Содержание материала


М.Б. Воронина. Городецкий чай — отрада душе, здоровье телу. — Н. Новгород: «БИКАР», 2010. — 32 с.

Воронина М.Б. Городецкий чай — отрада душе, здоровье телу

«Городецкий чай — это не выдумка, не прихоть воображения. Это реальный продукт, имеющий историю, уходящую в глубь веков государства Российского. Мы же, в меру сил, просто возродили ранее существовавший исконно русский товар.

Хочется надеяться, что эта скромная книжка добавит новую краску в богатейшую палитру Городца, с его уникальным художественным багажом и традициями.

Желаем каждому из вас — благополучия. Пейте Городецкий чай и пребывайте в добром здравии!»

С уважением, В.И. Емельянов

Наследство Александра

Вступление

Инок Андрей тихонько постучал, прислушался, и только потом отворил дверь кельи. Старец скосил на него свои голубые глаза:

— Не сплю я, Андрейко… Принёс ли? — прошептал он.

— Принёс, преподобный. Славный. Фунта три будет. Нашёлся и нынешний и прошлого года. Какой заваривать?

— Прошлогоднишний…

Андрей бережно обнял старца за исхудавшие плечи и приподнял лёгкое тело на подушки.

— Ну, приступай, с Богом. А я смотреть да молиться буду.

И Андрей приступил. Дело было хоть не хитрое, но почти обрядовое — с молитвами, строгим порядком одного действа за другим. Да и то сказать — не часто Андрейке чай приходилось заваривать. Всё ведь больше водой родниковой обходились. Старец в пище был неприхотлив, а постничал до того строго, что инок, бывало, не выдерживал и сбегал на минуту в общую трапезную — хлебца перехватить, киселём овсяным подкрепиться. Но когда пришла эта вот немочь, от которой встают уже только подле райских ворот, старче словно преобразился. Повеселел. Андрюшке какое-нито послабление дал. А намедни чаю попросил.

Андрей не сообразил сразу-то, о каком чае речь ведётся.

— Да завещанного, монастырского, — сморщился от его непонятливости старец.

— А и то, отец Иоанн, испей! Нашего-то! Может, и полегчает, — обрадовался Андрей, устыдившись своей забывчивости.

Поздней осенью 1263 года в Феодоровский монастырь Городца привезли занемогшего в пути светлого князя, русского господаря Александра-свет Ярославовича Невского, и устроили на покой в самой просторной и светлой монастырской келье. В помощники слугам его определили инока Иоанна. Вот в те скорбные дни молодой Иоанн и узнал о чудесном, волшебном напитке прозванием Копорский чай.

Холщовые мешочки с вкусно пахнущей вяленой травой были достаны сразу, как уложили княжича на постель. И все дни, что оставались великому витязю на земле, ему подавали этот чай и ничего более. И когда Александр принял схиму и отходил уже в мир иной иноком Алексеем, он вдруг призвал к себе Иоанна. Благословив же его, сказал:

— Дозволь, брат мой во Христе, оставить тебе и братии эти мешочки. Трава-то в них, знаешь ли, как зовётся? Богородицыной. Да Иваном ещё. Всю-то жизнь пил я Иван-чай, матушка ещё меня им вспоила. А нынче, вишь оно, как сложилось: Иоанн меня ко Господу нашему Иисусу Христу провожает. Значит, тебе в наследство чай этот и передаю. Сила в нём несметная, потому как живительными соками родимой земли-матушки напоена трава. Прими с Богом!..

Потом повернул голову, оглядел рыдающих горько свиту и челядь

— Прощайте, Люди добрые. Сохрани и помилуй вас Бог!.. Теперь же оставьте меня.

И, оставшись наедине с Господом, с горячей молитвой на устах, предстал князь перед судом Его. Почил в Бозе великий государь земли Русской Александр Невский.

А юный монах с той поры, как толику света лучезарной души святого благоверного князя нашего, сохранял в Феодоровской обители обычай вкушать драгоценный сей напиток. Когда же наступала верхушка очередного лета, отправлялся в леса-луга, искал куртины заповеданной травы и заготавливал для братии новые припасы…

В Городце и поныне хранят то наследство Александра Невского. Иван-чай здесь в почёте. Его не только пьют, но и песни о нём слагают, а несколько лет тому назад наладили и промышленное производство исконно русского чая, дабы со временем возродить его поистине всемирную славу, как происходило уже в истории.

Не верите? Мы берёмся вам это сейчас доказать. Но перед тем напомним, что азиатский чай, существующий пять тысяч лет, в Европе появился всего лишь три века назад. И приживался очень трудно и долго. Потому что, как в 1720 году со всей прямотой сообщала в одном из писем в Германию невестка французского короля Людовика XIV: «Вкус южного чая напоминает сено с навозом. Боже, как можно пить такую горечь? То ли дело травяной чай из России…»

«…Кофе и чай поделили между собой мир. Китай, Япония, Индия и Россия — это оплот чая, а на Западе верность ему сохранила лишь одна Англия…» — это уже из книги начала прошлого века польского литератора Яна Парандовского.

В мировой истории развития человечества остаётся ещё немало белых пятен. Одно из них — существование русского чая, не только принципиально отличающегося от чаёв Индии, Китая, Цейлона, Кении и прочих чаевыращивающих стран, но по некоторым своим свойствам превышающим их полезные и питательные качества.

Но — обо всём по порядку.