Справочник для краеведов и пропагандистов

Малиновкин С.Н. Революционное движение в селе Городце в 1905–1907 гг. Справочник для краеведов и пропагандистов. — Городец, Городецкая городская организация общества «Знание», 1989.

Материал подготовил член Городецкой городской организации общества «Знание» Малиновкин Сергей Николаевич.
Ответственный за выпуск — Шекурин В.А.

Городец до революции

Выгодное географическое расположение Городца на великой русской реке Волге и наличие затона для отстоя судов, способствовали развитию здесь судостроения и торговли. Особенно оживлённо это развитие происходило в конце прошлого столетия.

Промышленный подъем 90-х годов усилил процесс концентрации производства и централизации капитала в России. На рубеже XX века российский капитализм вступил в полосу империализма.

Характерной особенностью империалистической стадии развития капиталистической экономики Нижегородской губернии являлось создание различного рода монополистических объединений капиталистов. Создаются акционерные общества волжских судовладельцев — «Самолёт», «Кавказ» и «Меркурий» и возникшее в 90-х годах акционерное общество «Сормово».

Наиболее предприимчивые городецкие купцы также принимают участие в акционерных обществах. Так, купец Михаил Павлович Лапшин организовал пароходное общество на Волге «Крестьянин» и на Аральском море общество «Хива», занимавшееся нефтеперевозками.

Бакинские нефтепромышленники на первых порах не имели своего волжского речного флота и перевозили нефть в г. Н. Новгород и другие города Поволжья на нефтеналивных судах нижегородских купцов.

Ветлужский крестьянин Гордей Чернов, начав трудовую жизнь водоливом расшивы (баржи) в 1875 году, прочно обосновался в г. Н. Новгороде. Владея к тому времени двумя буксирными пароходами и десятком баржей, построил на судостроительных верфях Городца громадную нефтеналивную баржу вместимостью в миллион пудов нефти.

Крупнейший предприниматель Нобель, вывозивший за навигацию десятки миллионов пудов нефти, сдал доставку своего каравана судов грузоподъемностью до 6 миллионов пудов нефти Гордею Чернову, так как он вместо существовавшей тогда фрахтовой цены 14 копеек с пуда, назначил 7 копеек. Чернов таким путем победил конкурентов и увеличил свой капитал.

Уроженец д.Остапово Балахнинского уезда, в который входил и Городец, Сироткин Б.В. был директором-распорядителем акционерных пароходных обществ на Волге «Крестьянин» и на Северной Двине «Енисей». Он строил на своих верфях нефтеналивные баржи, вмещавшие по тому времени рекордное количество нефти, был председателем Нижегородской торговой биржи и городским головой г.Н.Новгорода.

В Городце судостроением занимались братья Дерюгины Н.Д. и П.Д., Колов Я., Зайков Т., братья Лапшины. На верфях этих купцов строились баржи, морские шхуны, брандвахты, клепались металлические корпуса судов. По архивным данным в 1881 году в Городце купцом Кузнецовым Н.В. был построен механический чугунно-литейный и машиностроительный завод, на котором в 1890 году работало 170 рабочих. У Кузнецова завод купил П.Ф. Облаев. Население села Городец сельским хозяйством не занималось. Основная масса трудоспособного населения работала в мелких фабрично-заводских и кустарных заведениях. В 1912 году в Городце насчитывалось 25 мелких промышленных предприятий: 15 кожевенных заводов, на которых работало около 250 рабочих, 2 механических чугунно-литейных и машиностроительных завода, 2 механические мукомольные мельницы, 2 слесарные и литейные мастерские, маслобойный, четыре мыловаренных, свечной и 2 лесопильных завода.

При одном из лесопильных заводов братья Дерюгины имели судостроительную верфь, на которой работало свыше 300 человек.

Помимо этого в Городце 40 промышленных заведений были расположены не в специальных, а в приспособленных помещениях и, наконец, имелось около 75 кустарных заведений, где работали прямо в жилых помещениях. Это были, главным образом: пряничные, крендельные, колбасные, ведёрные заведения, число ремесленников в которых доходило до 350 человек. Всего наёмных рабочих в Городце насчитывалось около 1000 человек.

Окружавшее Городец сельское население страдало от малоземелья. Своего хлеба крестьянам хватало лишь до нового года, поэтому основная масса трудоспособного населения вынуждена была заниматься кустарными и отхожими промыслами. Не было ни одной волости в уезде, где бы население не занималось этими промыслами. Так в 1889 году семей с промыслами имелось 13309 чел., что к общему их числу в Балахнинском уезде, в который входило и село Городец, составляло 78%. Всех работников, занимавшихся промыслами в уезде было 17802 человека, из общего количества 34782 взрослых рабочих обоего пола, что равнялось почти 50%. Из числа работников занимались местными промыслами 11463 человека или 65%, отхожими 6399 или 35%. Немногим больше оказалось и лиц, занятых промыслами и по переписи 1912 года.

Из местных кустарных промыслов широкое распространение в уезде имела обработка дерева, в частности ложкарный промысел. В 1889 году только в одной Васильевской волости было выработано кустарями-крестьянами 18726000 ложек. Второе место из кустарных промыслов в уезде занимало производство из шерсти.

В Пуреховской и Андреевской волостях уезда кустари занимались меднолитейным промыслом (выработка колокольчиков), основанном на привозном сырье. В 1903 году в село Пурех прибыло водным и железнодорожным путем: меди 11100 пудов, железа 6550 пудов.

В отхожий промысел шли плотники, маляры, каменщики. Во время навигации многие работали матросами, кочегарами, штурвальными, лоцманами.

Городец начала XX века был также и большим торговым селом. Здесь была сосредоточена крупная торговля хлебом. Городецкие хлебопромышленники имели свои пароходы, баржи, на которых привозили зерно, покупая его в низовьях Волги и Камы. Так, по имеющимся данным, в 1872 году в Городец было привезено 1520000 пудов хлеба, а перед войной, в 1913 году, до 2,5 миллионов пудов.

Они размалывали зерно и продавали муку населению Городца и окружающих сёл и деревень не только Балахнинского уезда, но и Семёновского, Юрьевецкого, Макарьевского (последние два Костромской губернии).

Наиболее крупными хлебопромышленниками были Плеханов П.Т., имевший баржи и буксирные пароходы «Шура», «Сарапул», «Братья Плехановы», Рукавишников Фёдор имел пароходы «Вещун», «Кинешма», «Иловатка», «Норма», Шадрин П.И. вместе с М.П. Кузнецовым имели у д.Безделово водяную мельницу и пароход «Руслан», Кузнецов А.С. имел пароходы «Кулибинец» и «А.Кузнецов», Лапшин Н.П. — «Вера», «Надежда».

В начале 900-х годов положение рабочего класса в России было особенно тяжёлым. Капитализм вступил в последнюю монополистическую стадию своего развития. Эксплуатация рабочего класса капиталистами усилилась. Рабочий день продолжался 12–15 часов. Зарплата была низкой. Трудового законодательства не существовало. Один из старейших рабочих Н. Слободы г. Городца М.Ф. Просвирничев, много лет проработавший на кожевенном заводе В.П. Василевкина говорил: «Работали на заводе Василевкина по 12 часов в сутки, а зарабатывали от 40 до 50 копеек в день. В последние годы я работал на заводе уже мастером, а получал зарплату 12–14 рублей в месяц. Условия труда были тяжёлые, особенно когда соскабливали шерсть со шкур».

Низкие заработки были в ту пору и у других рабочих села Городец. Плотник средней квалификации получал за 12-часовой рабочий день от 40 до 60 копеек. Жестокая эксплуатация рабочих, их бесправие и невыносимые условия труда толкали людей на революционную борьбу с капиталистами.

Лебедев Г.И., один из распространителей нелегальной литературы
Лебедев Г.И., один из распространителей нелегальной литературы

В 1901 году был создан Нижегородский комитет РСДРП, который развернул широкую революционную агитацию в рабочих районах г. Н. Новгорода, а также в деревне, сосредоточив в своих руках издание революционных прокламаций, одна из которых «К рабочим и ремесленникам Городца» попала и в Городец. В Городце одним из первых начал вести революционную работу портной Иван Иванович Абаимов. Первая маёвка в Городце была 1 мая 1905 года в квартире не местного жителя, а приезжего позолотчика или резчика. Для её проведения был вызван представитель Нижегородской организации РСДРП. При его участии после маёвки было на квартире Н.П. Полякова собрание и из присутствовавших была создана руководящая тройка в составе Абаимова И.И., Прибылова А.В., Полякова Н.П. Это был первый комитет Городецкой организации РСДРП.

В первом составе Городецкой организации РСДРП в 1905 году были: Абаимов И.И. — рабочий, портной; Устинов Г.Ф. — служащий при больнице; Баринов П.О. — машинист парохода «Фабрикант»; Маслов Д.И. — плотник; Рассказова С.В. — учительница; Рязанова-Розова Е.В. — учительница; Охлопков М.И. — маляр; Масленников П.Я. — токарь по металлу; Белов Ф.И. — слесарь; Золотов, Лазарев Николай — рабочий-кожевник; Захаров А.А. — столяр; Лебедев Г.И. — приказчик; Облаев А.И. — сын заводчика; Прибылов А.В. — заведующий складом сельхозорудий земства; Гуськов Ф. — крестьянин деревни Рогожино.

Таким образом, Городецкая организация РСДРП оформилась как организация 1 мая 1905 года и главным её организатором был Иван Иванович Абаимов.

1905 год в Городце

Бурные революционные события 1905 года в Петербурге и Москве, мощным эхом прошедшие по стране, докатились до Городца и оказали своё влияние на революционную деятельность Городецкой социал-демократической организации. Члены организации устанавливали связи с рабочими механического завода Облаева, плотниками, работавшими на плотбищах баржестроителей в Н. Слободе и Городце, рабочими кожевенных заводов и вели среди них революционную работу. Стали проводиться массовки. Первая массовка состоялась 5 июня 1905 года в Шуравинском овраге, в которой приняли участие более 40 человек.

7 июня вспыхнула забастовка плотников на плотбищах городецких баржестроителей. Свыше 300 плотников бросили работу и потребовали от хозяев повышения заработной платы. Забастовка продолжалась до 10 июня и хозяева вынуждены были удовлетворить некоторые требования рабочих.

В Городце в то время была создана черносотенно-монархическая организация «Союз русского народа», в которую входили попы (в Городце тогда служителей религиозного культа насчитывалось 54 человека), купцы, кулаки, мелкие торговцы и т.п. Руководил этой погромной монархической организацией поп Архангельской церкви В. Орлов.

Городецкий комитет РСДРП постановил не ждать наступления громил-черносотенцев, а самим перейти в наступление, организовать демонстрацию по Городцу и Н.Слободе. И такая демонстрация состоялась 27 ноября 1905 года. Вот как описывает её очевидец и участник А.В. Прибылов: «Утром 27 ноября под своими знамёнами, которых у нас было три, мы двинулись демонстрировать. Красное полотнище было с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а на красно-малиновом было написано: «Долой самодержавие!», «Да здравствует демократическая республика!». Наконец, на чёрном, траурном значилось: «Вечная память павшим борцам за свободу». Картина получилась величественная… Демонстрация была многочисленная, что свидетельствовало о том, как дороги трудовому народу проповедуемые нами идеи. Это подбодряло и окрыляло нас».

Первая встреча с черносотенцами произошла у Архангельской церкви (сейчас там клуб учебно-производственного комбината ВОС), где очевидно, поп Орлов отправлял богослужение, благословляя своих головорезов на борьбу с «крамолой». Появление нашей демонстрации, довольно многочисленной, сплоченной и вооруженной, смутило их. Для поднятия духа они под дирижерством попа Орлова запели «Боже, царя храни», а мы — «Отречёмся от старого мира…».

Но вот они начали строиться рядами, поднимать свои знамёна и пошли в Нижнюю Слободу. Мы с революционными песнями следуем за ними. Погода была осенняя, хмурая. С утра был морозец, а потом слякоть. Вот и Нижняя Слобода. Нас встречает враждебная толпа. Не хотелось, но думалось, что вот сейчас придется вступить в бой; кого-нибудь ударить железной колонкой, а то и пустить в ход револьвер.

Молчаливо принимаем встречу. Белознаменцы открыли митинг выступлением нижегородца Козлова — погромных дел мастера. Продвигаемся вперед, глубже в толпу. На одной из площадок Абаимов вбегает на бугорок и начинает: «Граждане и товарищи! Потому я к вам так обращаюсь, как к гражданам и товарищам, что не все здесь, судя по встрече, наши товарищи. Но есть и товарищи. Это — рабочие, хотя бы и встречающие нас по несознательности враждебно. Чем мы вам враги? Что сделано нами плохого?». Он начал рассказывать о том, чего добивается РСДРП. Речь Абаимова действовала. Оратор уже переходил в наступление, громя в своей речи хозяев. Пришлось выступить и вести дискуссию с белознаменцами ещё нескольким лицам. Выступили А.В. Прибылов с обращением к крестьянам, рекрут С.Г. Дурасов — к молодежи.

Темнело. Надо было кончать митинг и думать о возвращении в Городец по домам. Опять можно было ожидать всего. Мы теснее сгруппировались, спели куплет «Интернационала» с припевом, прокричали лозунги «Да здравствует революция!», «Да здравствует РСДРП!» и двинулись домой. Этой демонстрацией и закончился для комитета РСДРП 1905-й год в Городце. После демонстрации полиция качала повальные обыски и аресты участников, а местные черносотенцы ещё больше распоясались.

В 1907 году Нижегородская социал-демократическая организация подверглась разгрому. Репрессии против революционеров особенно усилились, когда в феврале 1907 года в г. Н. Новгороде на должность губернатора Столыпин назначил известного черносотенца Шрамченко, который раньше был вице-губернатором в Кишинёве и беспощадно подавлял там революционное движение.

В декабре 1907 года по распоряжению Шрамченко было арестовано и посажено в тюрьму большинство членов Городецкой социал-демократической организации.

Сначала были заключены в Балахнинскую тюрьму Г. Устинов, И. Абаимов, Д. Маслов, А. Захаров, а немного позднее и ряд других. Вскоре после выхода из тюрьмы, главным образом, чтобы избежать дальнейших арестов и репрессий, многие товарищи вынуждены были уехать из Городца. Но куда бы их не забросила судьба, они продолжали вести революционную работу.

Крестьянство в революции

Под влиянием агитации социал-демократов и революционных выступлений рабочего класса началось и всё более расширялось революционное движение крестьянства. Так, например, только за октябрь-декабрь 1905 года в Нижегородской губернии было 220 крестьянских выступлений. Борьба за землю, за уничтожение помещичьей кабалы и всех пережитков крепостничества, замена царского самодержавия демократической республикой — вот цели, с какими выступало крестьянство в революции 1905–1907 годов.

С весны 1905 года крестьянские волнения в Нижегородской губернии вспыхивают прежде всего в тех уездах, где наиболее сильно развито было помещичье землевладение, где больше всего давали себя знать остатки крепостничества и безземелье крестьянства. К таким уездам относились Сергачский, Арзамасский, Лукояновскин, Васильсурский и Княгининский.

Нижегородский комитет РСДРП проводил революционную работу среди крестьян. Окружная социал-демократическая организация, созданная Нижегородским комитетом РСДРП для работы в деревне, имела группу разъездных агитаторов, которые приезжали и в деревни, расположенные около Городца, останавливались в с.Курцево у учителя Петра Васильевича Пахомова, в д.Скользихино у крестьянина Сергея Афанасьевича Бухарина, в с.Брилякове — у Резчикова И.Ф. и Курицына Никифора Михайловича, в д.Рогожине — у члена РСДРП Ф. Гуськова, в д. Рожкове — у Комиссарова Василия Григорьевича и других. Полиция знала об этом и вела за означенными лицами наблюдение.

Агитаторы вели с крестьянами революционную пропаганду и распространяли нелегальную литературу. Только в течение мая 1905 года в деревне были распространены листовки: «К крестьянам» — 11 тысяч экземпляров, «Кто виноват в страданиях русского народа» — 4 тыс. экземпляров и другие.

В специальной директиве социал-демократическим группам, действовавшим в уездах, окружная организация указывала, что Центральный комитет РСДРП призывает к всеобщей забастовке. Лозунг — Всенародное учредительное собрание, созданное народными представителями.

Для крестьян лозунгами революционного движения явились захват помещичьей земли, неплатёж податей, смещение сельских властей и выборы своих, отказ в отправке рекрутов в царскую армию. Ещё в сентябре 1902 года полиция задержала и арестовала крестьянина села Пурех Василия Алексеевича Старкова в Катунках, на пристани, с оставшимися у него пятью экземплярами гектографированных воззваний революционного содержания, которые он раздавал ехавшим домой на пароходе в однодневный отпуск солдатам, находившимся на учебном сборе в Н. Новгороде. За это Старков был выслан под гласный надзор в Архангельскую губернию на пять лет.

В работе с крестьянами окружная организация и городецкие социал-демократы широко использовали передовых городских рабочих, которые в качестве агитаторов выступали среди крестьянства. Об этом Д.И. Маслов в своих воспоминаниях писал:

«Летом, например, перед праздником или воскресным днём, кончая работу по своей профессии, мы часто уходили ночью в ту или иную деревню, располагались там под видом рыболовов или сборщиков грибов. Рано утром уходили в лес или на речку. Часам к 12 дня возвращались в деревню и начинали беседовать с крестьянами. Крестьяне довольно охотно слушали то, что под видом разных новостей мы им передавали. В конце концов, незаметно для них, мы переходили на более серьёзные темы, так что наши беседы всегда затягивались до поздней ночи. Таким образом, у нас завязывалась связь с окружающими деревнями, и к 1907 году мы имели довольно порядочное число “наших” крестьян, с которыми непосредственно поддерживали связь и которых снабжали литературой для чтения и распространения» [Материалы из историко-революционного движения. Т. 4 стр. 115].

«В беседе, — вспоминает А.В.Прибылов, — если видишь, что человек надёжный, то дашь ему и прокламацию или предложишь купить программу РСДРП, Устав, песенник революционных песен и т.п.

Большинство листовок прокламаций я, заведуя сельхозскладом в г.Городце, распространял путём затаривания их в мешки с семенами сортовых злаков, в пакеты и мешочки огородных семян, даже в мешки с костяной мукой, которой весной 1905 года склад получил целую баржу. Под влиянием нашей агитации лозунг партии о захвате земель помещиков революционизировал крестьянскую массу и результатом этого были самовольные порубки леса крестьянами в имении графини Паниной».

В листовке Нижегородского комитета РСДРП «К крестьянам» говорилось: «…Посмотрите, крестьяне, внимательно вокруг себя, прислушайтесь к тому, что делается в городах, и вы увидите, что русская земля всколыхнулась и вся восстала против царского ярма. Городские рабочие давно бросили веру в царя, давно уже начали борьбу с самодержавием. И вам, крестьянам, надо присоединиться к рабочим».

В листовках крестьяне призывались к активным формам революционной борьбы, и они в ряде сёл и деревень следовали этому призыву. Так, в отчёте-рапорте за июль 1907 года «Об аграрном движении по Балахнинскому уезду» Балахнинский исправник доносил губернатору, что крестьяне деревни Хахалино Смольковской волости Иван, Николай, Фёдор и Макар Обрядовы и другие — в количестве 20 человек — самовольно захватили землю в первом Городецком удельном имении, а крестьяне деревин Тесовой той же волости самовольно пашут землю и косят траву в угодьях имения помещицы Щербатовой. То же делают в имении помещицы Мальцевой и крестьяне деревни Архипихи Н.-Погостинской волости Николай Шульгин, Фёдор Солодилов и другие в числе 14 человек. Самовольно пасут скот и крестьяне д.Собинной Митрофановской волости в имении графини Папиной.

В Балахнинском уезде, в состав которого входил и Городец, крестьянское революционное движение вылилось также в борьбу за лес. Городецкий пристав 4 марта 1907 года доносил Балахнинскому испарвиику, что крестьяне д. Лазарево и села Филоново Смольковской волости самовольно рубят лес удельного ведомства.

Крестьяне деревни Суходола и Конышева Митрофановской волости подошли к рабочим-лесорубам, вырубавшим лес в даче помещика Рахманова, и велели им прекратить ненужную работу, так как через несколько месяцев — заявили они, лес станет общественным, крестьянским достоянием. Однако такие революционные выступления не охватили всей крестьянской массы уезда да и губернии, а были лишь в отдельных селениях. Значительная часть крестьянства, вследствие темноты и ещё не изжитой веры в царя-батюшку, была политически мало подготовленной, чтобы дружно сломать буржуазно-помещичий строй в России.

Известную реакционную роль в этом деле сыграли и черносотенные организации Городца: «Союз русского народа», «Белого знамени», которые под руководством попа Орлова проповедовали незыблемость самодержавного строя, преданность царскому престолу и боролись против революционеров. В тех сёлах и деревнях, где господствовало эсеровское влияние и черносотенно-монархическая агитация «Союза русского народа», крестьянские массы воздержались от революционных методов борьбы, от насильственного захвата помещичьей земли и ограничивались подачей петиций в органы царского правительства. Так, например, поступили крестьяне 70 селений Кирюшинской волости Балахнинского уезда. 12 июня 1905 года они в количестве 604 человек подали коллективное прошение министру внутренних дел с требованием улучшить их положение. Крестьяне писали: «Полная экономическая необеспеченность, граничащая, а нередко и прямо совпадающая с нищетой крестьянского населения, окончательно изнемогающего в тяжёлой борьбе с постепенным покиданием благосостояния, отсутствие образования и даже невежество и, наконец, бесправность — такова та атмосфера, в которой мы живем, наделы селений одного и того же помещика изрезаны вдоль и поперек так называемыми отрезками, т.е. оставшимися в пользу помещика землями, так что не только скотина крестьянина, но и сам он не может двух шагов ступить, чтобы не натолкнуться на стражников и объездчиков, чтобы не подвергнуться загонам, арестам, штрафам и взысканиям».

Правительство, конечно, оставалось глухо к этой просьбе крестьян.

* * *

Наша партия прошла трудный и героический путь, прежде чем добилась победы, установив Советскую власть. Великую славу испытанного вождя народа ленинская партия завоевала своей самоотверженной борьбой за светлые идеалы коммунизма. Во ими этих идеалов верные сыны и дочери в условиях жесточайшего царского буржуазно-помещичьего строя, не страшась ни тюрем, ни ссылок, шли на штурм ненавистного народу самодержавия, поднимая на революционную борьбу широкие массы рабочих, крестьян и революционной интеллигенции нашей страны и победили.

В великое дело освобождения эксплуатируемых, угнетённых и бесправных трудящихся нашей страны внесли свою, пусть маленькую лепту своей самоотверженной борьбой против самодержавия и городецкие революционеры.