Содержание материала

Красильников А.В. Золотая хохлома: рассказы о народном искусстве. — Горький, 1979.

О книге и её авторе

Искусство хохломы — одно из самых ярких явлений русского народного творчества. Оно возникло и развивалось в лесах Заволжья, в массовом местном промысле, изготовлявшем деревянную токарную посуду и ложки, впитывая в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремёсел. От одного поколения художников к другому в промысле передаётся уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота, известная ещё иконописцам Древней Руси и приспособленная местными самобытными изобретателями к декорировке деревянной посуды. Принципы этой замечательной технологии сохраняют своё значение и в наши дни, хотя технический прогресс и принёс в традиционный промысел современное оборудованне и новые материалы.

От мастеров прошлого к коллективу, работающему в наши дни, перешло и высокое искусство изготовления токарных деревянных изделий и подлинно уникальное искусство орнаментальной росписи, основанной на воспроизведении растительных мотивов. Произведения хохломы украшают выставки прикладного искусства, проводящиеся в нашей стране, и как посланцы мира и дружбы направляются во все страны мира. Одновременно они продолжают жить и в быту современных людей, принося в наше жилище радость и красоту.

Современный расцвет хохломы заставляет уделять особое внимание родине этого промысла — коренному традиционному его предприятию фабрике «Хохломский художник», объединяющей художников-прикладников, выросших в семьях потомственных мастеров. На эту фабрику приходят жители более чем из 30 деревень, представляя в своём творчестве мощный современный пласт русской народной художественной культуры. Искусство, создаваемое мастерами этого творческого коллектива, отличается особой сердечной теплотой, душевной щедростью и умением глубоко чувствовать красоту самых простых трав, цветов и плодов, произрастающих в лесах и на полях России. Оно и в современности связано с особым восприятием природы, которое характерно для сельских жителей.

«Хохлома» — старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня — тоже Хохлома, разросшаяся ещё к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой. Изготовляли хохлому жители многих селений. В середине XIX века их было около пятидесяти, и в каждом из них мастерством владели взрослые и дети. Один от другого учились, перенимая рисунки. С занятием хохломским промыслом в Заволжье связано особое распространение среди его жителей фамилии Красильниковых, Масловых, Ополовниковых, Ложкоревых, Кудряшовых и подобных им, которые закрепились за семьями потомственных мастеров. К такой семье принадлежит автор книги Акиндин Васильевич Красильников — представитель славной династии потомственных хохломичей, которые, быть может, ведут своё происхождение от самих родоначальников искусства хохломской росписи. Династия эта прославлена высокими достижениями мастеров, работавших во второй половине XIX и первой трети ХХ столетия, — Красильникова Михаила Ивановича, получившего награды за свои работы, представленные на выставке в 1882 году в Петербурге и в 1896 году в Нижнем Новгороде, Красильникова Фёдора Фёдоровича (1873–1940), участника выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, и Красильникова Степана Фёдоровича (1889–1937). С деятельностью Фёдора и Степана Красильниковых связано становление современного искусства хохломы, организация кооперативных артелей, строительство общественных цехов, выступления мастеров, работавших на родине хохломы, на выставках в Москве в 1936 году, в Парке культуры и отдыха, и в 1937 году на выставке «Народное творчество», развёрнутой в залах Государственной Третьяковской галереи.

Акиндин Васильевич Красильников рос и воспитывался в семье крупнейших мастеров хохломы, поэтому в его памяти сохранились уникальные по своей ценности воспоминания о многих событиях в истории промысла, связанные как с его далёким историческим прошлым, так и со становлением его в советское время, завершившимся современным расцветом.

А.В. Красильников лично знал всех крупнейших мастеров хохломы 20–30-х годов — братьев Подоговых, Ф.А. Бедина, А.М. Серова, Н.Т. Смирнова и других. На его глазах воспитывались и развивали своё творческое дарование мастера, достойно представляющие родину хохломы в современном декоративном искусстве, — заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени И.Е. Репина О.П. Лушина, заслуженный художник РСФСР А.С. Карпова, лауреаты премии имени И.Е. Репина О.Н. Веселова и А.Т. Бусова, мастера, награждённые Дипломом Академии художеств в 1975 году — Л.И. Маслова, М.Е. Щукина, Е.В. Мосина, С.П. Веселова и др.

Книга воспоминаний о хохломе, написанная А.В. Красильниковым, принадлежит к новому жанру, формирующемуся уже в нашу советскую эпоху, когда всеобщая грамотность населения создала условия для приобщения к литературному творчеству множества людей различных профессий. Своеобразным продолжением фольклорной традиции явились в наши годы воспоминания и рассказы рабочих об истории своих заводов. К этому же жанру принадлежат и рассказы мастеров традиционных народных художественных промыслов о своей родине, искусстве и о себе. Одним из произведений этого плана явилась книжка Ефима Вихрева «Палешане», изданная в 1934 году. Писатель Ефим Вихрев, приехав в Палех, настолько сроднился с духовно богатой и талантливой средой мастеров старинного иконописного промысла, что прожил с ними весь последующий период своей жизни. Он написал о Палехе несколько превосходных книг, но, пожалуй, наиболее интересную его книгу составили рассказы самих палешан, написанные с его помощью и иллюстрированные ими, в которых мы слышим их живой голос, пронизанный их восприятием искусства палехской миниатюры.

Подготовка к печати произведений такого типа исключительно сложна для издателей, но и не менее почётна. Со временем, может быть, появится и книга рассказов о своём искусстве и о себе мастеров Горьковской области.

Автор предлагаемой книги — Акиндин Васильевич Красильников — один из первых принёс в издательство свой сокровенный труд, над которым работал около 40 лет. Известно, что потомственным мастером городецкой росписи Коноваловым Аристархом Евстигнеевичем также пишется книга воспоминаний об истории росписей Городца. Особая ценность этих подлинных воспоминаний заключена в их способности передать ту обстановку, ту духовную среду, в которой развивалось искусство традиционного промысла. Издания подобного типа никогда не смогут стать похожими на историю искусства, написанную специалистами. Они останутся произведениями нового полуфольклорного полулитературного жанра, формирующегося на основе фольклорных традиций. В них чрезвычайно интересны подробности и детали этнографического плана.

Рассказы А.В. Красильникова написаны живо, колоритно и хорошо воссоздают атмосферу сложной и противоречивой жизни народного промысла в условиях прошлого. В них особенно ценна передача энергии народной жизни, яркость картин празднеств и увеселений, потребность в которых сохранялась у мастеров хохломы и в самые тяжёлые периоды истории промысла. Эти этнографические страницы могут служить ключом к пониманию искусства хохломы, которое также отражало потребность народа в праздничности и веселье. Ведь именно эта живая струя стремления к жизни более радостной и красивой и вдохновляла на творчество мастеров хохломы. И песня, и танец, и праздники, и обряды составляли общий единый комплекс с искусством росписи, и в целом с творчеством декоративным.

Всё это придаёт работе А.В. Красильникова величайшую ценность. Сам факт работы над книгой по истории традиционного промысла человека, вышедшего из среды потомственных мастеров, знаменателен для культуры нашей страны.

В.М. ВИШНЕВСКАЯ,
кандидат искусствоведения