Галочкин Н.М. Городец на литературно-художественной карте России

Записки краеведа

Галочкин Н.М. Городец на литературно-художественной карте России. Записки краеведа. — Городец, социально-культурное управление администрации Городецкого района, 1992.



Селится счастье, как добрая птица
Полон в избе им каждый венец.
Доброю птицей над Волгой гнездится
Маленький город Городец.

Линий рисунка овалы иконные
В тот городок из былин пришли,
Звонко летят городецкие кони
С донец прялок — в концы земли…

Юрий АДРИАНОВ

От автора

Древность и самобытность Городца, красота его природы, неоглядный простор Волги, весь внешний облик города, — всё это создавало условия для развития культуры и искусства, все это привлекало пристальное внимание людей Россия к Городцу.

Городец — самый древний и первый русский город на Нижегородской земле.

Его географическое положение еще во второй половине XII века благоприятствовало стать оборонной крепостью Владимиро-Суздальской Руси на востоке.

В Городце до сих пор почти полностью сохранился земляной вал — уникальный памятник XII века, чудо-богатырь, испытавший огонь и меч татаро-монгольских нашествий.

Александр Невский
Прохор из Городца
Каменский Пётр
Даль Владимир Иванович
Мельников-Печёрский Павел Иванович
Иорданский Николай Николаевич
Устинов Георгии Феофанович
Яхонтов Владимир Николаевич
Овчинников Пётр Алексеевич
Блинов Иван Гаврилович
Васильев Василий Фёдорович
Ведерников Александр Семенович
Смирнов Александр Александрович
Ворожейкин Арсений Васильевич
Казаков Юрий Павлович
Коновалов Аристарх Евстафьевич
Расторгуев Евгений Анатольевич

Городец — город мастеров. По количеству и разнообразию народных промыслов и ремесел он занимает одно из ведущих мест в Нижегородской области.

Особенность Городца состоит в том, что в нем старое в новое встречается на каждом шагу. Это является необходимым звеном культурного процесса, духовного возрождения народа.

Автор работы поставил перед собой четкую задачу: рассказать о людях культуры и искусства. связанных биографически или творчески с Городцом, собрал материал о писателях и художниках чьи судьбы отразились в той или иной степени в истории нашего древнего города.

Выражаю большую благодарность рецензентам Н. Кузнецовой, кандидату филологических наук. Д. Кантерману, старшему референту областной организации общества «Знание», члену Союза журналистов, О. Новиковой и А. Рябковой, сотрудникам Городецкой центральной библиотеки.

Книга подготовлена к 840-летию города Городца.

Александр Невский

(1220–1263)

Александр Невский — гениальный полководец, талантливый дипломат, государственный деятель XIII века на Руси, защитник Православия, которое неразрывно связано с культурой и искусством русского народа.

В одной древней русской повести дан яркий портрет великого полководца и мудрого дипломата: «…И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его, как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, у него премудрость Соломона, храбрость же — как у царя римского Веспасиана I» (Изборник. Повести Древней Руси. Сказание о жизни Александра Невского. Повесть и о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского. — М., Художественная литература, 1986).

Александр Невский — сын князя Ярослава, внук Всеволода, родился в 1220 году в городе Переславле-Залесском. В нём он провел детство и юность. Здесь формировал свои дружины, которые под его предводительством разгромили немецких псов-рыцарей и шведов.

В начале 1263 года князь Александр Невский отправился к хану Берне, просить его, чтобы он не посылал свои полки на Русь. Эта патриотическая задача была успешно решена: хан Берке отменил военный поход на русскую землю.

Больным возвращался Александр Невский домой. Отдохнув в Нижнем Новгороде, он доехал до Городца, где княжил его родной брат Андрей. «В лето 1263 года великий Александр Ярославович, идя из Орды, разболелся и, дошед до Городца, ноября 14 дня преставился» (Полное собрание русских летописей, ст. 1, стр. 524).

Князь Александр Невский умер в кельях Городецкого мужского Фёдоровского монастыря.

Как сообщает древняя русская повесть, Александр Невский перед кончиной принял иноческое пострижение с именем Алексия, облёкся в схиму, простился с игуменом, братией и всеми окружающими и благословил их.

На третий день тело Александра Невского было перевезено из Городца во Владимир через г. Боголюбов. В 1721 году по указу Петра I прах его был доставлен в Петербург.

Имя доблестного сына русского народа, великого патриота Земли русской, и сейчас живо в благодарной памяти потомков.

В суровые годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. был учреждён орден Александра Невского, которым награждены девять городчан.

Одна из красивых улиц Городца носит имя Александра Невского.

Прохор из Городца

(XV век)

Прохор из Городца — русский живописец начала XV века, создавший в 1405 году совместно с Феофаном Греком и Андреем Рублевым фрески Благовещенского собора в Московском Кремле.

В тридцать пятом томе Большой Советской энциклопедии указывается, что у Прохора с Городца неизвестны годы рождения и смерти.

Имя Прохора с Городца упоминается в Троицкой летописи за 1405 год, в которой записано: «Тое же весны почаще подписывати церковь каменную Благовещение на князя великого дворе, не ту аже ныне стоит, мастеры бяху Феофан Грек да Прохор, старец с Городца, да чернец Рублев, да того же лета и кончаша» (Полное собрание русских летописей, Троицкая летопись за 1405 год).

Когда я находился в Благовещенском соборе, то долго рассматривал иконы, приписанные Прохору из Городц: «Распятие», «Вознесение», «Успение», на которых сделана надпись рукою художника: «Прохор с Городца».

В те минуты мне вспоминалось стихотворение «О Прохоре с Городца» О.Широких, преподавателя Городецкого педагогического училища:

…Старик вздохнул и пожевал губами,
Задумчивость ладонью стер с лица,
Потом, уже дрожащими руками,
Поставил мету: «Прохор с Городца».

На стенах скорбно проступают лики,
Но стынет их создавшая рука.
Старик не знал, что он уже великий,
Что имя старика вошло и века!

Я подумал, что живая, самобытная нить художественного мастера Прохора с Городца протянулась к нашей городецкой росписи, излюбленным мотивом которой является цветок, яркий и веселый, что истоками великого таланта художника явилась русская иконопись, которая в то время была распространена в Городецкой округе, в Приузольском крае.

Прохор с Городца — инок Городецкого мужского монастыря, он твердо решил остаток своей жизни освятить своему любимому занятию — иконописи.

Много верст прошёл Прохор из Городца, прежде чем попал в белокаменную Москву, встретился с великим художником Древней Руси Андреем Рублевым, стал его сподвижником и соратником.

В творчестве Прохора из Городца и Андрея Рублева обнаруживается живая образность, драматичность и гуманизм. Их святые отличаются русским, славянским типом, их чертам свойственно лирическое, ясное настроение.

Пётр Каменский

(1756–1845)

В одной из келий Городецкого Фёдоровского мужского монастыря долго по ночам горела свеча. Наклонившись над столом сидел старик и заполнял свой дневник.

В нём появилась запись: «…Я деньги не беру, а предварительно раздаю, нежели оные получу, и пока я жив, раздавать буду».

Это писал бывший начальник духовной миссии в Китае, известный в то время учёный, архимандрит Пётр Каменский.

Он родился в селе Камешки Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье священника.

Окончив Нижегородское епархиальное училище, Пётр Каменский стал работать учителем в городе Балахне. Одарённый юноша был направлен домашним учителем — воспитателем в Петербург. Там он поступил в университет на факультет богословия. Будучи студентом, он изъявил желание поехать в 1793 году в Китай в составе Российской духовной миссии, где проявил склонности и настойчивость к изучению китайского языка, нравов и обычаев китайского народа.

Пётр Каменский сделался переводчиком с латинского языка на манчжурский и китайские языки ценных бумаг, полученных из Европы.

По возвращения в Россию, Пётр Каменский был сотрудником коллегии иностранных дел в качестве переводчика.

При формировании десятой духовной миссии в Китай, он назначен начальником, возведён в сан архимандрита.

С 1820 года Пётр Каменский — начальник духовной миссии. Добрым обращением, мудрыми и полезными советами, своими проповедями он заслужил доверие у людей, посеял чувство милосердия.

Пётр Каменский не раз получал благодарности за большую работу русской миссии от правительства Китая.

С его именем связан расцвет Пекинской миссии и православного христианства в Китае, он был автором учёных трудов, в совершенстве владел китайским языком, проводил мирную, дружественную политику. Его учёные труды по языкам древнего Востока, его переводческая деятельность имели большое значение для России и Китая, для дружбы и мира народов.

Когда пришло время уйти на покой (на пенсию), Петру Каменскому предлагались самые лучшие места в России для проживания, но он изъявил желание поселиться в родных местах Нижегородской губернии, в Городце, в мужском Фёдоровском монастыре.

Пётр Каменский — сподвижник добра и любви к русскому и китайскому народам. Он сделал большие пожертвования для монастыря. Двенадцать лет, проведённые Петром Каменским в монастыре, оставили большой след в истории города, показав пример добродетели и милосердия, которые так необходимы в нашей современной жизни.

Владимир Иванович Даль

(1801–1872)

Первое слово для своего «Толкового словаря живого великого русского языка» В.И. Даль записал в тетрадку, когда ему было восемнадцать лет. Последнее — незадолго до смерти.

Уж и писать сам не мог, диктовал только. …Больше месяца шумит Нижегородская ярмарка. Меж пёстрых рядов ходит Владимир Иванович Даль… Дома выкладывает на стол колечко бирюзовое, игрушку из глины… Но главные сокровища не купленные, налету подобранные — пословицы и поговорки. В его «Словаре» более тридцати тысяч пословиц и поговорок. Глубокий знаток русского языка, его диалектов В.И. Даль мог только по разговору без ошибки определить принадлежность человека к той или иной местности.

В период жизни в Нижнем Новгороде (1849-1859 гг.) В.И. Даль написал произведения «Дедушка Бугров», «Кликуша», «Кружевница» и другие. Он несколько раз побывал в Городце, тогдашнем богатом торговом селе. В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даль объясняет и записывает слово «Городец», указывает, что Городец — городок, крепостца, укрепленное тыном местечко, большое село с остатками земляных укреплений.

В Нижнем Новгороде В.И. Даль служит управляющим удельной конторой. Демократ, крестьянский заступник, он внимательно и чутко относился к жалобам народа, всячески старался оказать помощь.

В «деле по жалобе крестьян деревни Нечаиха Большепесоченской волости» (теперь Городецкий район) удельная контора располагала документами, что «луга оные принадлежат бесспорно крестьянам».

И вот недавно я ходил в деревню Нечаиха. Среди старожилов бытует рассказ о том. как сюда приезжал В.И. Даль разбирать жалобу крестьян, заступился за них. Удельная контора вынесла решение, что «луга оные принадлежат бесспорно крестьянам».

Павел Иванович Мельников-Печёрский

(1819-1883)

В творчестве знаменитого писателя большое место занимает Городец, как один из центров Нижегородского раскола. Городецкие и Ковернинские старообрядцы оказывали влияние на всю округу и были связаны с Московским центром раскольников, который находился на Рогожинской улице.

В 1850-1854 годах, проводя в Нижегородской губернии опись раскольников, посещая скиты и монастыри в качестве чиновника особых поручений, П.И. Мельников-Печёрский неоднократно приезжал в Городец.

В рассказе «Гриша», написанном по материалам из жизни Городца, П.И. Мельников-Печёрский передает легенду о горах Кирилловых, где теперь улица Карла Маркса.

При описании Заволжья он использовал Китежскую легенду о провалившемся сквозь землю города, не сдавшемуся врагу. П.И. Мельников-Печёрский излагает эту легенду: «Подошёл татарский царь к граду Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить, либо в полон угнать. Не допустил Господь басурманского поругания над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать. И досель тот град невидим стоит — откроется перед страшным христовым судилищем. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеется отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских, — так говорят за Волгой. — Старая там Русь, исконная, кондовая».

Правдиво я ярко в романах «В лесах» и «На горах» отразился быт и нравы раскольников. Очень большое значение в Нижегородском старообрядчестве имела Городецкая часовня, как это отражено в романе писателя. Сейчас в этом здании находится школа № 5.

В произведениях писателя большое место уделено купеческому селу Городцу, его базару, торговле хлебом, пряниками и щепным товаром. Романы П.И. Мельникова-Печёрского — «В лесах» и «На горах» — художественная энциклопедия народного быта и обычаев Нижегородского края, правдивое описание характеров.

Николай Николаевич Иорданский

(1863–1941)

Н.Н. Иорданский — советский педагог, доктор педагогических, имя которого значится в энциклопедии, как видного деятеля на ниве народного образования.

Он родился в Городце. Здесь прошли детские и юношеские голы, в которые впервые появилось желание посвятить себя делу народного просвещения. Сын священника, он окончил Нижегородскую семинарию, затем — Казанскую академию.

Педагогическая деятельность Н.Н. Иорданского с 1887 года проходит в разных городах России, но больше времени жизни было отдано Нижегородской губернии, где он состоял инспектором народных училищ.

Н.Н. Иорданский — автор многих статей по вопросам народного образования, опубликованных в местных и столичных газетах и журналах. Он явился инициатором и одним из организаторов женских воскресных школ, сыгравших большую роль в народном образовании.

С именем Н.Н. Иорданского связана история возникновения в России первой общедоступной детской библиотеки.

В 1900 году на Парижской выставке ему присуждена золотая медаль за книгу «Исторический очерк развития народного образования в Нижнем Новгороде».

Н.Н. Иорданский — автор многих учебников и пособий для школ. Его педагогические взгляды не утратили значения для современной педагогики.

Георгий Феофанович Устинов

(1888–1932)

Заметный след в советской литературе оставил Г.Ф. Устинов, журналист и писатель, один из лучших друзей Сергея Есенина.

Родился, провёл детские и юношеские годы Г.Ф. Устинов в Городце, в семье дворника больницы.

Он рано начал работать водоливом на буксирчике городецкого купца Плеханова.

В 1905 году вступил в партию, активное участие принимал в революционных событиях в Городце.

И.И.Абаимов, П.Л. Комаров, Г.Ф. Устинов и другие в знак протеста на царский манифест от 17 октября 1905 года организовали демонстрацию.

В январе 1905 года самодержавие арестовало в Городце А.В. Прибылова, Д.С. Маслова, Г.Ф. Устинова и заключило в Балахнинскую тюрьму. Там был написан первый рассказ Г.Ф. Устинова «На судах», опубликованный в прогрессивной нижегородской газете «Судоходец», где редактором был Ф.П. Хитровскин.

Затем в 1907 году произведение вышло отдельным изданием.

О литературной деятельности Г.Ф. Устинова от Ф.П. Хнтровского узнал А.М. Горький. Старожилы Городца рассказывали мне, что от А.М. Горького на имя Г.Ф. Устинова приходило в Городец два письма.

О связях Г.Ф. Устинова с А.М. Горьким сообщает в предисловии к своей книге В. Лебедев (В. Лебедев. Крылья Буревестника (повесть о М. Горьком). — М., Молодая гвардия, 1971).

В период 1909-1916 годы Г.Ф. Устинов жил и работал в г. Рыбинске. Он опубликовал фельетоны в газете «Рыбинский вестник» под псевдонимом «Клим Залётный». За выступление против самодержавия был второй раз арестован и посажен в тюрьму.

В 1916 году он переезжает в Москву, находится в дружбе со многими писателями и поэтами: С. Городецким, И. Касаткиным, Б. Пастернаком, К. Зозулей, В. Ивановым и другими.

Г.Ф. Устинов — участник Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, которой посвятил повесть «Чёрный ветер».

В 20-е годы он сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», печатает стихотворения Сергея Есенина.

В 1926 году он написал роман «Человек из леса», рассказ «Его сиятельство». Среди статей и воспоминаний Г.Ф. Устинова особое место занимает жизнь и творчество Сергея Есенина.

По признанию самого поэта, Г.Ф. Устинов был одним из его лучших друзей. «Мы с Жоржем ведь очень старые друзья», — писал Сергей Есенин в одном из писем.

В письме к Мариенгофу от 12 ноября 1922 года из Америки Сергей Есенин подчёркивает: «Устинову поклонись в первую голову» (С.А. Есенин. Собрание сочинений. Том 6. Письма. — М., Художественная литература, 1980. Стр.135).

Он внимательно следил за развитием творчества Г.Ф. Устинова. Об этом можно судить по некоторым фразам есенинских писем за 1922-1925 годы.

Яхонтов Владимир Николаевич
(1899–1945)

Владимир Николаевич Яхонтов

В Городце прошли детские годы Владимира Николаевича Яхонтова, выдающегося мастера художественного слова.

Он вспоминает: «Так и рос я в селе Городец, на Верхней Волге, славившемся кустарными изделиями. Зимой игры были чудесные, летели клюшки — кто дальше, и в ямку, вырытую в снегу, загоняли затвердевший кусок воробьиного лакомства» (Яхонтов В.Н. Театр одного актёра. — М., Искусство, 1958)

В Городце сохранился дом, в котором проходили детские годы В. Яхонтова. «Володя был заводилой разных игр. Он учился в четвёртом классе начального училища, любил Волгу, её красоту», — об этом рассказала мне Александра Фёдоровна Белобородова, старожительница Городца.

Отец В. Яхонтова служил младшим контролёром магазинов. После семейной трагедии, как вспоминает В. Яхонтов в своей книге, отец и сын уехали в Нижний Новгород, к дедушке, который был протоиереем ярмарочного собора.

В 1918 году Владимир Николаевич Яхонтов поступил в школу МХАТа, в Москве он учился у Станиславского, Качалова, Москвина, Книппер-Чеховой.

В.Н. Яхонтов ввёл на сцену небывалый жанр — театр одного актёра. Он с захватывающим интересом мог держать слушателей в течение двух и более часов, исполняя композиции, составленные из произведений А.С. Пушкина, В. Маяковского и других писателей и поэтов.

В.Н. Яхонтов остался непревзойдённым мастером искусства художественного слова.

Пётр Алексеевич Овчинников

(1844–1912)

Городецкий купец — старообрядец Пётр Алексеевич Овчинников – меценат.

Он имел увлечение собирать старину — иконы, древние рукописи, старинные книги. П.А. Овчинников вкладывал в это занятие больше души, чем в свои баржи и пароходы.

Он находил материал всюду: в Москве, и Архангельской и Вологодской губерниях, ездил на Урал, доставал на Нижегородской ярмарке.

В течение многих лет П.А. Овчинников составил большую домашнюю библиотеку, для которой было построено специальное здание. На улице Куйбышева сохранилось это помещение, занятое школой рабочей молодежи (теперь — Центр социальной защиты населения. — ВП).

По свидетельству С.Я. Елпатьевского, врача и писателя, мы узнаем, что в библиотеке П.А. Овчинникова имелись писцовые книги времен царя Фёдора Алексеевича (С.Я. Елпатьевский. Воспоминания за 59 лет…).

Чтобы ознакомиться с редкими книгами и рукописями, в частную библиотеку П.А. Овчинникова приезжали учёные Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.

Иван Гаврилович Блинов

(1872–1944)

Иван Гаврилович Блинов родился в семье крестьянина деревни Кудашиха Городецкого района. Благодаря своему деду, он ещё в детстве приобщился к искусству рукописца книги. В двенадцать лет мальчик сделал свой первый рисунок, получивший высокую оценку.

Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы, любознательный и настойчивый, изучал русскую живопись, картины известных русских художников.

Первый, кто приметил дарование самобытного художника-каллиграфа, был Городецкий купец-меценат П.А. Овчинников, у которого Блинов переписал много книг. На всю жизнь Иван Блинов запомнил слова Овчинникова, который оказал ему: «Ты будешь замечательный писец и рисовальщик, как писали только для царей» (Аксеновой Г. И.Г. Блинов — изограф и книгописец// Журнал «Встреча. Культурно-просветительная работа» — № 1, 1990. Стр. 56-57).

В 1900 году И.Г. Блинов уехал в г. Горбатов, где переписывал старинные книги, иллюстрируя их своими рисунками-миниатюрами. С этого времени начинается связь художника с Петербургским университетом.

С осени 1905 года Блинов работал в Казанском университете по переписи книг, усиленно занимается самообразованием, постоянно совершенствуя свое мастерство.

Затем он живет в Москве, посещает исторический музей, Румянцевскую библиотеку (ныне библиотека им.В.И. Ленина), ездит в Троице-Сергееву лавру. И.Г. Блинов трудится художником-иллюстратором в разных книжных издательствах, сотрудничает с художниками, среди которых находился В.М. Васнецов, был знаком с Сергеем Есениным.

В 1914 году И.Г. Блинов переписал старославянским почерком «Слово о полку Игореве», снабдив книгу оригинальными иллюстрациями. Работа выполнена на высоком художественном уровне и до сих пор привлекает внимание многих исследователей.

«Удивительная рукопись» — под таким заглавием в журнале «Огонёк» опубликована статья, в которой дана высокая оценка памятнику древней письменности, выполненного И.Г. Блиновым (Гаврюшин Н. Удивительная рукопись.// Журнал «Огонёк» — 1986, № 20. С. 18).

«…Подобный труд, — пишет автор, — оказался под силу только художнику из города Городца… Глядя на его миниатюры (они публикуются на развороте вкладки этого журнала), полностью утверждаешься в мысли, что если бы до нас дошла лицевая сторона рукописи «Слово о полку Игореве» времен царя Ивана Васильевича Грозного, то иллюстрации в ней выглядели бы именно такими, какими они получились у Городецкого мастера».

Мне довелось несколько раз беседовать с Александрой Ивановной Горячевой, дочерью Ивана Гавриловича Блинова которая утверждает, что «Список «Слова о полку Игореве» в 1914 году был продан через князя Шахматова-Ширинского для государя за 400 рублей золотом».

Иван Гаврилович Блинов — художник, каллиграф, последний книжный писец, в совершенстве владевший древнерусскими почерками — уставом и полууставом, историк и краевед.

В письме к А.М. Горькому в марте 1935 года Ф.П. Хитровский сообщал: «Есть в Городце Блинов — старик писец древних книг, художник, знаток палеографии. Историю знает так тонко, что без запинки определяет период древней письменности».

Рукописные сборники старославянского письма и картины И.Г. Блинова экспонируются сегодня в музеях Москвы, Петрограда, Нижнего Новгорода и Городца. За свою жизнь Иван Блинов переписал свыше 200 книг. 15 ноября 1919 года он был направлен комиссаром просвещения в Городец для зарисовки к различным книгам Российскому историческому музею. В 1920 году И.Г. Блинов явился организатором краеведческого музея в Городце, был его сотрудником и затем директором. Он первым вступил в колхоз, составил рукописную книгу «История Городца».

Василий Фёдорович Васильев

(1898–1965)

Заслуженный артист РСФСР В.Ф. Васильев с большим мастерством сыграл в Нижегородском театре многие роли из пьес А.П. Чехова, А.Н. Островского, А.М. Горького и других драматургов.

Своё детство и юность В.Ф.Васильев провел в Городце. Он работал матросом у Городецкого купца Кузнецова на его буксирных пароходах «Руслан» и «Порт-Артур».

В зимние месяцы В.Ф. Васильев руководил самодеятельным драматическим кружком, который ставил спектакли в Городце.

В 1922 году В.Ф. Васильев переехал в Нижний Новгород, был зачислен в труппу драматического театра Н.И. Собольщикова-Самарина.

Александр Семёнович Ведерников

(1898–1975)

Известный художник Александр Семёнович Ведерников родился в Городце, здесь провёл своё детство и юность. До сих пор сохранился родительский дом.

Одиннадцатилетним мальчиком Саша Ведерников, как рассказывала его сестра, любил Волгу, подолгу ходил в базарные дни между рядами, где продавались прядильные донца, расписанные городецкой росписью, наблюдал работу маляров.

Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся в детстве, осталась на всю жизнь.

Будущий художник поступил в реальное училище в Нижнем Новгороде, окончить которое ему не привелось: наступил Октябрь 1917 года. Юноша добровольцем ушёл в ряды Красной Армии. Возвратившись в 1921 году в Городец, Ведерников поступил в Нижегородский художественный техникум, а в 1924 году стал студентом в Ленинграде Высших художественных мастерских, так именовалась и те годы Академия Художеств. Его творчество получило широкую известность.

В годы Великой Отечественной войны художник пережив блокаду Ленинграда, эвакуируется в Городец, работает преподавателем в Городецкой средней школе.

С 1945 года он вновь живёт в Ленинграде, но каждое лето приезжает и Городец к сестре Т.С. Ганиной. Здесь работает над картинами «Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьконской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие. Лирические, тонкие по колориту картины Ленинграда, пейзажи Волги у Городца, красочные декоративные натюрморты — все эти произведения художника неоднократно экспонировались на выставках России и за рубежом (Павлинская А. Л.С. Ведерников. – Л., Художник РСФСР, 1960).

Александр Александрович Смирнов

(1906–1976)

В Городце, в семье учителей, родился, провёл годы детства и юности, современный советский писатель Александр Александрович Смирнов.

Его отец собирал старинные книги, занимался краеведением, приобщая к этому сына. Он учился в Городецкой школе второй ступени, пробовал силы в литературном творчестве, затем работает литературным сотрудником областных газет.

А.А. Смирнов пишет рассказы и очерки о городецкой резьбе и росписи, о встречах с А.М. Горьким.

Широкую известность писателю принесла книга «Первая русская женщина-врач», в которой ярко и доходчиво рассказана биография Надежды Прокофьевны Сусловой (А Смирнов. Тайна исчезнувшей посылки// Газета «Ленинская смена», 7.03.1976. — История работы над книгой «Первая русская женщина-врач»).

В повести указывается, что Н.П.Суслова родилась в 1843 году в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии

<…> (пропущено — ВП).

Выйдя из самой жизни народа, Н.П. Суслова защитила докторскую диссертацию при Цюрихском университете в 1867 году, получила диплом доктора медицины, став первой русской женщиной-врачом.

О ней книга А.А. Смирнова.

Арсений Васильевич Ворожейкин

(1912–2001)

На одном из красивых откосов Городца высится скульптурный бюст дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации — Арсения Васильевича Ворожейкина.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годы А.В. Ворожейкин — летчик-истребитель, сбивший 52 фашистских самолета и 13 — с товарищами, в групповых боях.

А.В. Ворожейкин родился в деревне Прокофьево Городецкого района в 1912 году в семье крестьянина.

Двенадцать лет после войны А.В.Ворожейкин служил в авиации, а с 1957 года — в запасе.

Боевой и жизненный опыт дали возможность стать ему писателем, создать ряд книг-воспоминаний.

Уже в своём первом произведении «Истребители» он через личное восприятие стремится показать события, окружающих его людей, правдиво описывает поучительную историю воздушных сражений над степями Монголии, вдумчиво прослеживает, как вызревали новые принципы боевых действий истребительной авиации.

В книгах «Над Курской дугой», «Рассвет над Киевом», «Под нами Берлин» и других А.В. Ворожейкин правдиво описывает сражения, людей, их характеры, которые ярко раскрывались в боевых подвигах. В 1976 году двухтомник А.В. Ворожейкина на немецком языке вышел в Берлине в военном издательстве ГДР.

А.В. Ворожейкин — Почётный гражданин города Городца

Юрий Павлович Казаков

(1927–1982)

Юрий Павлович Казаков — современный советский писатель. Его творчество широко знакомо в нашей стране и за границей. Рассказы Ю.Казакова переведены на венгерский, чешский, польский языки.

Он родился в Москве. В 1957 году окончил литературный институт им. М. Горького. Начал печататься с 1952 года. В это время он побывал в нашем городе в творческой командировке.

Об этом Юрий Павлович рассказывал в письме автору данных строк: «…В Городце я был в командировке, а затем — просто жил по месяцу зимой и летом 1955 года. Поездки в Городец были одними из первых моих поездок. Строительство плотины тогда, кажется, только подготавливалось, и город ваш поэтому произвел прямо-таки завораживающее впечатление… В Городце я единственный раз в жизни видел и слышал ночного сторожа с колотушкой… В Городце я писал рассказ «Артур — гончий пёс», по городецким впечатлениям написал потом два рассказа: «Дом под крышей» и «Старики».

Припоминаются многие картины из жизни Городца… Наверху, на самом обрыве, стоял буфет. Окна были растворены, ветерок трепал занавески, хорошо виднелись изумительные заволжские дали, открывающиеся сверху, — всё это одно из лучших воспоминаний в моей жизни. Одним словом, время, проведённое мною в Городце, было счастливым для меня временем» (Ответ на моё письмо от 1 марта 1975 года — Н.М.).

Ю.Казаков — писатель-новеллист. Он унаследовал традиции русской классической прозы.

Творческая командировка в Городец стала для Ю.Казакова своеобразной творческой взлетной площадкой в большую литературу.

Аристарх Евстафьевич Коновалов

(1920–1993)

Аристарх Евстафьевич Коновалов — потомственный художник городецкой росписи, ученик старых мастеров, хранитель и продолжатель их традиций, автор книги «Городецкая роспись» (А.Е. Коновалов. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. — Горький, ВВКИ, 1988), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Почётный гражданин города Городца, свыше 30 лет был главным художником фабрики «Городецкая роспись».

Беседуешь с Аристархом Евстафьевичем и думаешь: «Вот он и есть одно из живых звеньев, которые связывают традиции городецкой резьбы и росписи с искусством городецких умельцев на современной фабрике «Городецкая роспись».

Большая заслуга Аристарха Евстафьевича состоит в том, что он «воскресил» городецкую роспись, очень многое сделал для восстановления этого вида народного искусства, написал и выпустил книгу — венец своей творческой автобиографии.

Родился Аристарх Евстафьевич в деревне Савино Городецкого района в 1920 году. Рано у него умер отец, у матери осталось двое детей. В 10 лет он уже косил, пахал, боронил. Зимой ходил в школу в лаптях. Мальчик, любознательный и трудолюбивый, больше всего в свободное время находился в художественной мастерской своего дедушки Сергея Фёдоровича Крюкова, замечательного художника городецкой росписи.

Едва перелезая бревенчатый порог низенькой избенки, пятилетний Аристарх шёл в мастерскую, мазал бракованные доски, пачкал краской рубаху и нос. Так он познакомился с городецкой росписью, полюбил это искусство на всю жизнь. В 1936 году в селе Курцево открылась художественная мастерская по городецкой росписи. И мать определила Аристарха учеником. Здесь работали известные мастера: И.А. Мазни, Ф.С. Краснояров, Т.С. Крюков, К.И. Лебедев и другие.

Пристально изучал Аристарх самобытное ремесло. Ему помнится, как однажды, сидя за столом, он торопливо рисовал, не поднимая головы. Вдруг на его плечо легла теплая ладонь, и тихий мягкий голос проговорил: «Не торопись, Аристархушка, не торопись, дорогой, деньги зарабатывать, научись работать». Перед ним стоял старый мастер городецкой росписи — Игнатий Клементьевич Лебедев.

— Нет ли у тебя, Игнатий Клементьевич, ученика, которого можно было бы взять в Москву? — спросил приехавший в 1937 году. И Лебедев поехал вместе с Аристархом.

В феврале 1939 году в Загорске был организовал музеи и открылась экспериментальная художественная мастерская, где стали работать И.К. Лебедев и Л.Е. Коновалов. Познакомившись с творчеством художников Палеха, Хохломы и других промыслов, Аристарху захотелось рисовать, как-то по-другому. И опять он услышал совет своего наставника: «Ты уж лучше по-городецки лиши, продолжай наше мастерство. В нашей росписи есть своя неоскудевающая прелесть». И Аристарх послушал своего учителя…

Мне вспоминается небольшая заметка, опубликованная в газете «Городецкая правда» от 11 декабря 1957 года. В ней А.Е.Коновалов обратился с призывом: «В целях сохранения народного творчества при Семёновской профтехшколе открывается отделение городецкой росписи с двухгодичным сроком обучения». Заканчивая статью, А.Е. Коновалов выражал уверенность в расцвете городецкой росписи. Он писал: «Можно с полным основанием сказать, что городецкая роспись займёт подобающее место среди других художественных промыслов нашей страны».

В 1959 году выпускники отделения городецкой росписи приехали из Семенова в Курцево. Этот год следует считать возрождением городецкой росписи.

А.Е. Коновалов будучи пенсионером продолжал на дому заниматься искусством.

Евгений Анатольевич Расторгуев

(род. 1920)

На одной из улочек Городца, расположенной на вершине крутой горы, утопающей в зелени, гнездится домик. К нему ведёт узкая, тенистая тропа, пробиваясь через чащу кустарника.

Каждый год в летние месяцы живёт в этой избе известный современный московский художник Евгений Анатольевич Расторгуев чьи картины на сюжеты родного города, широко экспонируются на выставках в нашей стране и за рубежом.

Выставка двух художников, Евгения Расторгуева и Тамары Гусевой (жена художника), проходила в марте-апреле 1991 года в Париже, где зрители восторгались «Городецкими фантазиями» и «Посвящением французским художникам».

Е.А. Расторгуев родился в 1920 году в селе Николо-Погост Нижегородской области. В 1923 году семья отца переехала в Городец в бабушкин дом на Церемановской Завернихе, что окало Церемонова болота. Здесь прошли детские годы и юность.

Впечатления о Городце остались свежими на всю жизнь. Он полюбил Волгу, горы, овраги, красоту заволжских просторов, древнюю историю и архитектуру города. Он помнит, как привлекали его базары и ярмарки. Любил он рассматривать глухую городецкую резьбу на досках: русалок, львов, различные орнаменты. Свежи в памяти «попрыгунчики», которые всех пугают, вера в чёрта и кикимор, ходящие по диорам шарманщики, поводыри медведей. Встают в памяти образы борцов-бахвалов на подмостках, вызывающие из толпы грузчиков и здоровяков, чтобы помериться силами. Памятны и картины того, как проходили крестные ходы с золотом хоругвей и переливами крестов, и Первомай с яркими, броскими пятнами, с кружащим над людьми первым в наших местах аэропланом.

Вспоминаются отливающие серо-фиолетовым цветом дощатые заборы, заросли лопухов и крапивы, иван-чая, а вечером — духовые оркестры над Волгой на танцевальной площадке (Филатов А. Художник из Городца/ Отчий дом. — М., 1978).

Воздух детства и отчего дома — искренняя и богатая пора радостей и первых страданий.

Евгений Анатольевич уверен в том, что только на этой почве родного дома своего может вырасти всё дальнейшее творчество. Каждое искреннее искусство — интимно. Художественное творчество Е.А. Расторгуева прошло тернистый путь. Начальное образование он получил в Городце, потом в Правдинске. В 1940 году окончил Горьковское художественное училище (преподаватель Л.В. Самсонов).

В 1941 году был мобилизован на войну, участвовал в боях в 32 армии Карельского фронта. Окончил войну солдатом в Мурманске. В 1947 году поступил в Московский художественный институт им. В. Сурикова, учился у С.В. Герасимова. С 1953 года Е. Расторгуев — член Союза советских художников. Живёт в Москве. Его кисти принадлежат более сотни картин и этюдов, сюжеты и темы которых связаны с Городцом. Они проникнуты теплотой и любовью к родному краю.

На выставке в Париже, в разных уголках его, «запомнились яркие и светоносные создания Евгения Расторгуева и Тамары Гусевой» (газета «Московский художник», 14.06.1991).

Картина Е. Расторгуева «Мой ангел» была куплена городским музеем Тулузы, а «Городецкие фантазии» — декоративным музеем Парижа, картина Тамары Гусевой «Посвящение французским художникам» — Муниципальным музеем Парижа.

В статье-отклике известного итальянского искусствоведа Берениче о выставках Е.А. Расторгуева и Т. Гусевой, говориться: «Их живопись сильная, здоровая, прочная, и в тоже время ей присуще характерное изящество» (газета «Московский художник», 14.06.1991).

Е.А. Расторгуев — патриот своего города Городца. Он любит походить по его улицам и переулкам. Здесь лучше дышится и творится. Мы, его земляки, по праву гордимся творчеством Е.А. Расторгуева.


Заключение

Кроме писателей и художников, о которых рассказано выше, притягательную силу Городца испытали и другие люди нашей Российской культуры и искусства.

Большой интерес к Городцу проявил выдающийся русский пейзажист А.К. Саврасов (1830-1897 гг.), создавший шедевры живописи, как, например, «Грачи прилетели».

Он во время своей поездки по Волге любовался красотой нашего края. Художник написал этюд, назвав его «Волга близ Городца». Река с парусником и лодкой, и на холме привольно раскинувшееся русское село [О. Добровольский. Саврасов.  — Молодая гвардия, 1983].

В 1894 году в Городце проходили гастроли Нижегородского драматического театра под руководством Н.И. Собольщикова-Самарина (1868-1945 гг.), народного артиста. Свои впечатления о поездке он описал в своей книге [Н.И. Собольщиков-Самарский. Записки. — Горьковское книжное издательство, 1960. Стр. 386].

В 60-х годах, путешествуя по Волге, находился несколько дней в Городце известный писатель Ф.И. Панфёров. Он посетил колхоз им. Тимирязева (ныне им. Емельянова), беседовал с колхозниками.

22 декабря 1965 года в Городец приезжал Н.К. Черкасов, народный артист СССР, мастер исторического портрета в кино. Им сыграна роль Александра Невского. Н.К. Черкасов выступил в клубе судоверфи, посетил исторические места Городца.

С искусством народных городецких промыслов и ремёсел тесно связано творчество Татьяны Алексеевны Мавриной-Лебедевой. Она глазами талантливого художника передала свои впечатления о внешнем виде Городца, нарисовала яркую и правдивую картину старой части города. Она пишет: «…Хочется разглядывать каждый дом, ворота, двери, окна, калитки, замысловатые карнизы. Дом — один, другой, третий — все разные и очень милые своей простотой… До сих пор наш край любит украшаться. А на печных трубах и водостоках — целые железные терема: и белка, и два коня, у кого — вазон, у кого — букет цветов. Самая знаменитая городецкая тема — это вороной конь и всадник… Вспоить, вскормить, на коня посадить, — так говорили в старину… Богаты, фантастические букеты цветов, каких не найдёшь. Птицы — не то голуби, не то райские, невиданной в жизни красоты» [Маврина Т. Городецкая живопись. — Л., 1970]

В 1962 году в творческой командировке в Городце был известный московский художник Илья Глазунов. В селе Бриляково он писал с натуры прообразы героинь для иллюстраций романов П.И. Мельникова-Печёрского «В лесах» и «На горах».

О своих впечатлениях от поездки И.С. Глазунов рассказал в очерках «Дорога к тебе. Из записок художника» [Глазунов И. Дорога к тебе. Из записок художника // Журнал «Молодая гвардия», № 10, 12, 1965, № 6, 1966].

О Городце он писал: «Нет на земле другого города, столь богатого изумительной деревянной резьбой. Много сокровищ хранит Городецкий музей».

В 1970 году, путешествуя по Волге, Городец посетил поэт Лев Иванович Ошанин. Он побывал в цехах Городецкого судоремонтно-механического завода, беседовал с рабочими, а вечером, в Доме культуры речников, состоялась его творческая встреча. В 1978 году Л.И. Ошанин в составе группы московских писателей второй раз посетил Городец. Ознакомившись с заводским музеем боевой и трудовой славы, он подарил ему книгу «Течёт Волга» с дарственной надписью: «Дорогим друзьям-городчанам на дружбу до конца жизни. Л. Ошанин».

Городец и город Заволжье привлекали и привлекают внимание писателей и поэтов Нижнего Новгорода: Н.И. Кочина, А.И. Патреева, М.В.Шестирикова, Ю.Адрианова, В.Шамшурина и др.

Городец и город Заволжье нашли свое отражение в их произведениях.

В 20-х годах городецким поэтом С.Г. Широковым (1899-1921 гг.) была выпущена книга «Весенняя ночь на Волге».

Свыше сорока лет при редакции газеты «Городецкая правда» (сейчас «Городецкий вестник») существует литературная группа, объединяющая местных поэтов и прозаиков.

Состав литературной группы постоянно обновляется, пополняется свежими силами. Одним из старейших поэтом был А.Просвирников. Члены литературной группы учились писать у способного литератора М.А. Кашина. Активное участие принимали А. Илюнин, К. Храмов, Г. Головкин, С. Колпаков, Е. Аскинадзе и другие.

В 1957 году литературная группа выпустила брошюру «Вечер самодеятельных поэтом и композиторов».

Стихотворения О.С. Широких, преподавателя Городецкого педагогического училища печатаются на страницах центральных и областных газет. Большое место занимают стихи о Городце, о народных промыслах, ремёслах, о мастерах резьбы и росписи. Вот одно из них:

Городец

Там, где по весне без умолку
Бьёт жаворонка бубенец.
Глядится в плёсы синей Волги
Старинный город Городец.
Там, что ни дом — карниз в резьбине,
Резьбой наличники пестрят,
И жарко спеющей рябиной
Наполнен каждый палисад.
Там древность ужилася с новью:
Гудит электромачт металл,
А рядом, как спина воловья,
В крестовых соснах дивный вал.
Там много дивного увидишь,
С природой обретя союз,
Живёт на свете Малый Китеж,
Неся веков нелегкий груз.

Из молодых начинающих поэтов вызывает интерес лирика Евгения Григорьевича Аскинадзе, сотрудника районной газеты «Городецкий вестник». Вот его стихотворение:

Деревня Воробьёво

Как в бессмертных твореньях Рублева,
Красота здесь нашла себе кров,
Затерялось в лесу Воробьево,
Деревенька на десять дворов.
Хоть сюда не проехать в ненастье:
Путь к деревне дождями размыт,
Здесь в пруду отражается счастье
И крестьянский размеренный быт.
Подойди к старикам у колодца.
Тебе скажут — ты только спроси,
Что не ключик на дне его бьется,
Сердце старой и доброй Руси.

В Городце и городе Заволжье с каждым годом растут ряды самодеятельных художником, которые организуют выставки своих произведений.

Ещё в 30-х годах была широко известна талантливая кисть художника Бориса Саввича Кротикова, картины которого неоднократно участвовали на персональных выставках.

Пользуются успехом картины, написанные самодеятельными художниками И.Г. Шишкиным, С.Г. Зелениным.

В Городце работает мастер-резчик по дереву В.Н. Никифоров, он возродил в моделях Городецкий Фёдоровский мужской монастырь, Троицкий собор, Покровскую церковь и другие достопримечательности города.

Древний Городец — яркий пример того, как в маленьких городах складывалась культура и искусство, развивающееся по пути духовности и нравственности, пополняя великую Российскую культуру и искусство.

Перспективы Городца

Сегодня перед Городцом стоит задача: сделать город таким, чтобы он вошёл в состав маршрута «Золотое кольцо», подобно Суздалю, Владимиру и другим городам.

Превратить Городец в коммерческий заповедник, открыть его для отечественного и иностранного туризма.

С этой целью сделать Городец чистым, благоустроенным городом, реставрировать церкви, исторические памятники, прежде всего, земляной вал — уникальное сооружение второй XII века, сохранить рельеф местности, архитектуру зданий, сберечь деревянное кружево на домах в старой части города. Хочется верить, что городчане достойно выполнят эту задачу.