Городецкие чтения. Городец, 25 апреля 2002 года

Александр Невский и Городецкий монастырь пресвятые Богородицы Фёдоровские (Феодоровские) Нижегородской губернии Балахнинского уезда связаны легендой. В самом Городце она была известна в 1700 году. Жители Городца при подаче прошения о восстановлении Городецкого Фёдоровского монастыря указывали на смерть Александра Невского именно в этой обители. Кроме того, текст легенды публиковался в различных печатных церковных изданиях, описывающих историю обители. Легенда гласит: «Александр Невский приехал в Орду умилостивить хана Берке (Беркала), так как его брат городецкий князь Андрей Ярославич вступил в борьбу с татарами и чуть не навлек беду на всю Русь. Осенью 1263 года сильно расстроив в Орде своё здоровье Александр Невский прибыл в Городец, слабый и больной к брату. Чувствуя приближение кончины, при усилившейся болезни, в Городецком монастыре принял иноческое пострижение с именем Алексия. Умер 14 ноября 1263 года. Так Городецкий Фёдоровский монастырь и Городец Первые свидетели и участники скорби. Мощи перенесли во Владимир. Но господь благословил Избрать для иноческого пострижения Александра Невского Фёдоровскую обитель, тем запечатлев свою любовь к ней» [1]. Этот сюжет считался бесспорным и не вызывал сомнений у издателей. Данное мнение сохраняется при перенесении сюжета о смерти Александра Невского из церковной литературы в популярную.

Описания истории Городецкого Фёдоровского монастыря выходили регулярно, но не вводили в оборот новых источников и не добавляли сведений к уже известным. Используя в своих работах конкретные документы, авторы не производят их анализ, а лишь описывают. Данное отношение было допустимо для российской «глубинки» XIX века, когда вопрос об источниках данных сообщений не поднимался и они не проверялись на достоверность информации.

Современная историческая наука считает, что источниковая база научного исторического сочинения должна быть выяснена, проверена её достоверность. После этого можно делать выводы о достоверности исследования и составлять представление в целом о той или иной работе. Подобные исследования по отношению к описанию истории Городецкого Фёдоровского монастыря не проводились. На сегодняшний день в исторической литературе используются данные, сообщаемые в описаниях XIX века.

В научной литературе при описании смерти Александра Невского Городецкий Фёдоровский монастырь не упоминается. Нет сведений о существовании данной обители в Городце и в средневековых источниках.

При изучении описаний истории обители, автором этой статьи, было установлено, что наиболее полной работой является самое раннее издание 1849 года «Исторические сведения о Городецком монастыре пресвятые Богородицы Фёдоровские Нижегородской губернии, Балахнинского уезда, состоящего от губернского города в 50-ти, а от уездного в 15-ти верстах, вверх по Волге по луговой стороне» [2].

Вероятно, что «Исторические сведения…», или материалы к ним, послужили источником информации для более поздних работ.

В «Исторических сведениях…» сообщается: «…сие описание Городецкого Фёдоровского монастыря составлено в 1849 году при строителе оного, Иеромонаха Афонасия…» [3]. Видимо история обители писалась в самом монастыре. Автор мог пользоваться монастырской библиотекой.

Знакомство с перечнем книг, хранившихся в обители, возможно при помощи описи церковно-монастырского имущества за 1847 год [4]. Из текста описи следует, что в библиотеке монастыря на 1847 год хранилось 102 книги, самое раннее издание 1694 года. В ней находились церковные сочинения, светская литература не упоминается. Перечень книг в описи показывает отсутствие специальных исторических трудов. Среди церковных сочинений имелись книги, содержащие в себе некоторые исторические сведения это: «Пролог», «Четьи-Минеи», «Служба святому Александру Невскому» и «Служба Фёдоровской Божьей Матери».

Изучение данных книг показало наличие в них интересующего нас сюжета, который мог быть использован при написании истории обители. На данные сочинения и было обращено внимание. В »Исторических сведениях…» есть ссылка на «Пролог», поэтому был проведен сравнительно-текстологический анализ текста этих сочинений.

Проведенный сравнительно-текстологический анализ показал, что при описании смерти Александра Невского в «Исторических сведениях…» цитируется именно Пролог.

«Пролог»«Исторические сведения…»
«А бысть в орде и там пребысть шесть месяцев и в болезнь телесную впаде; царь же отпустив его. И дошед емоу городца и вельми исхимогаше и ту пострижеся во иноческий чин и в схиму с великую верою и наречено быть имя Алексей. И всех ту игумена и братию, и своих целовав, и прости и причастился тела и крови и вечна господа нашего Исуса Христа и всех благословив и крестным знамением знаменовался и воздев руцы и молитву сотвори и предеде свою душу господу в лета 1263 месяца ноября в 14 день» [5]«…и дошед емоу до Городца вельми исхимогаше и ту пострижеся в монашеский чин и в схиму с великую верою и наречено быть имя Святого Алексия в лето от Рождества Христова 1263 месяца ноября в 14-ый день» [6]

Однако в «Исторических сведениях…» присутствует больше данных, чем приводится в «Прологе», поэтому внимание было обращено на другие церковные сочинения.

Изучение данных сочинений показало, что источником информации для написания «Исторических сведений…» могли быть, «Служба святому Александру Невскому» и «Служба Фёдоровской Божьей Матери».

«Историческое описание…»«Пролог»«Служба Святому Александру Невскому»«Служба Фёдоровской Божьей матери»
«В последствии времени, а именно в 1239 году, когда безбожий царь Батый в Русской земле пожигал грады и веси, и сия обитель потомуже истреблена была… Но Городецкий монастырь хотя был истреблен Мамаем, однако впоследствии вновь устроен жителями городецкими» [7]«Посели же в то время безбожий царь Батый многи земли поплени и прииде на усскую землю, и грады многи взя и пожже…» [8]«В те же времена воста безбожий царь татарский Батый иже многие Российские земли пленив приде со многую силою на землю Российскую и грады многи взятии, а ныне же до основания разорил, пожже Владимир град престольный, Ростов и иные многия» [9]«…и когда нашествие иноплеменных еже попусти бысть… мучителя батыя царя на всю русскую землю тогда оу бо плени града городец и пожже и люди в нем посече тако же обычай есть пленоу чинить. И отого пленау разорения град тот запустел и охудел» [10]

Следует отметить, что в данных церковных текстах нет упоминания о Городецком Фёдоровском монастыре. Избыточной информацией обладает «Служба Фёдоровской Божьей матери» называя местом смерти Александра Невского Городец. Остальные труды вообще не называют место смерти.

Можно сказать, что церковными сочинениями были созданы обобщенные образы событий. В них не прослеживается история Городецкого Фёдоровского монастыря. Видимо автором, при написании истории обители церковные труды использовались достаточно вольно, и происходило «домысливание» недостающих сведений.

Возможно предположение, что источником для написания «Исторического описания…» могли послужить и летописи. Для выявления данного источника был проведен сравнительный анализ «Исторического описания…» с «Летописным сборником, именуемого Патриаршею или Никоновскую Летописью второй половины XVI века» и «Московским летописным сводом конца XV века».

«Историческое описание…»«Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою Летописью второй половины XVI века»«Московский летописный свод конца XV века»
«В последствии времени, а именно в 1239 году, когда безбожий царь Батый в Русской земле пожигал грады и веси, и сия обитель потомуже истреблена была… Но Городецкий монастырь хотя был истреблен Мамаем, однако впоследствии вновь устроен жителями городецкими» [11]«В лето 6771… Того же лета князь велики Александр Ярославичъ, внук Всеволожь, правнукъ Юрья Долгорукаго, праправнукъ Владимера Маномаха, препраправнук Всеволожъ, пращурь Ярославль, прапращурь великого Владимера, идее вчетвертый во Орду къ царю Беркаю, и зимова тамо; и разболелся велми, и отпущенъ бысть на Русь, и дошедъ Городца и пострижеся во святый аггельскый иноческий образъ и въ схиму, месяца Ноября въ 14 день, тоя же нощи и преставился; и принесоша тело его въ Володимерь и положиша въ церкви пречистыя Богородици, того же месяца» [12].«В лето 6771… Князь велики Александръ поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не отпусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо разболелся, и доиде до Новагорада Нижнего и пребыв ту мало ииде на Городец и тамо в большии недуг впаде и пострижеся в черньцы ноемврия во 14, тоя же нощи и преставился; святое же его тело понесоша ко Влодимерю…» [13].

Анализ «Московского летописного свода конца XV века» и «Летописного сборника, именуемого Патриаршею или Никоновскою Летописью второй половины XVI века» показал, что источником для «Исторического описания…» служил «Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою Летописью второй половины XVI века».

Следует отметить, что не до конца выяснена источниковая база церковных сочинений. Н.Серебрянский в своей работе [14] доказывает, что в «Четьи Минеи» сюжет о смерти Александра Невского был взят из церковно-летописного жития. Данное решение было принято на соборе 1547 года по инициативе Ивана Грозного. В XVI веке в состав уже печатного Пролога вошла одна из переделок жития Александра Невского [15].

Необходимо учитывать, что любое житие не является исторической биографией. Биография воспроизводит, прежде всего, частные, индивидуальные черты известного лица. Житие, напротив, берёт из индивидуальной жизни только то, что подходит под общий тип христианского святого, опуская «несоответствующие» сведения. В случае, когда имеющихся сведений, о жизни святого, было недостаточно, то их просто вписывали беря за основу житие другого святого. Не все биографические черты в житии суть исторические факты.

Источником для написания «Службы Фёдоровской Божьей матери», как считает Т.В. Нечаева [16] послужили: «Грамота о венчании Михаила Фёдоровича Романова», а так же свод костромских и Городецких преданий XV века о чудотворной иконе. Соответственно достоверность данных церковных сочинений не вполне надежна.

В »Исторических сведениях…» содержится больше данных, чем в церковных сочинениях. Логично было бы предположит, что при написании истории городецкой обители могли оказать влияние и послужить источником труды по истории России. Были рассмотрены работы XIX века (В.Н.Татищева [17], Н.М. Карамзина [18], С.М. Соловьева [19], И. Кайданова [20], Е.А. Белова [21], Н.М.Павлова [22]), которые могли повлиять на написание «Исторических сведений…».

В данных трудах описывается сюжет о смерти Александра Невского, но содержится ограниченное количество сведений. При описании данного сюжета Городецкий Фёдоровский монастырь не упоминается. Соответственно, можно сделать вывод, что рассмотренная литература не могла оказать влияние при написании истории обители.

Таким образом утверждение, что местом смерти Александра Невского является Городецкий Фёдоровский монастырь, не имеет под собой достаточного исторического основания и является легендой. Эта легенда родилась в результате «домысливания» событий древности.

В XIX веке эта легенда была растиражирована различными печатными церковными изданиями. Оттуда, воспринимаемая как исторический факт, она перешла в популярную литературу, где широко используется по сегодняшний день не вызывая сомнений в своей достоверности.