Городецкие чтения. Городец, 6 декабря 2008 года

К началу ХХ века село Городец Балахнинского уезда было одним из наиболее развитых торгово-промышленных поселений Нижегородской губернии. Расположенный в 60 км к северу от Нижнего Новгорода на левом берегу Волги — важнейшей торговой и транспортной артерии — Городец являлся крупным центром хлебной торговли, судостроения и различных промыслов. По данным переписи 1897 года население Городца составило 6330 человек. В социальном отношении ведущая роль здесь принадлежала купечеству, что обусловило тесные связи с Нижним Новгородом и другими крупными городами Поволжья. Исследования историка И.О. Ерёмина показали значение Городца как центра обширного экономического и хозяйственного района, к которому тяготели не только сельские, но и городские поселения, такие как Балахна и Семёнов [Ерёмин И.О. Становление и развитие Городца как торгово-промыслового района в конце XVIII – начале ХХ веков // Городецкие чтения: Вып. IV. По материалам научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года). Городец, 2003. С. 46–55]. Все эти факторы, создав предпосылки для урбанизации, определили городской облик жилой застройки Городца (в особенности, у зажиточной прослойки населения), широкое распространение каменных зданий, профессиональный характер архитектуры, благоустройство главных улиц. Необходимость развития социальной инфраструктуры вызвала также появление новых, специально построенных общественных зданий.

Отдельные здания такого рода существовали в Городце и раньше. Среди них — здание волостного правления (бывшая вотчинная контора помещиков Орловых – Паниных), возведённое в конце XVIII века [Ныне — Центральная детская библиотека (Кооперативный съезд, 9)], здание сиротского приюта с часовней, построенное в начале 1880-х годов [Двухэтажное каменное здание приюта с часовней было построено силами Городецкого общества для призрения малолетних, учреждённого в 1881 г. (ныне утрачено)], и другие. По веками сложившейся традиции, особенно устойчивой в провинции, роль общественных зданий выполняли также соборные и приходские церкви. Такое значение отчасти имел и Городецкий Феодоровский монастырь, при котором в 1867 года было открыто мужское училище [Мужское училище находилось в двухэтажном деревянном доме с мезонином, построенном возле входа в Фёдоровский монастырь (ныне утрачено)], а в 1872 года — женское училище. С 1870 года при монастыре действовала бесплатная лечебница с аптекой [Сведения о гражданских постройках Фёдоровского монастыря: Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь // Городецкая старина. Вып. 2. 1994. С. 17, 18, 19].

Однако именно в начале ХХ века в Городце появился ряд общественных зданий абсолютно новых типов, присущих в большей степени городам, нежели сёлам. Это были культурно-просветительные, развлекательные, учебные, лечебные и благотворительные здания, а также здания различных учреждений и обществ. При большом функциональном разнообразии их объединяла одна общая черта — все они были предназначены не для привилегированной верхушки, а для народа в самом широком смысле этого слова. Идеи национальности и народности, выдвинутые передовыми, образованными слоями российского общества во второй половине XIX века, проникли в провинцию с заметным опозданием и дали свои плоды лишь на рубеже веков. Общественные здания Городца начала ХХ века являют тому яркий пример.

В качестве объектов изучения выбраны крупные каменные общественные здания начала ХХ века: Всесословный клуб, пожарное депо, богадельня Н.А. Бугрова и женская гимназия [В круг рассматриваемых объектов сознательно не включены торговые и складские здания. Эта самостоятельная типологическая группа, представленная в Городце целостной застройкой Нижнего базара (Верхней Малой слободы), является темой для отдельного исследования]. Эти различные по назначению здания имеют ряд общих черт. Прежде всего, они не были объектами «казённого» или государственного строительства. Инициатором постройки и заказчиком выступало само общество, представителями которого были местные купцы. Общеизвестно, что в среде нижегородского купечества существовали развитые традиции благотворительности: строительство храмов, больниц, богаделен, приютов, ночлежных домов, школ на добровольные пожертвования получило широкое распространение. Купцы, проживавшие в Городце (многие из них были старообрядцами), также считали благотворительность делом чести. В строительстве некоторых объектов принимало участие и балахнинское уездное земство. Итак, рассматриваемые здания были в полном смысле слова «общественными», ибо строились самим народом или «обществом» для себя. Необходимо отметить серьёзный, обдуманный подход к строительству, стремление украсить село новыми постройками, как функциональными и удобными, так и современными по эстетике. С этой целью к проектированию привлекались архитекторы-профессионалы из Нижнего Новгорода, среди которых с уверенностью можно назвать имена Николая Адамовича Фрелиха и Павла Антоновича Домбровского.

В силу своих крупных размеров, капитальности и особого назначения, новые общественные здания стали в застройке Городца градостроительными доминантами второго уровня, уступая первенство церквам и не претендуя на главную роль в панораме поселения (все они имели спокойный силуэт со скатными кровлями, обогащённый лишь небольшими акцентами — аттиками и надкарнизными тумбами). Характерным являлось продольное расположение здания относительно улицы при вытянутом плане или угловое (островное) размещение при компактном.

Архитектурный облик общественных зданий в целом был более строгим и сдержанным, чем облик частных жилых домов и усадеб; в этом проявились тенденции рационализма, характерные для архитектуры данного типа зданий в Нижегородской губернии. Уличные фасады в семь-пятнадцать световых осей в основном были симметричны по композиции; центральная и боковые оси симметрии обозначались ризалитами или аттиками. В тех случаях, когда фасад в целом был асимметричен, симметрию сохраняли его отдельные части. Большинство фасадов общественных зданий было выполнено из лицевого красного кирпича (в отличие от оштукатуренных, украшенных лепниной фасадов богатых купеческих домов). Это позволяет говорить о распространённости «кирпичного стиля» — одной из разновидностей провинциальной эклектики. Преимуществом таких фасадов было то, что они практически не нуждались в ремонтах и поновлениях. При этом существовал богатый арсенал средств их украшения при помощи выступающих и западающих деталей из кирпича (важно отметить, что более дорогой лекальный и тёсанный кирпич здесь практически не использовался). Кроме того, в архитектурной стилистике общественных зданий Городца достаточно ярко проявились черты рационалистического модерна — стилевого направления в архитектуре начала ХХ века, эстетически переосмыслившего тектонику здания, его планировочную структуру, конструктивное решение, и правдиво отражающего эти особенности во внешнем облике постройки.

В 1907 году по проекту нижегородского архитектора и гражданского инженера П.А. Домбровского в центре Городца было возведено здание народной бесплатной читальни-библиотеки, более известное как Всесословный клуб (ныне — улица Кирова, дом 2) [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310. Дело по прошению Городецкого Общественного управления о разрешении постройки библиотеки-читальни в селе Городец]. Среди учредителей клуба были купцы А.Я. Сотин, П.Д. Дерюгин, П.И. Шадрин и другие, которые и финансировали строительство [Климова Л.А. Славен своими делами купец! Городец, 2001. С. 67]. Двухэтажное каменное здание заняло островное положение при пересечении улицы Троицкой (ныне ул. Кирова) и Лапшинского переулка с улицей Купеческой (ныне ул. Ленина). Размещение на пересечении главных улиц центральной части Городца подчёркивало важную роль, которая отводилась клубу в жизни села [Основной целью Городецкого всесословного клуба, прописанной в его уставе, было «…доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою. С этой целью клубу предоставляется устраивать для своих членов и гостей: балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и другие периодические издания, а также приглашать специалистов по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению между членами клуба полезных сведений». (Устав всесословного клуба в селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Нижний Новгород, 1911. С. 1.)]. Здание, перекрытое скатной крышей, имело компактный план, близкий к квадрату (23,8 х 23,0 м). В планировочной структуре выделялось пространство двусветного зала со сценой и галереей-балконом; вдоль длинной стороны зала на обоих этажах располагался ряд более мелких смежных помещений, обращённых в сторону Троицкой улицы (библиотека-читальня, буфет, бильярдная, покерная) (илл. 1). В 1912 году по инициативе приезжего предпринимателя В.Е. Оранжиреева здесь был размещён вошедший в моду кинематограф [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310. Дело по прошению крестьянина Московской губернии Богородского уезда В.Е. Оранжиреева о разрешении перестройки библиотеки-читальни под синематограф и устройство электрической станции при нём в селе Городец]. По сведениям краеведа Л.А. Климовой, в июле 1917 года учредители Всесословного клуба передали здание в распоряжение губернского земства с целью преобразования в Народный дом, что и было сделано.

Здание Всесословного клуба имеет два равнозначных уличных фасада, каждый в семь осей света. Трёхчастная композиция северного фасада (по Троицкой улице) первоначально была симметричной, с центральным расположением входа. Фасад увенчан развитым парапетом, напоминающим пологий фронтон со скруглённой вершиной. Углы здания и основные членения фасадов подчёркнуты пилястрами, переходящими выше карниза в объёмные столбики-тумбы. В облике фасадов преобладает тема вертикалей, заданная ритмом узких высоких окон обоих этажей, объединённых вертикальными элементами, переходящими на парапет. Эти своеобразные «висячие» лопатки, которые завершаются под окнами нижнего этажа, не доходя до цоколя, вместе с сухим графичным рисунком наличников создают эффект накладной плоской декоративной решётки. Круглые западающие «таблетки» в местах пересечения вертикалей и горизонталей зрительно скрепляют их между собой. Ось симметрии фасада акцентирована проёмами обоих этажей в форме замочной скважины и балконом, который служит навесом главного входа [См. также: Лисицына А.В. Влияние эпохи модерна на архитектуру исторической застройки Городца начала XX века // Городецкие чтения. Вып. IV. По материалам научно-практической конференции «Городец на карте России: история, культура, язык» (апрель 2002 года). Городец, 2003. С. 131–139]. Западный фасад, выходивший на Купеческую улицу, имел двухчастное асимметричное решение, что диктовал характер планировочной структуры. Торец зала в пять осей света имел собственную ось симметрии, подчёркнутую формой крыши, аттиком, пилястрами, а также расположением входа и балкона. По декору западный фасад был идентичен северному. К сожалению, первоначальный облик здания претерпел существенные изменения. С восточной стороны оно получило пристройку, что повлекло за собой переделку крыши и нарушило симметрию северного фасада. Западный фасад почти полностью закрыт пристроенным к торцу зала двухэтажным утилитарным объёмом, лишённым деталей. Сбиты выступающие элементы парапета и столбики над карнизом, что упростило силуэт здания. Заложен ряд окон, утрачено ограждение балкона. Однако, назначение здания практически не изменилось; оно по-прежнему служит в качестве культурно-развлекательного центра (досуговый центр «Метеор»).

Иллюстрация 1. Здание Всесословного клуба в Городце. Проект 1907 года, архитектор П.А. Домбровский. Фасад по Троицкой улице
Иллюстрация 1. Здание Всесословного клуба в Городце.
Проект 1907 года, архитектор П.А. Домбровский.
Фасад по Троицкой улице. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310

Необходимо отметить, что у Всесословного клуба было здание-предшественник. Это бесплатная библиотека-читальня с чайной и двусветной аудиторией (залом), построенная в 1897 году на площади Верхнего базара на средства земского начальника 4-го участка Балахнинского уезда дворянина Н.Н. Жедринского. Прямоугольное в плане двухэтажное бревенчатое здание под четырёхскатной кровлей было предельно простым, лишённым декора [ЦАНО. Ф. 5.Оп. 49. Д. 13751. Дело об утверждении чертежа на постройку библиотеки-читальни с аудиторией, чайной в селе Городец]. Просуществовало оно недолго, сгорев в одном из пожаров, которые часто случались в Городце ввиду высокой плотности его застройки, преимущественно деревянной.

Организация борьбы с пожарами, несомненно, являлась для села очень актуальной. В связи с этим в 1897 году здесь было организовано Городецкое Вольное Пожарное Общество (ГВПО). Инициатором создания ГВПО и первым председателем его правления был купец П.И. Шадрин. Крупный вклад в развитие общества внесли также купцы П.Д. Дерюгин, П.Ф. Облаев, И.М. Скворцов, С.Ф. Тряпкин (первый), ставший впоследствии председателем правления ГВПО [Климова Л.А. Указ. соч. С. 53, 62–63]. В 1898 году общество насчитывало 139 членов [Фонд Городецкого историко-художественного музейного комплекса. ГРМ 1180. Отчёт правления Городецкого вольного пожарного общества за 1898 г. С. 1], а в 1910 году в него входило уже 240 человек [Фонд Городецкого историко-художественного музейного комплекса. ГРМ № 1259 библ. XIII-й отчёт правления Городецкого вольного пожарного общества за 1910 (тринадцатый отчётный) год. С. 1]. В 1897 году в центре слободы Верхней Полянки, на пересечении улицы Большой (ныне улица М. Горького) и переулка, впоследствии названного Первым Пожарным, был построен прямоугольный в плане бревенчатый пожарный сарай под односкатной кровлей; о его облике можно судить по старинным фотографиям. В 1909 году эту постройку сменило каменное здание (ныне — переулок Первый Пожарный, дом 1А), возведённое на добровольные пожертвования; его строительство обошлось в 5400 рублей [Там же. С. 9].

Перед главным, восточным фасадом пожарного депо, обращённым в сторону ул. М. Горького, имеется небольшая площадь. Эта особенность непосредственно связана с назначением здания (свободное пространство было необходимо при выезде пожарных машин на конной тяге). Квадратное в плане здание депо (17,3 х 17,0 м) получило симметрично-осевую трёхчастную структуру и переменную этажность. В средней двухэтажной части, перекрытой двускатной кровлей, находились помещения для кучера и прислуги, а также цейхгауз; в боковых, одноэтажных частях, кровли которых были многощипцовыми и решались в два уровня, — помещения для пожарного инвентаря и конюшни [В списке имущества Городецкого вольного пожарного общества за 1910 г. имеется подробное описание здания депо: «Пожарное депо каменное крытое железом с тёплым (отапливаемым) и холодным помещениями для хранения пожарных инструментов по боковым сторонам фасада и с помещением для кучера и прислуги в центре. В верхнем этаже центра помещается цейхгауз. В задней половине депо, по боковым сторонам устроены стойла на 4 лошади каждое. Потолки, как в помещениях для хранения пожарного обоза, так и конюшнях, бетонные, бетонный же пол и в холодном помещении депо. С правой стороны фасада устроена деревянная вышка, для просушки рукавов, высотой 5 сажен». (XIII-й отчёт правления Городецкого вольного пожарного общества… С. 9.)]. Здание имеет строгий, сдержанный архитектурный облик, характерный для «кирпичного стиля» с чертами модерна. Трёхчастная симметричная композиция главного фасада отвечает внутренней планировочной структуре. Углы здания подчёркнуты массивными рустованными лопатками. Центральная двухэтажная часть фасада в две оси света также выделена лопатками с подсечкой. На лопатках имеются вертикальные желобки, что указывает на влияние модерна. Завершение средней части фасада представляет собой аттик сегментной формы, фланкированный столбиками-тумбами. В поле аттика размещён декоративный мотив в виде подковы. В каждой из боковых частей фасада имеется крупный арочный проём ворот с деревянными створами, коваными засовами и петлями. Боковые северный и южный фасады были полностью идентичны; каждый из них имел четыре равномерно расположенных небольших окна и дверь, ведущую в помещение конюшни. В настоящее время архитектурный облик здания значительно искажён. В первую очередь это связано с упрощением формы кровель над его боковыми частями, заменённых односкатными покрытиями. Фасады, за исключением главного, испорчены пробивкой новых оконных проёмов. Со стороны южного и восточного фасадов имеются диссонирующие пристройки из силикатного кирпича. Между тем, объект представляет собой редкий образец специфического типа зданий рубежа XIX–ХХ вв. — пожарного депо на конной тяге. Здание сохранило своё назначение; здесь находится Общественная противопожарная организация Городецкого района. Историческая ценность пожарного депо определяется его принадлежностью ГВПО — старейшему обществу города Городца, отметившему в 2007 году своё 110-летие [Кроме ГВПО в Городце в начале ХХ в. существовал целый ряд других обществ: общество для призрения малолетних, общество взаимного кредита, общество потребителей, общая (на несколько предприятий) больничная касса при заводе Ф.И. Рязанова и другие].

Ещё одно крупное общественное здание начала ХХ века в Городце — богадельня, возведённая на средства знаменитого нижегородского купца-миллионера Н.А. Бугрова, известного своей широкой благотворительностью. Изначально, по проекту 1901 года, богадельню предполагалось построить на Часовенной горе, на земле Городецкого старообрядческого общества рядом с комплексом Успенской часовни [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 15312. Дело по прошению мануфактур-советника Н.А. Бугрова об утверждении чертежей на постройку дома в селе Городец Балахнинского уезда], которой Н.А. Бугров оказывал большую поддержку. Однако, по неизвестным причинам (вероятно, возникли проблемы с отводом земельного участка), богадельня была построена на северной окраине Городца, на месте сгоревшей «берлинолазуревой» фабрики купца Прянишникова [Ерёмин И.О. Развитие застройки Городца в XVII – начале XX вв. // Памятники истории и архитектуры европейской России: Материалы докладов научной конференции. «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России». Нижний. Новгород, 1995. С. 248]. Автором проекта был нижегородский архитектор Н.А. Фрелих. По некоторым сведениям, строительство началось лишь в 1905 году и было завершено к 1909 году.

Здание богадельни (ныне — улица Зафабричная, дом 6) расположено на пригорке в месте соединения почти параллельных друг другу ул. Зафабричной и ул. Орджоникидзе. Трёхэтажный каменный продольный корпус поставлен с отступом от красной линии, выделяясь в окружающей застройке крупными размерами и высотой. Перед главным фасадом имеется курдонёр с газоном. Здание имеет прямоугольный план (45,3 х 21,1 м) с развитием боковых крыльев вглубь двора. В основе планировочной структуры — п-образный коридор с двусторонним размещением комнат, общих поэтажных залов, кухонь и уборных. Симметрии плана с двумя лестничными клетками отвечает и композиция главного фасада в пятнадцать световых осей. Фасад расчленён тремя выступами-ризалитами, подчёркивающими центр и фланги, где расположены входы. За широким центральным ризалитом в пять осей света находится высокий двусветный зал. Ризалиты увенчаны прямыми ступенчатыми аттиками. Развитые пояса в уровне межэтажных перекрытий, фризы с чередованием кронштейнов и филёнок под венчающими карнизами задают мощную тему горизонталей. Её уравновешивает равномерный ритм высоких окон, чередующихся с лопатками, подчёркивающими основные членения фасада. Помещение зала акцентировано окнами большей высоты с полуциркульными архивольтами и небольшими квадратными проёмами второго света (илл. 2). Здание отличается хорошими пропорциями и обладает строгим, монументальным архитектурным обликом; его крупный объём из красного кирпича выглядит очень внушительно. Это образец эклектики с использованием упрощённой ордерной системы, удачно интерпретированной в кирпиче. В одном из последних созданных им творений Н.А. Фрелих остался верен своим взглядам на архитектуру (среди построек в Нижнем Новгороде, характеризующих его творческое кредо — доходный дом А.П. Бугрова, 1872 г. (Нижне-Волжская набережная, д. 12) и Вдовий дом, 1887 г. (пл. Лядова, д. 2). [Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала ХХ века. Нижний Новгород, Волго-Вятское книжное издательство. 1991. С. 77–79]

Богадельня Н.А. Бугрова стала одним из самых крупных зданий, построенных в Городце до революции. По размерам оно уступает лишь зданию мужской гимназии на улице Новой, оконченному к 1914 году (ныне — ул. Новая, дом 31). В целом здание богадельни сохранило свой облик. В настоящее время главный фасад оказался отгорожен от улицы плотной стеной выросших в курдонёре деревьев. Здание занимает Городецкий педагогический колледж.

Последним капитальным общественным зданием, построенным в Городце до 1917 года, стала женская гимназия на улице Старой Кузнечихе (ныне улица Свердлова), в южной части Городца. В градостроительном отношении это место являлось буфером между деревнями Подветельной, Кузнечихой и сельцом Штатным (именно этим объясняется расширение ул. Свердлова в юго-западном направлении и то, что застройка двух её сторон располагается не параллельно друг другу).

Иллюстрация 2. Здание богадельни Н.А. Бугрова в Городце. Проект 1901 года, архитектор Н.А. Фрелих. Главный фасад
Иллюстрация 2. Здание богадельни Н.А. Бугрова в Городце.
Проект 1901 года, архитектор Н.А. Фрелих.
Главный фасад. ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 15312.

Гимназия, возведённая в 1914–1916 гг., представляла собой пристройку к уже существующему зданию, имевшему интересную строительную историю. В 1880 году балахнинский купец К.В. Кузнецов основал в Городце механический завод для производства судовых машин и механизмов (выпускал также литые художественные изделия из чугуна) [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д. 10119. Дело по прошению балахнинского купца Кузнецова об утверждении чертежей на постройку каменного одноэтажного механического токарного завода при деревне Подветельной близ села Городца]. Усадьба и завод К.В. Кузнецова находились между деревнями Подветельная и Кузнечиха. В 1895 году Нижегородским губернским правлением был утверждён чертёж на постройку каменной ремесленной церковно-приходской школы с юго-западной стороны от усадьбы [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 49. Д. 13191. Дело по отношению Нижегородской духовной консистории об утверждении чертежа на постройку ремесленной церковно-приходской школы в селе Городец]. В 1898 году, после внезапной смерти К.В. Кузнецова, хозяевами усадьбы и завода стали купец П.Ф. Облаев с сыном И.П. Облаевым (старшим). Здание, построенное для ремесленной школы, использовалось Облаевыми в качестве конторы предприятия. Впоследствии оно было продано за 13000 рублей Балахнинскому уездному земству для двуклассной мужской прогимназии [Климова Л.А. Указ. соч. С. 30], открытой 16 сентября 1910 года (с 1 июля 1913 года преобразована в полную гимназию) [Сведения из архива средней общеобразовательной школы № 1 г. Городца]. Речь идёт о здании, представляющем собой правую часть школы № 1 (ныне — улица Свердлова, дом 17). Анализ фасадов позволяет предположить, что изначально здание было одноэтажным; надстройка вторым этажом, вероятно, связана с его переустройством под гимназию. Как подтверждают чертежи 1912 года, составленные с натуры, на тот момент здание уже было двухэтажным [ЦАНО. Ф. 45. Оп. 242. Д. 306. План здания прогимназии мужской в селе Городец, составленный с натуры]. Оно имело лаконичный облик, характерный для общественных зданий рубежа XIX–ХХ вв., выполненных в рациональном «кирпичном стиле». После того, как в 1914 году было закончено строительство нового здания мужской гимназии на улице Новой, здесь разместилась женская гимназия [По мнению Л.А. Климовой, какое-то время в здании находились и женская и мужская гимназии; работа была организована посменно]. К 1916 году здание получило протяжённую двухэтажную каменную пристройку с северо-восточной стороны (ныне — улица Свердлова, дом 17, левая часть), возведённую на месте разрушенных деревянных строений завода К.В. Кузнецова. Тем самым формирование фронта капитальной застройки улицы Старой Кузнечихи было завершено. Перед главным, северо-западным фасадом гимназии образовалась треугольная площадь, на которой впоследствии был разбит сквер.

Неизвестно, принимал ли участие в проектировании нового здания гимназии профессиональный архитектор. Но сохранилась смета на его постройку, составленная уездным техником П.П. Розановым, осуществлявшим технический надзор за строительством. Строительство обошлось в 51600 рублей [Розанов П.П. Смета на постройку женской гимназии в селе Городце Балахнинского уездного Земства. Смету составил уездный техник П.П. Розанов сентября 11 дня 1915 года. Нижний Новгород, 1915. С. 8]. Прямоугольный в плане (39,6 х 20,2 м) двухэтажный объём имеет повышенную среднюю часть, что выявляет со стороны главного фасада крупное помещение актового зала. Боковые части решены по-разному, и это придаёт фасаду асимметрию, характерную для построек модерна. Примыкание к корпусу 1895 года осуществляется через объём лестничной клетки с крупным двусветным витражом на фасаде и широкими арочными проёмами в интерьере, соединяющими оба корпуса по первому и второму этажам. Средняя часть фасада в пять осей света расчленена широкими лопатками. Преобладающую здесь тему вертикалей, заданную высокими узкими окнами зала, сгруппированными по три и дополненными вторым ярусом проёмов, уравновешивают широкие арки окон первого этажа. Активное движение вверх как бы останавливает плоский карниз большого выноса с полукруглыми всплесками по углам. Объединяющая фасад тема полуциркульной арки, начатая широким проёмом витража лестничной клетки, перекликается с арками окон классов на первом этаже; в ином масштабе её подхватывают двухъярусные окна зала и ниши, образованные всплесками карниза; тема арки завершается в левой, трёхосной части фасада, где та же форма предстаёт уже в измельчённом виде, превращаясь в пояс ниш под окнами второго этажа.

Здание женской гимназии — примечательный образец рационалистического модерна, демонстрирующий его новаторскую суть. Функциональная и конструктивная основа здания отражена в его внешнем облике. Неоштукатуренные фасады, лишённые «исторических» элементов декора, подчёркнуто тектоничны. Большие остеклённые поверхности со сложной разрезкой отвечают крупным размерам помещений. В основе планировки — широкий продольный коридор с двусторонним расположением классов [См. также: Лисицына А.В. Влияние эпохи модерна… С. 131–139]. Здание дошло до наших дней без существенных изменений. В настоящее время оба корпуса бывшей гимназии занимает городская школа № 1.

Анализ архитектуры общественных зданий Городца начала ХХ века позволил выявить в них ярко выраженные черты рационализма. Это отражается и в функциональности планов, и во внешнем облике, простом и лаконичном, и в то же время солидном и представительном. Такому впечатлению способствует и стилистика, в которой преобладает «кирпичный стиль» с чертами модерна. Сравнение с аналогичными общественными зданиями Нижнего Новгорода позволяет отметить «своевременность» архитектуры городецких объектов, сопоставимых с постройками губернского центра. И в тех, и других реализован один из главных принципов эклектики, или, как её называли, «архитектуры выбора» — обращение к тому или иному стилистическому направлению продиктовано назначением здания. Так, развлекательным зданиям (клубам, театрам) стремились придать яркий, запоминающийся, подчёркнуто современный облик, чему отвечал декоративный модерн или неоготические стилизации [Аналоги в нижегородской архитектуре — Народный дом, 1903 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Белинского, 59); клуб инженеров и служащих Сормовского завода, 1905 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Коминтерна, 166)]. Лечебные и благотворительные здания, напротив, обладали строгим, даже суровым обликом, выражающим идеи христианского смирения перед лицом жизненных испытаний; в стилевом отношении такие постройки были куда более консервативными («кирпичный стиль» с обращением к классицизму) [Аналоги в нижегородской архитектуре — ночлежный приют Н.А. Бугрова, 1883 г., арх. Ф.Н. Фалин (ул. Рождественская, 2); Вдовий дом, 1887 г., арх. Н.А. Фрелих (пл. Лядова, 2); приют для подкидышей, 1912 г., арх. Л.Д. Агафонов (ул. Семашко, 22)]. Учебные здания характеризовались деловым, рациональным обликом без обращения к историческим аналогам, что выражалось в использовании «кирпичного стиля» с чертами модерна [Аналоги в нижегородской архитектуре — церковно-приходская школа в Сормове, 1904 г., арх. П.П. Малиновский (ул. Коминтерна, 175); дом Георгиевского мужского начального училища, 1905 г., арх. Л.Д. Агафонов (ул. Ванеева, 7); городское училище имени М.В. Ломоносова, 1913 г., арх. Н.М. Вешняков (ул. Гоголя, 62)].

Примечательно, что практически все рассмотренные объекты сохранили свою первоначальную функцию до наших дней [Все рассмотренные здания являются объектами культурного наследия регионального значения]. Общественные здания Городца начала ХХ века выделяются на фоне других торгово-промышленных сёл губернии (Богородска, Лыскова, Павлова) своей капитальностью, крупными размерами, профессиональным характером архитектуры. Все эти черты, а также широкая номенклатура общественных зданий отражают качественный скачок в развитии Городца, который, сохраняя в это время административный статус села, фактически превратился в город.