Городецкие чтения. Городец, 6 декабря 2008 года

В 70-х годах XX века коллекция старопечатных книг Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника интенсивно пополнялась книгами из старообрядческих собраний. Тогда музей приобрёл Минею служебную за июнь месяц, изданную в Москве на Печатном дворе 21 ноября 1627 года [ГОМ № 20233. Минея служебная, июнь. Москва, Печатный двор 21.XI.7136].

В XVII веке книги московского Печатного двора активно распространялись в России среди различных социальных слоёв населения. Их покупали, дарили, передавали по наследству, давали вкладом в церкви и монастыри. Книги стоили дорого: их ценили и берегли. Владельцы книг оставляли на них свои записи, которые являются для нас ценным историческим источником.

Ценность Минеи служебной, поступившей в музей-заповедник, определяется не только тем, что она является памятником культуры своей эпохи. Научный интерес представляют сохранившиеся в ней записи по нижнему полю листов. Первая запись 1651 года написана на 1–58 листах коричневыми чернилами скорописью XVII века: «Лета 7159 марта въ 1 д[е]нь приложили сию книгу по вере своеи к б[о]гу в дом пречистыя б[огороди]цы ч[е]стныя ея Похвалы и с[вя]т[о]го славнаго прор[о]ка и Предотечи кр[ес]т[и]т[е]ля г[о]с[по]дня Иванна ч[е]стнаго его рожества и бл[а]говернаго кн[я]зя Александра Невского чудотворца гость Симеонъ Филипов с[ы]нъ Задоринъ и жена его C[тепани]да [Ма]ксимова дочь Чистова м[е]с[я]цъ июнь, о своём многолетном здравии и родители н[а]ши поминать. А положена сия книга при попе Иване Романове с[ы]не и хто по нем инныя будут и по сеи книге станут петь и за нас б[о]га молить о здравии и о спасении душь н[а]ших и родители н[а]ши поминать. И тое книги ни продать, ни заложить никакими делы от церкви не отлучить. А хто ея заложит или продастъ или какими делы отлучит и в том ему буди с нами на втором пришествии судия истинныи б[о]гъ н[а]шъ Иисус [Хрис]тос пред вселенною и воздастъ по делом ихъ. А подписал сию книгу его ж гостя Семёна Задорина ч[е]л[о]в е къ его Фетка Дрязгуновъ».

Далее на листах 59–61 скорописью XVII века светло-коричневыми чернилами написано: «Принел по челобитью меня попа Ивана Романова с[ы]на».

Судя по записи на полях, книга принадлежала гостю Семёну Филипповичу Задорину. Когда появился Семён Задорин в Нижнем Новгороде неизвестно. Н.Ф. Филатов считает, что впервые Семён Задорин упоминается в записи таможенной избы Великого Устюга под 1635 годом, где он назван ярославцем [Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество. Горький, 1980. С. 39]. Однако проверить эти данные трудно, так как не даётся ссылка на местонахождение источника. Как сообщает Нижегородский летописец, в 1647 году Семён Задорин уже жил в Нижнем Новгороде и имел свой двор на нижнем посаде [Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Нижегородский летописец. Полная редакция. Нижний Новгород , 2006. С. 160, 161].

В 40–50-х годах XVII века в Нижнем Новгороде Семён Задорин занимался активной торговой и предпринимательской деятельностью и был довольно зажиточным человеком. По документам он именуется как торговый человек гостинной сотни или нижегородский гость [Нижний Новгород в XVII в. Горький, 1951. С. 96, 99]. Вместе с гостем Василием Шориным он занимался кожевенным промыслом [Там же. С. 15]. Известен Семён Задорин и как подрядчик ремонтных работ, и строитель церквей в Нижнем Новгороде. В 1647 году им была поставлена церковь каменная на территории Нижегородского кремля в Воскресенском монастыре близ Никольских ворот [Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники… С. 160]. В этом же году ему было поручено составить сметную роспись для ремонта Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле, которая была построена в 1652 году «государевою казною», а в 1650 1651 гг. он составил сметную роспись для ремонта каменной кремлёвской стены [Нижний Новгород в XVII в. … С. 96; РГАДА. Приказные дела старых лет. Ф. 141. Д. 86. за 1650–1651 гг. Л. 146–147]. В 1653 году Семён Задорин построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде на нижнем посаде, на Бечеве «близь двора своего», и в 1656 году Семён Задорин с дьяком Нижегородской приказной избы Климентием Патокиным строят церковь Николая Чудотворца «близь гостина двора у таможни» [Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники… С. 161].

До сих пор нам ничего не было известно о частной жизни Семёна Задорина. Запись на книге позволяет сказать, что он был женат на дочери [Ма]ксима Чистова. Фамилия Чистой с 20-х годов XVII века встречается среди ярославских гостей и думных дьяков, позднее среди дьяков Нижнего Новгорода [Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 569]. Вероятно Семён Задорин был в родственных связях с одной из ветвей этой фамилии.

Книга Минея служебная была дана вкладом в нижегородскую церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в 1651 году в период его активной трудовой деятельности в Нижнем Новгороде. В 80-х годах XVII века составитель полной редакции Нижегородского летописца упоминает его уже в прошедшем времени: «а жил он в Нижнем Новгороде» [Шайдакава М.Я. Нижегородские летописные памятники… С. 160].

О деревянной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы XVII века почти ничего не известно. Возникает вопрос: когда и кем она была построена?

В литературе самые ранние сведения о ней мы встречаем у архимандрита Макария (Миловидова). В 1857 году он пишет: «Надо полагать она (Похвалинская церковь — М.Ш.) появилась в первой половине XVII веке, только после 1621 года. В сотной грамоте она не указана и место это названо пустым» [Макарий (Миловидов). Памятники церковных древностей. Нижний Новгород, 1857. С. 123].

Факт существования этой церкви со ссылкой на переписную книгу 1678 года по Нижнему Новгороду приводит Н.И. Храмцовский в 1859 году: «Когда церковь основана неизвестно. В первый раз о ней упоминается в переписной книге в 1678 г. В то время она была деревянная и стояла от нынешней сажен шестьдесят пять ближе к югу. Пожар 1715 года истребил её совершенно, со всем внутренним украшением и утварью» [Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описания Нижнего Новгорода. Часть вторая. Нижний Новгород, 1859. С. 73]. Какой список переписной книги 1678 года использовал Н.И. Храмцовский, где он его получил — нам неизвестно.

Упоминается Похвалинская церковь и в Адрес-календаре А. Снежницкого 1888 года: «Похвалинская церковь неизвестно когда основана, а в 1678 году была деревянной» [Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Нижний Новгород, 1888. С. 497]. А. Снежницкий не указывает источник, откуда он почерпнул сведения, но упоминанием 1678 года заставляет предположить, что он имел в виду переписную книгу 1678 года.

Далее указанные сведения перекочевали в Путеводитель М. Добровольского 1912 года, где он пишет: «Церковь в честь Похвалы пресвятой Богородицы в прежнее время была деревянной и в 1678 году при переписи Н. Новгорода Данилой Ивановичем Сытиным уже существовала. В большой пожар 1715 года церковь эта сгорела со всем внутренним украшением и утварью» [Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, 1912. С. 111–113]. Похоже, что он эти сведения почерпнул у Н.И. Храмцовского. На Путеводитель М. Добровольского делает ссылку А.И. Давыдов в Исторической справке о Похвалинской церкви. Он пишет: «Она упомянута в переписной книге Нижнего Новгорода 1678 года». Здесь же, со ссылкой на Археографический список Нижегородского летописца, опубликованный А.С. Гациским в 1886 году, сообщает: «Деревянная Похвалинская церковь сгорела в большом пожаре 25 июня 1715 году» [Давыдов А.И. Историческая справка о Похвалинской церкви (рукопись). Л. 5]. Последних сведений в этом списке Нижегородского летописца нет, так как он заканчивается событиями 1687 года.

Наконец, никак не обосновано предположение Н.Ф. Филатова о том, что Похвалинская церковь была построена в начале XVII века [Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – нач. XX вв. Нижний Новгород, 1994. С. 48].

Обратимся к источникам. Нижегородский летописец приводит подробные сведения о трёх переписях в Нижнем Новгороде и Нижегородском уезде в статьях под 7129–7130 г., 7154 г. и 7185–7186 гг. [Шайдакава М.Я. Нижегородские летописные памятники… С. 96] Основными источниками, которые могли бы пролить свет по этому вопросу, должны стать писцовая и переписные книги по Нижнему Новгороду XVII века. В результате работы писцов Д.В. Лодыгина и В.И. Полтева с дьяком Д. Образцовым в 1621–1622 гг. была составлена писцовая книга. Позднее, в 1630 году, по этой книге была написана сотная грамота. Перепись по Нижнему Новгороду в 1646 году была проведена И.Ф. Шаховским и П. Симоновым. Эта переписная книга по Нижнему Новгороду, как полагает А.С. Лаппо-Данилевский, была утрачена. И третья перепись 1678 года по Нижнему Новгороду была проведена Д.И. Сытиным и М. Спасеньевым. По этой переписи была составлена переписная книга 1678 года [Писцовая и переписная книги XVII в. СПб.,1896. С. III, VI].

Подлинная писцовая книга и список сотной грамоты были использованы для издания их Археографической комиссией. Сотная грамота дословно повторяла писцовую книгу, но уступала ей в полноте сведений. Подлинная сотная грамота хранилась в Нижегородской думе и предоставить её для издания отказались [Там же. С. III, VI], поэтому был использован список, полученный у А.А. Титова. Список переписной книги 1678 года для издания был получен в архиве Министерства юстиции. Он содержит 6 листов оглавления и 161 лист текста переписи, из них 96 листов были отведены городу со слободами, которые и вошли в издание, остальные 65 листов — перепись уезда, которая обрывается на полуфразе.

Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду были изданы в 1896 году под редакцией А.С. Лаппо-Данилевского в Санкт-Петербурге. Им же было написано к этому изданию введение, где он пишет: «…при издании писцовых книг по Н. Новгороду пришлось обратиться к подлинным книгам XVII века. Таковых оказалось немного, и воспроизведены они были без всяких сокращений» [Там же. С. III, VIII].

В писцовой книге 1621–1622 года описания Похвалинской церкви нет. Надо полагать, что этот район Нижнего Новгорода был застроен частично, и она была ещё не построена. Но и в писцовой книге 1678 года, изданной А.С. Лаппо-Данилевским, описание этой церкви тоже отсутствует. Судя по записи на Минеи служебной, церковь в 1678 году уже существовала. Остаётся предположить, что А.С. Лаппо-Данилевский воспользовался для издания неполным списком переписной книги 1678 года, и что в Нижнем Новгороде имелись более полные списки, одним из которых воспользовался Н.И. Храмцовский.

Запись на полях Минеи служебной, указывающая точную дату вклада — 1651 год, позволяет сказать, что церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была построена между 1621 и 1651 годами. В то время церковь была трёхпрестольной: главный престол в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, второй — во имя Иоанна Предтечи, и третий престол посвящён князю Александру Невскому. В 1651 году попом церкви был Иван Романов сын, принявший от Семёна Задорина в качестве вклада книгу — Минею служебную.