Композиционная схема фасада
Композиционная схема фасада

Функциональная и планировочная схема
Функциональная и планировочная схема

условные обозначение
условные обозначение
Усадьба Сотина
Усадьба Сотина

Усадьба Сотина. Левые ворота
Усадьба Сотина. Левые ворота

Усадьба Сотина
Усадьба Сотина

Усадьба Сотина. Чугунная лестница
Усадьба Сотина. Чугунная лестница

Усадьба Сотина. Правые ворота
садьба Сотина. Правые ворота

Усадьба Сотина. Ограда у правых ворот
Усадьба Сотина. Ограда у правых ворот

Улица Ленина, до­ма 6, 8 10.

Объект культурного на­сле­дия ре­гио­наль­но­го зна­че­ния.

Отличительной чер­той усадь­бы Со­ти­на, по­строен­ной во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка, являет­ся зна­читель­ная ши­ри­на улич­но­го фрон­та (53 м), по­зво­лив­шая вы­нес­ти на крас­ную ли­нию вто­рой флигель и во­ро­та. Фронталь­ная ком­по­зи­ция усадь­бы, прио­бре­ла при этом клас­си­чес­кую трёх­частность: двух­этаж­ный глав­ный дом, имею­щий восемь све­то­вых осей по фа­са­ду (7 + 1), флан­ки­рует­ся дву­мя фли­ге­ля­ми и сое­ди­нён с ни­ми дву­мя ка­мен­ны­ми во­ро­та­ми. Одна­ко при сим­мет­рии об­щего за­мыс­ла, отдель­ные эле­мен­ты ком­по­зи­ции — пра­вые и ле­вые фли­ге­ля и во­ро­та не тождес­твен­ны друг дру­гу, в чём прояв­ляет­ся уже влия­ние эклек­ти­ки. Ле­вый ка­мен­ный одноэтаж­ный флигель под дву­скатной кров­лей име­ет три оди­на­ко­вых по ши­ри­не ок­на по улич­но­му фа­са­ду, пра­вый — бо­лее ши­ро­кое сред­нее ок­но, под­чёрк­ну­тое вол­но­образ­ной бровк­ой. (Ле­вый флигель со­хра­нил свой пер­во­началь­ный вид; пра­вый, оче­вид­но позднее, был над­стро­ен вто­рым де­ре­вян­ным эта­жом под че­тырёх­скат­ной кров­лей). Ле­вые во­ро­та до­пол­не­ны дву­мя ка­лит­ка­ми, пра­вые — де­ко­ра­тив­ны­ми ко­ван­ны­ми ре­шёт­ка­ми. В глу­би­не дво­ра па­раллель­но ули­це на­хо­дит­ся пря­моуголь­ное кир­пич­ное зда­ние хо­зяй­ствен­но­го ха­рак­те­ра, скры­тое за глав­ным до­мом. Его по­ста­но­вка за­мы­ка­ет пе­ри­метраль­ное рас­по­ло­же­ние по­стро­ек на участ­ке.

Во внешнем облике главного дома ещё сохраняются черты уходящего классицизма — пологий треугольный фронтон с полукруглым окном, карниз с сухариками и профилированными тягами, прямоугольные оконные проёмы верхнего этажа с прямыми сандриками, поддерживаемыми изящными кронштейнами, обработка под руст стен в уровне нижнего этажа, имитация клинчатых перемычек с замковыми камнями над окнами нижнего этажа, имеющими простые наличники в виде рамки. Однако эти детали интерпретированы уже в присущих эклектике мелких дробных формах. Так, вертикальные ордерные элементы представлены каннелированными пилястрами в простенках окон верхнего этажа; место капителей занимают декоративные мотивы в виде розетки, вписанной в кольцо. Более широкие угловые пилястры украшены фигурными продольными филёнками, подобно деревянным домам этого периода. Главный дом и левые ворота оштукатурены. Колористическое решение — сочетание жёлтого фона стен и белых деталей — характерно для классицизма.

Если в облике главного дома запечатлены присущие архитектуре классицизма сдержанность и достоинство, то флигеля и ворота носят черты провинциальной эклектики. Оба флигеля и правые ворота не оштукатурены. Скромный декор флигелей составляют боковые пилястры, украшенные филёнками и бровки над оконными проёмами с сегментными завершениями. Гораздо самобытнее ворота, в которых приметы классицизма — рустованные столбы, замковые камни — сочетаются с декоративными приёмами «кирпичного стиля» и криволинейными формами завершений, где присутствует влияние деревянного зодчества.