во время командировки в г. Петроград от заболевания брюшным тифом.

Александр Васильевич (1899–1953) окончил Саратовское Александровское ремесленное училище. В 1917 году стал членом Коммунистической партии и воевал в рядах Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был призван на службу в армию и прослужил на фронте до победы.

Михаил Васильевич (1905–1951) в 1920-е годы работал на речном транспорте матросом. В 1930 году он был направлен на работу в органы НКВД, служил в различных городах СССР. Член Коммунистической партии, Алексей Васильевич (1917–1943), окончив вечернюю школу, работал инспектором в районном отделе финансов. В 1939 г. был призван в Красную Армию и погиб на фронте под г. Ленинградом.

Лидия Васильевна родилась в 1915 году. Окончила Горьковский речной техникум в 1930-е годы. До выхода на пенсию работала в г. Чкаловске на телефонной станции. Имеет двух дочерей.

Дмитрий Васильевич Прокопьев родился 7 ноября 1902 года в с.Василёвой Слободе Городецкого уезда Нижегородской губернии. После переезда семьи в г.Саратов он оканчивает в 1918 году 3-ю Саратовскую школу 2-й ступени. С 1919 по 1924 год учится в Саратовском государственном Университете на историко-филологическом факультете. Так как семья была вынуждена уехать из г.Саратова, Дмитрий Васильевич остался один и, учась в Университете, одновременно работает в одном из Саратовских музеев. После окончания учебы он приезжает в Нижний Новгород и поступает на работу в Нижегородский государственный историко-бытовой Музей на должность младшего хранителя. Здесь он проработал с октября 1924 года по декабрь 1929 года. В начале 1930-х годов он уезжает из Нижнего Новгорода и устраивается научным сотрудником в Музей игрушки г.3агорска Московской области. С 1938 года Прокопьев переходит на преподавательскую работу в Московский швейный техникум, где читает курс «история костюма». Осенью 1941 года Дмитрий Васильевич был призван в Красную Армию и направлен на военную подготовку в г.Омск. В феврале 1942 года он в составе части через Костромскую и Ярославскую области переводится на фронт. Погиб Д.В. Прокопьев в бою под г. Ленинградом 3 мая 1942 года и похоронен недалеко от деревни Никольское Половского района Ленинградской области.

Предметом научных интересов Дмитрия Васильевича Прокопьева было народное искусство, традиционные промыслы и ремесла Нижегородского края. Он один из первых российских исследователей обратил внимание на такое явление традиционного народного искусства, как городецкая роспись. В 1927 году на заседании этнографической секции Нижегородского научного общества по изучению местного края Дмитрий Васильевич выступил с докладом «Живопись в крестьянском быту Городецкого уезда Нижегородской губернии». Позднее эта работа была опубликована в «Нижегородском краеведческом сборнике» за 1929 год, и в этом же году доклад по данной теме был прочитан Прокопьевым в Государственном Институте Истории Искусств в г.Ленинграде. Кроме того, он оказывал и практическую помощь городецким мастерам Курцевской артели по возрождению этого традиционного промысла в 1930-е годы. К сожалению, его большая роль в этом вопросе в наше время остается вне поля зрения исследователей нижегородского народного искусства.

Вместе с научным сотрудником М.П. Званцевым он организует и принимает активное участие в первых экспедициях музея по изучению народного искусства края. Для обследования местных кустарных промыслов Дмитрий Васильевич неоднократно в 1929 году выезжал в г. Городец и Василевскую волость по заданию Госторга кустарных изделий и Ассоциации по изучения производительных сил области. Он занимался также изучением выксунского чугунолитейного промысла, набоечного промысла Городецкого и Ветлужского уездов, историей быта населения г. Выксы и Сормова. Ряд оригинальных идей и предложений Прокопьева был направлен на улучшение внутренней структуры Музея и организацию особого отдела, призванного заниматься традиционными кустарными промыслами Нижегородского края. Однако обстановка в стране, ориентация идеологии вообще и музейной работы в частности на решение задач социалистического строительства не позволили ему реализовать задуманное.

За время работы в Нижнем Новгороде Д.В. Прокопьев проявил себя как неутомимый собиратель и экспозиционер. В сложных условиях тех лет Дмитрий Васильевич много сделал по комплектованию фондов Музея, одновременно работая над совершенствованием экспозиции. Он разработал тематико-экспозиционные планы и построил целый ряд интересных выставок: в 1927 году — «Нижегородская ярмарка», «Нижний Новгород во 2-ой половине XIX в.», «Нижегородские дворяне и помещики XVIII–XIX веков»; в 1928 году — выставка, посвящённая современной промышленности губернии и другие. Прокопьев способствовал формированию музейного фонда, посвящённого Нижегородскому театру, собирал экспонаты, встречался с людьми. Итогом этой работы была выставка и брошюра «Нижегородскому театру 130 лет» (1929 г.). К юбилейным датам наших известных земляков А.С. Гацисского и А.М. Горького он организует выставки и готовит по ним листовку и путеводитель.

В связи с политикой государства на закрытие церковных учреждений, Прокопьев занимался оценкой церковного и монастырского имущества, а также передачей предметов музейного значения в фонды Историко-бытового Музея. Для этого были организованы поездки в Арзамасский, Городецкий, Павловский, Нижегородские уезды. Как искусствоведа и сотрудника Музея его привлекали к работе по проведению историко-художественных экспертиз и вывозу имущества из национализированных усадеб помещиков Нижегородского края. Во время своих экспедиций он постоянно осуществлял фотографирование, обмеры и зарисовки интересовавших его архитектурных объектов, предметов быта и произведений народного искусства. Ясно понимая всю глубину и непреходящую ценность традиционного народного искусства, Дмитрий Васильевич писал: «Я остаюсь благодарен этим вещам за то, что они помогли мне наконец расшифровать весьма мучительные загадки и внести ту ясность, которая всегда хороша для сегодняшнего и намечающегося завтрашнего дня» [3].

К сожалению, его научная деятельность в Нижегородском Музее была прервана на самом подъёме искусственно развернутой компанией борьбы с так называемыми «чуждыми элементами». В результате скандальных судебных процессов и административного преследования были вынуждены уйти из Музея П.И. Крылов, А.И. Иконников и другие. В декабре 1929 года был уволен с работы и Д.В. Прокопьев.

Перейдя на работу в Загорский (Сергиево-Посадский) Музей игрушки, Дмитрий Васильевич начал работать над альбомом «Народная игрушка СССР». В него вошло около 300 фотографий игрушек различных регионов страны и большое место было отведено игрушке Нижегородской области. Д.В. Прокопьев продолжает исследования нижегородского народного искусства, поддерживает научные связи с мастерами Семёнова, Лыскова, Городца и других центров игрушки Нижегородской области. По нашим данным, имеется два экземпляра альбома, один из которых хранится в Художественно-педагогическом Музее игрушки РАО (г. Сергиев-Посад), а другой в Сергиево-Посадском историко-художественном Музее-заповеднике. Работа над альбомом была закончена в мае 1936 года. Находясь в Загорске с 1931 по 1936 год, Д.В. Прокопьев создает большую коллекцию нижегородской игрушки для Сергиево-Посадского музея, ведет переписку с научными сотрудниками различных Музеев страны, собирает рукописный материал, рисунки, а также закупает непосредственно у мастеров Рязанской, Орловской, Кировской, Ярославской, Пензенской областей лучшие образцы игрушек. На основании собранных материалов им был написан ряд статей в журналах «Советская игрушка», «Наши достижения» и других, а также в различных газетах.

В эти годы Д.В. Прокопьев работает и над своей будущей книгой «Художественные промысла Горьковской области». На её страницах были не только показаны истоки художественных ремесел на Нижегородской земле, но и охвачен весь широчайший спектр нижегородских промыслов — художественная обработка дерева, народная керамика, текстиль, а также художественная обработка металла. Неустроенность московского быта не позволяла автору трудиться над рукописью в столице, и поэтому основные её разделы были написаны Дмитрием Васильевичем в д.Жукове. Об этом он указывал в своём письме родным в ноябре 1938 года: «…у меня здесь часто бывает тошно и противно от сознания, что так трудно и почти невозможно добиться элементарных удобств жизни: права на маленький свой уголок» [4]. Именно Нижегородская земля и работа в историческом Музее г.Нижнего Новгорода дали первый толчок для написания этой монографии. Её рукопись хранится в настоящее время в Музее игрушки. В нашем распоряжении имеется рецензия известного российского исследователя народного искусства В.С. Воронова от 11 апреля 1937 года: «Труд Д.В. Прокопьева, составленный с полным знанием предмета и большой эрудицией, следует признать как весьма ценное достижение нашей небольшой историко-художественной литературы, посвященной проблеме изучения народного творчества». В это же время активизируется и его деятельность по собиранию иллюстративного материала, вошедшего позднее в окончательный вариант издания. Он обращается в Горьковский исторический Музей с просьбой о предоставлении ему возможности сделать фотоснимки и зарисовки с необходимых для книги музейных экспонатов.

В 1939 году в Горьковском областном издательстве книга Д.В. Прокопьева, увидела свет. Дмитрий Васильевич, радостно ожидавший это событие, написал в письме: «У меня же ожидается выход большой книги, с которой я мучился позапрошлое лето. Это очень важный момент в жизни — вроде рождения первого ребенка» [5]. Значение этой монографии с годами не только не становится меньше, а наоборот возрастает.

Личная жизнь Дмитрия Васильевича, к сожалению, складывалась не так удачно. Он был человеком тонким, впечатлительным и деликатным. Это всё, наряду с его талантливостью и неординарностью, привлекало к нему людей, в том числе чутких, творческих, с развитым художественным вкусом женщин. Однако, по-видимому то, что вначале притягивало к нему, в дальнейшем мешало создать семью, развиться чувствам более глубоким, чем дружеские. В глубине души сознавая это, Дмитрий Васильевич страдал, и порой его чувства отражались печальными отзвуками в письмах к близким ему людям: «Неужели придётся встречать старость в одиночестве, оставаясь непонятым в небольших страстях, чудаковатых причудах, иногда в чуть сметных склонностях?» [6].

В процессе наших многолетних исследований образ Дмитрия Васильевича Прокопьева становится всё более ярким и многогранным. Читая его письма и вслушиваясь в голоса его современников, мы открываем для себя не только талантливого искусствоведа, высококлассного музейного работника, беззаветно преданного своему делу высокого служения национальной культуре, но и человека всесторонне одаренного, творческого, человека с большой и доброй душой. Он хорошо писал, был прекрасным садоводом и любителем разведения цветов, вышивал, сочинял стихи, говоря при этом: «это моё последнее увлечение — влеченье, род недуга» [7], неплохо рисовал, был коллекционером книг и произведений искусства, любил литературу, поэзию и музыку.

Мы по праву относим его к плеяде наших земляков, составляющих гордость и славу Нижегородской земли.