Городецкие чтения. Городец, 23–24 апреля 2004 года

(Л. 1223) За левым клиросом очень хороших работ местная икона распятие, вделанное в другую доску. Писмо иконы ХVI в. московских писем. Прочие иконы особой редкости не представляют. На колокольне очень интересный изразцовый карниз, к сожалению, наполовину утратился и реставрирован с красками. На колокольне имеются часы с большим железным механизмом, вместо гирь приделаны два камня пуда по 3, окованы железом. Часы к сожалению поломаны. Я хорошо помню когда они работали, бой был очень интересный, выбивали и четверти часа. Сосуды и оклады на евангелиях сер. золоч. Елизаветинского времени.

22 мая 1920 г. была произведена 2-я экскурсия для осмотра Архангельского храма. В составе экскурсии находились председ. Д.И. Ризположинский, С.В. Святицкая и И.Г. Блинов, секретарь о-ва. Первоначально осмотрели с внешней стороны, а затем внутренний ея вид. Из числа церковной утвари заслуживают внимания два евангелия, напечатанные при патриархе Иосифе в 3-е лето и филаретовское. Оклад евангелия в 1870 годах обокраден, как гласит вкладная летопись, был сер. золоч. 1 п., 20 ф. весу. Из икон замечательны: храмовая икона «Чудо архангела Михаила в Хонех» московских писем ХVII в., сосуды церков., потир, дискос сер. золоч. На одном евангелии сер. евангелисты.

//(Л. 1223 об.) Из иконописи особо выдающегося нет. Храм построен в 1708 году, что и доказывает самый фасад церкви.

3-я экскурсия была произведена 16 июня 1920 г. для осмотра старообрядческого храма. Состав экскурсии из 3 челов.: председ. о-ва Д.И. Ризположинский, А.Н. Глазунов и секретарь о-ва И.Г. Блинов.

Городецкий старообрядческий Успенский храм основан во второй половине ХVII в., когда начали распространяться реформы патриарха Никона. В с.Городце многие таковых не приняли, но остались при старых обрядах. Первоначально здесь возникло кладбище, а при нем небольшая часовня, что и доказывают старые кирпичные памятники и столбы на могилах, и безусловно эта часовня и кладбище является современником Комаровского скита и Шарпанской обители. По рассказам некоторых людей, хорошо знающих Комаровский скит, здесь много проживало иноков из Комаровского скита, приезжали гостить сюда.

Несомненно кладбище существовало за много лет 1780 года. В царствование императрицы Екатерины II с ея разрешения построена была деревянная часовня во имя праздника Пр. Б-цы честнаго и славнаго Успения и св. Николы.

В 1874 года в феврале месяце 11 числа в 10 ч. вечера // (Л. 1224) случился пожар, от чего и сгорела крыша, потолок прогорел и паперть сгорела, но стараниями прихожан покрыли снова и паперть приделали.

В 1893 году в мае месяце 17 числа в 11 ч. вечера со дня праздника сошествия св.Духа сгорела вся часовня до основания. Причина пожара неизвестна. Пожаром уничтожено было все дорогое и ценное как в археологическом значении, так и искусство иконописи и утвари, которыми славится этот храм, но затем с разрешения правительства устроили храм в каменном здании, которое построено было для богадельни. Оно сложено было в 1876 году в 10 саженях от старой сгоревшей часовни по левую [сторону]. Каменная ограда сложена в 187[…] году. Колокольня дер. была построена в 1883 году в память коронования Александра III. Начали производить службу в новом храме в 1893 году в сентябре месяце с иноком Макарием. Он и освятил этот храм.

В 1896 году деревянную колокольню сломали и вместо ее поставили каменную в память коронования Николая II-го.

Успенский старообрядческий храм заключает в себе два придела, 1-й главный во имя Успения Пр. Богородицы, почему и храм называют Успенским, в нем имеется два придела: 1-ый во имя пр. Илии, 2-й во имя св.Николы. Внутренность храма распределена на три помещения: // Л. 1224 об.) 1-е со входа паперть, 2-е – женское отделение, 3-е – мужское отделение. Иконостас храма сделан ис кипарисного дерева и удивительно красиво вырезан местным резчиком столяром Добротиным в пять ярусов. В верхнем ряду помещаются иконы праотцев, в 15 икон, во 2-м пророки, в 3-м апостолы и святители, в 4-м праздники в малом размере, в 25 икон. Из них 19 новгородских самых лучших мастеров ХVI в. 5-й ряд с царскими дверями из 7 икон местных. С южной стороны рядом с царскими дверями местная икона «Спаситель главной» греческих писем, очень чудной и редкостной работы ХIV в., отчасти с влиянием нашей новгородской манеры. Икона хотя и реставрирована несколько раз, но не так много пострадала от реставрации. Она первоначально находилась в Москве у иконописца М.М. Дикарева, замечательного мастера. Он ея и реставрировал, а откуда она к нему перешла неизвестно. В Нижегородской ярмарке эту икону купила за 200 р. Елизавета Никитишна Пчелина, а после ея смерти эту икону передали в этот храм. Эта икона, к сожалению, в 1923 году сгорела от оставленной незагашенной свечи, вместе с ней сгорели и ларец с лежащими вещами. По характеру рисунка и по стильной выработке икона писана не позднее ХIV в. в новгородских иконописных мастерских и безусловно греческими // (Л. 1225) выучениками, что и доказывают лицевые блики и отметки, в которых просвечивается проблеск начинающейся усваиваться русской стилизации. Есть ли смотреть на эту икону бегло, то сразу бросится в глаза греческая манера этой иконы, а есть ли всматриватся пристальнее, то здесь вы найдете непременно русский старо-новгородский пошиб. Эту икону можно назвать греческого письма с большим склонением к старо-новгородской манере.

Рядом с этой иконой Успения местная храмовая икона московских писем ХVII в. — местная икона «Премудрость Божия София» московских писем ХVII в.

С левой стороны у царских врат икона Смоленская, местная, в сер. золоч. ризе. Икона по преданию писана в Новгороде в ХV в. по заказу Марфы Посадницы. В храм пожертвована Зиновией Александровной Бугровой. Письмо иконы новгородских писем XV в.

Рядом с ней Никола с житием, местная, самых лучших новгородских писем, удивительно изящной и чудной невиданной работы. Рядом с ней местная икона «О тебе радуется» московских писем ХVII в. Заслуживает внимания икона на правой стороне арки // (Л. 1225 об.) северных писем ХIV в. С левой стороны арки местная икона «Троица» московских писем ХVII в. Заслуживают внимания две иконы Владимирская и Казанская самых лучших строгановских писем ХVII в. В храме имеется иосифовское евангелие в сер. окладе.

Женское отделение.

На правой стороне царские врата северных писем Новгородской манеры ХVI в. На стене правой стороны икона ия Владимирские иконы новгородских писем ХVII в. Имеется очень интересный дер.ларец с мощами казанских, московских и сибирских чуд. Заслуживает особого внимания: в витрине хранятся железные вериги, присланные из Петрограда в Успенский храм во времена царствования Николая II-го, когда был издан манифест о веротерпимости.

В храме есть очень много древних икон, которые за краткостью времени описать все невозможно.

Служба в храме идет ежедневно – имеется священник и 7 челов., певцов, все они живут на доходе и подаянии прихожан. Приход этого храма составляет около 5000 душ. Певчие имеют бархатные кафтаны, подаренные Н.А.Бугровым, которые раньше надевали в торжественные дни. // (Л. 1226) Здесь, граждани, я желаю зделать маленькое заключение о значении памятников старины и о первоначальных рассадниках нашего русского иконописания. Как любитель и исследователь ея с 35-летней практической деятельностью. Памятники искусства и старины каждому честному гражданину нужно хранить как можно, кто как и чем может, как очень далекого-далекого периода времени произведения, так и современного. И от всей души советую любить и ценить наши общие дорогие сокровища, как нашего родного отечества, так и иностранные. Вещи и предметы как старого происхождения, так и новые, дают нам ясное как день понимание, как в смысле культурного развития народа, так и в смысле художественной. Только стоит внимательно вникнуть в них, и они вам скажут всю правду своим молчаливым видом, насколько было на высоте былое или же современное искусство. По ним вы увидите разцвет и понижение производительности искусства, и самую усовершенствованную технику их. Возмём хотя древнюю Византию IХ, Х, ХI и ХII вв., эти периоды времени искусства и красоты. До какого тогда совершенного развития доходило художественное и другое творчество. Какими чудными и изяществами они дышат, каковых немало хранится // (Л. 1226 об.) на Руси. Из них возмем хотя Мстиславово евангелие ХII в. Переплет зделан лучшими греческими мастерами. Оно украшено драгоценными каменьями, топазами. Или же чудное евангелие Остромирово. Приведем в пример периоды времени ХIV, ХV и ХVI вв. До какой красоты некоторые доходили. Обратим внимание на сторону изографического и иконографического искусства, наших простых неученых мастеров, ихние произведения очень высоко оцениваются среди любителей знатоков иконного искусства: Алимпия, Печерского, 1-го иконописца русского, жившаго в конце ХI в., Стефана Пермского, родом грек, живший в ХIV в., Дионисий Глушицкий, жив. В ХIV в. и дивный старец Андрей Рублев, живший в начале ХV в. Он превзошел в иконописном искусстве всех изографов как наших русских, так и византийских. А потом Петр митрополит московский, живший в начале ХIV в., затем Даниил Черный – это близкий друг и спутник Андрея Рублева, и строгановские мастера конца ХVI и начала ХVII вв., ученики Симона Ущакова, царского знаменщика царя Алексея Михайловича. Ихнии произведения этих бывших тружеников ценились до войны иностранцами десятками тысяч р. зол. Такие произведения хранятся и сейчас в Москве у И.С. Остроухова. // (Л. 1227) бывщаго директора Худ.Третьяковской Галлереи. Есть часть таких работ и в Третьяковской Галлерее и в других местах, и у нас в музее есть часть этих работ. Приведем в пример также греческого художника Луку Евангелиста, который написал очень много дивных икон, одна из них хранится в московском Успенском соборе, которую и хранят как драгоценнейший памятник. Украшенье на ней – венец и подвес, у венца украшено бриллиантами князем Андреем Боголюбским и оценивалось иностранными специалистами в 7 миллионов золотом. А также заслуживает большего внимания искусство древняго Египта. В последние годы и наших русских иконописцев и художников Дикарева, Чирикова, Коровина, Репина, Ивана Маковского и моих близких знакомых Васнецова, Савинова, Переплетчикова и Нестерова. В последнее время художество достигло тончайшего усовершенствования. Не лишним считаю упомянуть , может быть, кто из вас побывал в Москве на выставке в 1913 году, в Деловом дворе, и Чудовом монастыре. Сколько тут было выставлено худ.произведений – уму непостижимо. Здесь были чудные и изящные ювелирные изделия,, работы как наших худ., так и иностранных. // (Л. 1227 об.) В заключение граждани еще раз напоминаю вам. Нужно хранить и изучать искусство и старину, не стесняться тем, что некоторые мало имеют понятия о ней. Это постепенно постигается. Я тоже не проходил классного курса учения, но только практически, своими стараниями и трудами. Меня также не приютили никакие здания и стены учебных заведений и не пригрели, может быть из-за того, что я родился от бедных и простых родителей крестьян, или же потому что я вышел из старообрядческой среды

Я закончил, граждани.

10-го октября 1920 года
И. Блинов