Городецкие чтения. Городец, 23–24 апреля 2004 года

Во второй половине XIX– начале ХХ вв. село Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии было одним из развитых торгово-промышленных поселений Поволжья. Несмотря на административный статус села, экономическая и общественная жизнь Городца на рубеже XIX–ХХ веков во многом носила городские черты, что ярко отразилось в его внешнем облике — широком распространении каменных зданий, профессиональном характере архитектуры, развитой социальной инфраструктуре, уровне благоустройства главных улиц.

Экономическую сторону жизни Городца в это время в большой мере определяло купечество, причем значительная его часть придерживалась старообрядчества. Как отмечает видный искусствовед Е.И. Кириченко [Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция. — М., 1997. С. 169], в среде старообрядцев приверженность традициям, любовь к старине (они были одними из первых собирателей старинных книг, икон, утвари) сочетались с образованностью и обостренным восприятием современности. Так, московские старообрядцы стали первыми заказчиками зданий в неорусском стиле и в неоклассицизме. В Нижегородской губернии дело обстояло аналогичным образом — наиболее современные, новые по тем меркам постройки принадлежали именно купцам-старообрядцам, которые часто были удачливыми предпринимателями. В архитектуре Городца — признанной старообрядческой «столицы» Среднего Поволжья — эта тенденция также имела место, однако в силу ряда причин (удаленности от столиц, стадиального запаздывания в развитии архитектуры в провинции) проявилась не столь ярко, как в крупных городах.

Традиционной формой организации жилья в торгово-промышленных поселениях были усадьбы городского типа, представлявшие собой комплексы построек с разным характером функционального насыщения (с торговыми, производственными, складскими помещениями, флигелями для прислуги, хозяйственными постройками). Такой вид хозяйства был наиболее естественным в условиях развитой торговли и надомного, кустарного производства. Крупные усадебные комплексы купцов и зажиточных крестьян были важными структурными единицами застройки и яркими составляющими архитектурного облика поселений Нижегородской губернии.

Типичная фронтальная композиция городецких усадеб — вынос на красную линию улицы двухэтажного главного дома и одно- двухэтажного флигеля, объединённых кирпичными воротами. Такая компоновка была не только функциональна, но и способствовала созданию репрезентативного облика богатого дома. Обычно усадьбы являлись рядовыми элементами застройки улиц и рассчитаны на восприятие при движении по ним. Силуэт построен на сопоставлении объёмов главного дома и флигеля, выполняющего подчинённую роль во фронтальной композиции усадьбы. В плане главный дом близок к квадрату; прямоугольные, вытянутые флигеля имеют торцевое расположение по отношению к улице. Каждый из этих объёмов имел симметрично-осевую композицию главного фасада. Что касается главного дома, здесь симметрию нарушала боковая входная пристройка, где размещалась также парадная лестница, ведущая на верхний этаж.

Такие пристройки вообще были характерны для жилых домов Городца; они не отапливались и поэтому часто выполнялись из теса; иногда каменной была лишь фронтальная стена с одной световой осью. Количество световых осей главного фасада, таким образом, составляло 6 + 1, 7 + 1. Важным элементом фронтальной композиции были ворота, оформлявшие главный въезд на территорию усадьбы. Обычно они фланкировались двумя узкими калитками; проёмы ворот и калиток имели форму сегментных арок. Размещение остальных построек усадьбы определялось формой участка. Иногда каменные надворные постройки пристраивались вплотную к задним фасадам дома или флигеля и развивались перпендикулярно улице.

Для планировочной структуры главного дома характерна экономичность (организация смежных комнат), а также зонирование по вертикали — размещение парадных и жилых комнат в верхнем этаже, а помещений хозяйственного и подсобного характера — в нижнем.

На улице Купеческой (ныне Ленина), сформировавшейся в верхней части села неподалёку от соборного ансамбля и благоустроенной набережной, практически напротив друг друга расположены две крупные усадьбы — купцов-судовладельцев Сотина и Облаева. Обе усадьбы, богатые и презентабельные, не имели в своем составе дополнительных функций — торговых или производственных.

Усадьба Сотина — пример провинциальной эклектики с чертами классицизма. В настоящее время в здании главного дома расположена детская поликлиника, оба флигеля приспособлены под жильё.

Усадьба Облаева представляет собой образец эклектики с чертами модерна. В настоящее время в главном доме усадьбы расположен Городецкий краеведческий музей, в здании флигеля — отделение банка.

Усадьба Хрипунова — яркий пример провинциального «кирпичного стиля» — рационализированной разновидности эклектики, получившей наибольшее распространение в архитектуре городов и поселений Нижегородской губернии. Сейчас в зданиях усадьбы располагается детективно-охранное предприятие.

Усадьба Митюкова — яркий пример поздней эклектики с обращением к классицизму. Сейчас эта уникальная усадьба, занимаемая детским реабилитационным учреждением, находится в удручающем состоянии. Декоративные детали фасадов и штукатурный слой частично утрачены. Фасад флигеля искажён пробивкой нового оконного проёма и закладкой двух первоначальных. Одна из боковых калиток также заложена кирпичом. Здания усадьбы нуждаются в капитальном ремонте и реставрации фасадов.

Облику усадьбы Малехонова присущи цельность и стилистическое единство. Усложнённая композиция, развитый силуэт, многообразный декор делают её похожей на небольшой дворец и выделяют из общего массива застройки. Также как усадьба Митюкова, это пример поздней эклектики.

Подводя итоги, необходимо обратить внимание на взаимосвязь между расположением усадеб в структуре села и их функциональным насыщением. Так, усадьбы, расположенные в зоне богатой и презентабельной застройки (ул. Купеческая) не имели торговых и производственных функций; усадьбы, приближённые к торговым зонам, часто имели в составе лавки или торговые помещения в нижнем этаже; усадьбы, находящиеся на периферии, включали в себя торговые, производственные и складские постройки.

Все рассматриваемые усадьбы построены в духе эклектики — господствующего направления в архитектуре середины-конца XIX века, которое в провинции сохраняется до начала ХХ века и характеризуется произвольным использованием форм различных исторических стилей. Во внешнем облике городецких усадеб отразилась одна из общих черт, присущих всей его застройке второй половины XIX– начала ХХ вв. — сохранение классицистических традиций в сочетании с влиянием форм и приёмов развивающегося параллельно деревянного зодчества. Кроме того, все пять усадеб имеют декоративные металлические элементы — литые навесы входов, надкарнизные или уличные решётки, кованные ворота и ставни. Это позволяет сделать вывод о широком распространении художественной ковки и литья в системе украшения городецких усадеб и жилых домов, что объяснялось, по-видимому, их местным производством.

Купеческие усадьбы Городца придают его историко-архитектурной среде неповторимое своеобразие. Эти своеобразные мини-ансамбли, локальные акценты в ткани застройки обладают стилистическим единством и высокими художественными свойствами. Они подлежат изучению и охране как объекты культурного наследия регионального и местного значения.