Городецкие чтения. Городец, 26 апреля 2012 года

В 2011 году в Городце при прокладке газопровода во дворе детской поликлиники (дом № 8 по ул. Ленина) из слоя строительного мусора были извлечены обломки печных изразцов. Коллекция изразцов насчитывает 99 единиц. Все они красноглиняные гладкие. Анализ стилистических особенностей, орнаментации и цветовой гаммы позволяет выделить из них три комплекса, относящихся к трём разным печным наборам.

Два комплекса представлены полихромными изразцами с жёлтой, зелёной поливой и фиолетово-коричневой росписью по белому фону.

В состав первого комплекса входят 36 фрагментов: 14 — лицевых (в том числе 2 — выгнутых, 2 — вогнутых, 2 — угловых), 2 — поясовых, 16 — карнизных изразцов, 3 — перемычек, 1 ножка печи.

В 2011 году в Городце при прокладке газопровода во дворе детской поликлиники (дом № 8 по ул. Ленина) из слоя строительного мусора были извлечены обломки печных изразцов. Коллекция изразцов насчитывает 99 единиц. Все они красноглиняные гладкие. Анализ стилистических особенностей, орнаментации и цветовой гаммы позволяет выделить из них три комплекса, относящихся к трём разным печным наборам.

Два комплекса представлены полихромными изразцами с жёлтой, зелёной поливой и фиолетово-коричневой росписью по белому фону.

В состав первого комплекса входят 36 фрагментов: 14 — лицевых (в том числе 2 — выгнутых, 2 — вогнутых, 2 — угловых), 2 — поясовых, 16 — карнизных изразцов, 3 — перемычек, 1 ножка печи.

Лицевые изразцы имеют одинаковую орнаментацию (илл. 1): в центре находится медальон с изображением вазона с цветами на белом фоне. Медальон помещён в прямоугольную зелёную рамку с белыми розетками по углам. По периметру изразца идёт жёлтая полоса с белыми завитками. На поясовых изразцах белые завитки расположены на зелёном фоне. На карнизах на зелёном фоне изображены цветки с белыми лепестками и жёлтой серединкой («ромашки»). Орнаментация ножки аналогична орнаментации лицевых изразцов. Все детали орнамента имеют белую окантовку, оконтуренную тонкими линиями, нанесёнными фиолетово-коричневой краской. Этой же краской выполнена роспись вазона, розеток, завитков и цветков. По краю изразцов нанесена зелёная полоса.

Иллюстрация 1. Фрагменты печных лицевых изразцов (первый комплекс)
Иллюстрация 1. Фрагменты печных лицевых изразцов (первый комплекс)

Размеры лицевых пластин из-за фрагментарности неопределимы, румпа у них коробчатая, с неглубоким желобком по краю. Высота румпы около 5 см, толщина — 0,7–0,9 см.

Иллюстрация 2. Фрагменты печных лицевых изразцов с изображением человеческих фигур (второй комплекс)
Иллюстрация 2. Фрагменты печных лицевых изразцов с изображением человеческих фигур (второй комплекс)

Иллюстрация 3. Фрагменты орнаментации печных лицевых изразцов (второй комплекс)
Иллюстрация 3. Фрагменты орнаментации печных лицевых изразцов (второй комплекс)

Второй комплекс состоит из 20 фрагментов изразцов (19 — лицевых, включая 6 угловых, 1 — подзора). Лицевые изразцы орнаментированы фиолетово-коричневой росписью по белому фону. В центре, по-видимому, располагалась сюжетная композиция (на двух обломках частично сохранились изображения человеческих фигур) (илл. 2). Она была помещена в фигурную орнаментальную рамку, пышно украшенную зелёными листьями и сетчатой штриховкой, нанесённой фиолетово-коричневой краской. Поле лицевой пластины оконтурено двумя тонкими фиолетово-коричневыми линиями, в углах расположены орнаментальные картуши, выполненные той же краской, с добавлением жёлтой и зелёной поливы. По периметру нанесена жёлтая кайма. Все детали орнамента имеют тщательную прорисовку фиолетово-коричневыми линиями (илл. 3). Длина лицевой пластины изразца составляет 19,9 см. Румпы коробчатые, с неглубоким желобком по краю. Высота румпы — 4,7–5,0 см, толщина — 0,7–0,9 см.

К третьему комплексу относятся изразцы с синей росписью по белой поливе (20 фрагментов). Помимо 2 карнизных изразцов и 2 фрагментов печных ножек, в него входит нескольких вогнутых крупных лицевых изразцов. Они являются обломками больших панно, на которых были помещены изображения вазонов с цветами и амура, натягивающего тетиву (илл. 4, 5). По периметру панно украшала орнаментальная рамка из двух синих линий. Между ними располагались овалы со стилизованными цветками в середине.

Иллюстрация 4. Фрагмент печного панно с изображением вазона (третий комплекс)
Иллюстрация 4. Фрагмент печного панно с изображением вазона (третий комплекс)

Иллюстрация 5. Фрагмент печного панно с изображением амура (третий комплекс)
Иллюстрация 5. Фрагмент печного панно с изображением амура (третий комплекс)

На некоторых изразцах с тыльной стороны имеется маркировка в виде цифр, букв или штрихов, нанесённая синей краской. На одном изразце надпись «4 В» сохранилась полностью (илл. 6). Высота пластины лицевого изразца — 20,5 см. Румпы высотой — 3,8 см и толщиной — от 1,2 до 1,7 см смещены от края к центру.

Иллюстрация 6. Маркировка на тыльной стороне печного изразца (третий комплекс)
Иллюстрация 6. Маркировка на тыльной стороне печного изразца (третий комплекс)

Все три комплекса по цветовой гамме, набору орнаментальных деталей, форме и размерам румп относятся к типу расписных изразцов, которые известный знаток русского изразцового искусства С.А. Маслих датирует последней четвертью XVIII века [Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV–XIX веков. М. 1976. Илл. 262, 265–268]. Такие изразцы производились в русских мастерских, количество которых расширялось соответственно растущему на них спросу. Одним из центров изразцового промысла была Балахна [Немцова Н.И. Балахнинские изразцы // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы 2-й региональной научной конференции «проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья». Нижний Новгород, 1991. С. 171–179]. Вероятнее всего найденные в Городце изразцы были изготовлены именно там.

Все три комплекса относятся к печам калориферного типа, которые служили не только для обогрева помещений. Богатая изразцовая облицовка делала их важным элементом интерьера. Стоили такие печные наборы достаточно дорого. Их могли позволить себе представители социальной элиты и зажиточных слоёв общества. Поэтому данные находки свидетельствуют о благосостоянии, по крайней мере, части жителей села Городца, которое в конце XVIII – начале XIX веков принадлежало графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Списочный состав городчан этого времени с указанием их имущественного положения известен. Это позволяет надеяться, что в будущем можно будет составить список потенциальных обладателей домов с этими печами, а может, и определить их конкретных владельцев.