На высоком берегу Волги в её среднем течении, недалеко от Нижнего Новгорода, стоит один из древнейших городов России — Городец. Когда-то известен он был на всю Россию благодаря хлеботорговле, кораблестроению и судоремонту, став центром российского деревянного судостроения уже в первой половине XIX века. Во второй же половине века он превратился в центр буксирного пароходства. Не меньшую славу селу Городец принесли деревянные расписные изделия и глиняная домашняя утварь. Пряничный промысел был одним из наиболее развитых и известных промыслов Городца, создавший ему небывалую славу, — в селе работали десятки пряничных заведений. Тончайшие изделия городецких золотошвей и кружевниц пользовались большим спросом в России.

Известен был Городец своими базарами и ярмарками, которые не могли уместиться в центре города на его главной площади. Торговые ряды разбегались от центра по съездам и по улицам к Волге и располагались по берегу реки.

Подлинную славу Городца составили его жители, представители купеческого сословия, нажившие капитал умом и трудолюбием, предприимчивостью и расчётливостью. Это промышленники и купцы, баржестроители, лесозаводчики, хлеботорговцы. Городецкие купеческие компании располагались на Каспии, Арале, в Средней Азии и Сибири.

Всё городское хозяйство Городца (водопровод, канализация, телефон, пожарная команда), народное образование (школы и реальные училища, библиотеки), медицина (богадельни, больницы, фельдшерские пункты), культура, строительство и т.д. существовали на пожертвования городецких купцов и промышленников.

На средства купца Сотина в Городце открыли общественную библиотеку. Сотин стал инициатором строительства Всесословного клуба с библиотекой, читальней и буфетом.

Всесословный клуб, названный впоследствии Народным домом, стал символом благотворительной деятельности городецкого купечества. Поэтому именно на площади у Всесословного клуба на средства нынешних благотворителей и меценатов, среди которых ОАО «Северсталь», ОАО Волга-Телеком, ООО «Байкал-Волга», Международный Демидовский фонд, установили памятник российскому купечеству.

Автором-создателем памятника «Купечеству России» стал молодой скульптор, член Союза художников России Сергей Полегаев.

С ним беседует кандидат исторических наук Виктория Владимирова.

— Сергей Геннадьевич, вы создали ряд замечательных работ, среди которых портрет патриарха Тихона, проект памятника Фёдору Шаляпину, портреты русского поэта Фёдора Тютчева и выдающегося, но малоизвестного, к сожалению, художника Фёдора Солнцева. Все герои ваших произведений — лучшие представители русской культуры, размышлявшие о судьбах России, думавшие о её будущем. Поэтому несколько неожиданным кажется ваше обращение к купеческой теме.

— Памятник «Купечеству России» стал продолжением моих размышлений о русской духовности и замечательных русских традициях. Купечество в России было славным сословием. Они многое сделали для сохранения и развития духовных и культурных традиций. На их средства в городах и селениях велось большое строительство, возводились храмы и школы, больницы и богадельни, открывались театры, библиотеки, музеи. У истоков благотворительности стояли купцы Демидовы и Строгановы. Демидовский юридический лицей в Ярославле и Строгановское художественно-промышленное училище были известны на всю Россию. Всем известны имена Алексеевых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Мамонтова, Щукиных — столичных меценатов, создавших театры и музеи, собравших великолепные коллекции книг и произведений искусства. Но не менее значимыми для России были дела провинциального купечества. Имя нижегородского купца Николая Бугрова гремело на всю Россию. Крупнейший волжский пароходчик и хлеботорговец строил дома и богадельни, жертвовал деньги на возведение храмов и часовен, создал первые на Волге телефонные и телеграфные станции. Знали и Ярославского купца Вахрамеева, пожертвовавшего деньги на восстановление храма Ильи Пророка.

— Но памятник купечеству вашей работы установлен не в Москве или Ярославле, а в небольшом провинциальном городке на Волге, о котором знают немногие.

— Выбор места установки памятника был неслучайным ни для меня, ни для жителей Городца, ни для Нижегородцев. Река Волга — символ России. Она и главная водная артерия страны, и главная торговая артерия, связывавшая во все времена Москву с городами Средней Азии. Вдоль по Волге издавна располагались крупнейшие торги, превратившиеся в крупные ярмарки. Самая известная из них — Макарьевская. Крупнейшим торговым и купеческим центром России был Нижний Новгород со своей знаменитой Нижегородской ярмаркой, шумевшей по несколько месяцев в году. Не менее шумными были и Городецкие базары, на которые съезжались купцы почти со всей Волги. Большие финансовые выгоды селу приносила близость к Нижнему Новгороду и его знаменитой ярмарке. В Городце имелись значительная пристань, ярмарка, обширные базары, привлекавшие довольно большие денежные капиталы.

— А что послужило поводом для принятия такого важного решения о месте установки памятника?

— Весомым поводом для принятия решения об установлении памятника купечеству России именно в Городце стал 850-летний юбилей города. В честь 850-летия одного из крупнейших купеческих волжских городов и в память о славных делах русского купечества и был установлен памятник представителям этого славного сословия.

— Наверное, наш читатель знает не так много о городецком купечестве. Что вы могли бы о них сказать?

— Городецкое купечество сыграло не меньшую роль в жизни государства, чем столичное. Просто знаем мы об этом меньше. Купцы многое сделали как в хозяйственной сфере, так и в деле сохранения духовного наследия и развития культуры. Сотины, Облаевы, Лапшины, Овчинников, Прянишниковы, Дерюгины, Кузнецов, Зайков, Скворцов, Нозринский — вот далеко не полный перечень городецких купцов — жертвователей и благотворителей. Они торговали хлебом, строили и ремонтировали речные суда. Их заботами и усердием расцветал Городец, превращаясь в красивый и богатый город, процветали заводы, ремёсла, торговля. На пожертвованные купцами деньги открывались школы и библиотеки, больницы и богадельни, строились и обновлялись храмы, издавались книги. Своеобразной вершиной благотворительности стало создание Всесословного дома, подаренного городу на «благое просвещение».

— Как, кому и когда пришла идея установить памятник купечеству России?

— Идея установить памятник, прославляющий купечество, возникла в самом Городце. Об этом я узнал случайно: летом 2001 года мы со студентами нескольких факультетов Российской академии живописи, ваяния и зодчества приехали на практику в Городец. Познакомившись с городом, с его жителями, соприкоснувшись с его богатейшей историей, пообщавшись с краеведами и сотрудниками музея, я подхватил и впитал эту замечательную идею — прославить купечество. Пересмотрев старые фотографии, прочитав рассказы о жизни и деятельности городецких купцов и промышленников, я понял одно — это были удивительно достойные люди. Каждый из них, будь то Нозринский или Прянишников, Кузнецов или Овчинников, Сотин или Облаев, достоин памятника. Но поставить памятник каждому невозможно.

— Сергей, а вам не кажется, что можно было бы создать купеческую скульптурную портретную галерею и разместить её в музее или присутственном месте?

— Безусловно, это очень справедливо. Думается, что в доме купчихи Лапшиной, ставшем культурным и туристическим центром Городца, можно было бы в будущем создать подобную галерею. Тем более идея о серии скульптурных портретов Городецкого купечества была озвучена в Администрации района.

— Как проходила работа над памятником?

Она была интересной и напряжённой. Главная сложность состояла в создании пластического решения, обобщающего образ русского и городецкого купечества. В обсуждении эскизного проекта принимали участие жители Городца, администрация района, краеведы, сотрудники музея. Ну а когда дело дошло до лепки фигуры в размер сооружения, то здесь большую помощь оказали актёры Московского Малого театра.

— А как складывалось сотрудничество с Малым театром? Почему вы вдруг решили обратиться к актёрам именно этого театра?

— Малый театр называют домом Островского. Главные герои

многих спектаклей, идущих на сцене Малого театра, — представители купеческого сословия. Актёры, прекрасно знающие русскую историю и тему купечества, костюмы, — вот те немногие причины, заставившие меня прийти к художественному руководителю театра Соломину Ю.М. Он не просто принял меня и выслушал мой рассказ, но и дал возможность походить на спектакли и понять, кто из актёров лучше поможет в работе над воплощением собирательного образа купца. Моим главным помощником стал известный актёр, волжанин Афанасий Иванович Кочётков, много работающий в театре и кино.

— Несколько слов о пластическом решении образа.

— Знакомство с историческим материалом, с жизнью и деятельностью славных городецких купцов способствовало созданию собирательного образа, причём такого, в котором прочитывались бы лучшие черты как старых купцов, так и современных, такого образа, который бы постоянно напоминал сегодняшним толстосумам о том, на что направляли свои деньги их предтечи. При помощи пластического решения необходимо было ярко показать именно духовное состояние славного купеческого сословия. Это были люди, которые умели хорошо работать и зарабатывать. Но деньги не складывались в кубышки и сундуки. Сундук — вечный символ накопительства — я превратил в символ богатства духовного и щедрости. Оказалось, это не так сложно: сундук должен быть просто-напросто открытым. И помимо денег там ещё хранятся и духовные сокровища. И всё это — для людей, для общего блага.

— Ваш купец в левой руке держит макет храма…

— Я считаю, что мечтой каждого русского купца было создание храма. И вот таким символом воплощённой мечты стал макет храма, который у своего сердца в руке держит купец. Мой купец шагнул навстречу людям, отдавая им все свои богатства, как материальные, так и духовные. Образ купца, распахнувшего для людей свой сундук с многочисленными накопленными им сокровищами, старающегося потратить деньги на благотворительность, на строительство храмов, зрительный призыв к благодеяниям.

— Сергей, наверное, при создании образа купца подспудно или осознанно какая-то важная мысль подталкивала вас в работе, вдохновляла к созданию такого интересного образа.

— Я очень надеялся и надежда не покидает меня и сейчас, что памятник «Купечеству России», установленный в Городце на площади у Всесословного дома, не только станет мемориалом ушедшему поколению, но и будет своеобразным наказом живущим ныне проявлять заботу о земле, о её процветании и сохранении духовных традиций. Хочется верить, что создание и установление памятника русскому купечеству на славной волжской земле, в Городце, станет важным шагом в духовном возрождении общества, данью памяти нашим предкам и наказом потомкам.

P.S. По решению администрации Городецкого района на постаменте памятника укрепили доску с именами людей и названиями организаций и предприятий, на чьи средства он был установлен.

«Русский деловой вестник»,
№ 16, 2003 г. Москва