(При написании данной части использованы результаты личных изысканий, исследований и размышлений автора)

С ликвидацией Ковровской железной дороги и Ковровского мехлесопункта жизнь на Ковровке не прекратилась, а приобрела новые формы и получила новое продолжение в образе организованного в 1950 году (по другим данным — в 1954 году) на его базе Лесотехнического училища № 6, которое, в свою очередь, в 1963 году было реорганизовано в городское профессионально-техническое училище № 30 «Д». С 1 января 1984 года училище стало филиалом Городецкого ПТУ № 9, и в этом статусе 8 августа 1985 года оно уже окончательно прекратило своё существование.

В первые годы своего существования училище готовило мастеров лесозаготовок, диспетчеров, кондукторов, помощников машинистов и машинистов паровозов, других специалистов лесного хозяйства и железной дороги.

Группа помощников машинистов на слесарной практике

Группа помощников машинистов на слесарной практике



Группа диспетчеров на занятиях

Группа диспетчеров на занятиях
Группа диспетчеров на занятиях
Помощник машиниста на практике
Помощник машиниста на практике

Учебно-практические занятия

Учебно-практические занятия

Учебно-практические занятия

Учебно-практические занятия группы мастеров лесозаготовок и автокрановщиков
(последнее фото)

Через несколько лет после ликвидации Ковровского мехлесопункта в 1953–1954 годы, училище сменило свою специализацию — стало готовить речных судоводителей, затем автоэлектриков и автокрановщиков (до 1960 года), а ещё позднее, сначала станочников по дереву, затем столяров и отделочников, плотников. С 1978 по 1985 год училище готовило художниц по хохломской и городецкой росписи, швей-мотористок и вышивальщиц (последних — на Городецкой строчевышивальной фабрике).

В училище в разные годы обучалось разное количество учащихся, но в пору расцвета их количество достигало 250 человек.

Хотя производственная база училища была, откровенно говоря, слабой, слава о нашем училище гремела не только по области, но и по Советскому Союзу  — учиться сюда ехали со всех его концов, да и учащиеся и выпускники затем славились по всей стране, участвуя в различных профессиональных конкурсах и занимая призовые места. И заслуга в этом преподавателей, что делали из простых парней и девчат мастеров своего дела!

Как правило, после обязательных теоретических познаний, учебно-производственный процесс начинался с обучения навыкам работы с деревом в столярной и станочной мастерских.

Теоретические занятия

в столярной мастерской

занятия

Практические занятия

Практические занятия в столярной мастерской







Практические занятия в столярной мастерской

Практические занятия

в группе плотников

Практические занятия в группе плотников

Работа на рейсмусовом станке

Работа на рейсмусовом станке

Работа на фрезерном станке

Работа на фрезерном станке

Работа на фрезерном станке

Работа на токарном станке

Работа на токарном станке

Работа на рейсмусовом станке

Работа на рейсмусовом станке

Работа на шипорезном станке

Работа на шипорезном станке

Работа на барабанно-шлифовальном и ленточно-пильном станках

Работа на барабанно-шлифовальном и ленточно-пильном станках

Работа на ленточно-шлифовальном станке

Работа на ленточно-шлифовальном станке

Работа на вертикально-сверлильном станке

Работа на вертикально-сверлильном станке

Работа на горизонтально-сверлильном станке

Работа на горизонтально-сверлильном станке

Работа на фуговальном станке

Работа на фуговальном станке

Работа на дисковой пиле

Работа на дисковой пиле

Практические занятия группы художниц

Практические занятия группы художниц

после занятий

А после занятий можно и подкрепиться

можно и подкрепиться

А после занятий можно и подкрепиться

В годы существования Ковровского училища состав его преподавателей и мастеров производственного обучения был различный.

Ларионов Геннадий Григорьевич
Ларионов Геннадий Григорьевич Касаткин Александр Иванович
Касаткин Александр Иванович Доронин Алексей Кириллович
Доронин Алексей Кириллович Толкачёв А.Н.
Толкачёв А.Н. Березин Г.В.
Березин Г.В.

Мастера производственного обучения: Болонин Вячеслав Васильевич — старший мастер; м.п.о. станочников — Батурин Александр Павлович, Березин Геннадий Викторович, Воронцов Геннадий Викторович (?), Глухов Рудольф Вячеславович, братья Гусынины Анатолий Петрович и Вадим Петрович, Доронин Алексей Кириллович (затем — старший мастер, зам. директора, директор), Дубов Африкант Алексеевич, Ершов Николай Иванович, Торопова Раиса Христофоровна, Очкин Иван Яковлевич, Чернов Арсений Григорьевич, Плетнёв Ион Михайлович; м.п.о. столяров — Волоснов Владимир Никандрович (затем — физрук и военрук), Гусев Павел Петрович, Комлев Геннадий Иванович, Мочалов Владимир Васильевич, Мыров Николай Зиновьевич, Нефедичев Александр Александрович, Пешков Вячеслав Егорович, Привалов Константин Петрович, двоюродные братья Путковы Владимир Фёдорович и Владимир (?), Скрипнев Евстафий Александрович, Торопов Анатолий Петрович (затем — военрук); м.п.о. художниц — Волгунова Т.А., Вяткина Л.А., Демидова М.А., Додонова Наталья, Зорина Анастасия Степановна, Капранова Евгения Николаевна, Тихобразова Антонина Григорьевна и Столесникова Надежда Алексеевна; м.п.о. швей-мотористок и вышивальщиц — Пелёвина Н.К. и Шульпина Л.П.; м.п.о. — Лобанов Александр Иванович, Зеленов Василий Васильевич (затем — зам. директора)

Физруки: Брынцев Виктор Павлович, Тарабукин; воспитатели — Нина Ивановна Подольная и Галина Тимофеевна Надумина.

Преподаватели: Александров Александр Александрович, Бахарев Виктор Анатольевич — военрук (до В.Н. Волоснова), Блинов Владимир Емельянович — обществоведение и др., Булычевская Валентина Ивановна — атеизм и др., Волгин Леонид Константинович — общие дисциплины, Гусев Валерий Александрович [Родился 27 сентября 1938 года в городе Горьком. В 1963 году он устраивается на Заволжский моторный завод станочником. В 1963 году Валерия Александровича приглашают в техническое училище № 30 п. Аксентис (Ковровка) мастером производственного обучения. Работая  там, Валерий Александрович поступает на заочную учёбу в Смоленский институт физической культуры, в его Московский филиал (Малаховка) по специальности «Преподаватель физической культуры». У себя же на работе в ТУ № 30 в 1965 году полностью переходит на работу учителем физической культуры. В 1969 году он успешно заканчивает Смоленский институт физической культуры, а в 1971 году Валерий Александрович со своей семьёй уезжает в Арзамас.] — физкультура, Коннов Николай Гаврилович — физрук, Махов Константин Тимофеевич — живопись и др., Ожигин Анатолий Григорьевич — общие дисциплины, Плетнёв Ион Михайлович — механика, Романов Иван Андреевич — черчение, Сиденина Галина Алексеевна — русский язык и литература, немецкий язык, химия, география и эстетическое воспитание (у художниц), Содомовская А.Л. — швейное дело и вышивка, Столярова Раиса Александровна — история, Толкачёв Александр Николаевич — история, Толкачёва Валентина Петровна — материаловедение, Якубенко Фёдор Афанасьевич — специальные дисциплины.

Волгин Леонид Константинович
Волгин Леонид Константинович

Заместители директора по учебно-воспитательной работе: Николай Васильевич Столяров, Юрий Петрович Петуненков, Александр Николаевич Толкачёв; заместители директора по учебно-производственной работе: Валерий Павлович Шипков, Василий Васильевич Зеленов, Леонид Константинович Волгин.

Директора училища: Иван Иванович Катков (с 1953 по 1962 годы), Лев Николаевич Зайцев (по 1963 год), Геннадий Григорьевич Ларионов (по 1965 год), Александр Иванович Касаткин (по 1971 год), Алексей Кириллович Доронин (с 1972 по 1980 год), Геннадий Иванович Комлев (с 1980 по 1982 год), А.Н. Толкачёв и Г.В. Березин (сдавал дела уже закрытого училища).

Кроме этих людей в училище были другие работники, не относившиеся к мастерам и преподавательскому составу — бухгалтера, кассиры, инженеры, слесаря, сторожа и т.п.: комендант общежития и киномеханик Плетнёв Владимир Леонтьевич, комендант общежития Широков Николай Иванович, завхозы Петрова Маргарита Яковлевна, Шашин Анатолий Иванович и Широкова Валентина Григорьевна, кладовщик Романова Анна Васильевна, механики Сиденин Григорий Александрович и Щербаков Евгений Алексеевич, кассир Доронина Надежда Михайловна, главный бухгалтер Стеткевич Ксения Кирилловна.

Все эти люди, начиная с преподавателей и мастеров производственного обучения и кончая водителями и сторожами, вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения, обучали его премудростям жизни.

м.п.о. Дубов А.А.

м.п.о. Дубов А.А.

м.п.о. Батурин А.П.

м.п.о. Батурин А.П.

м.п.о. Дубов А.А., Нефедичев А.А., Комлев Г.И., Волоснов В.Н.

м.п.о. Дубов А.А., Нефедичев А.А., Комлев Г.И., Волоснов В.Н.

м.п.о. Доронин А.К., Березин Г.В., Масленников, Дубов А.А., Гусев П.П., Комлев Г.И.

м.п.о. Доронин А.К., Березин Г.В., Масленников, Дубов А.А., Гусев П.П., Комлев Г.И.

м.п.о. Гусев П.П. и Комлев Г.И.

м.п.о. Гусев П.П. и Комлев Г.И.

м.п.о. Волоснов В.Н.

м.п.о. Волоснов В.Н.

м.п.о. Гусев П.П.

м.п.о. Гусев П.П.

м.п.о. Гусев П.П.

м.п.о. Гусев П.П.

м.п.о. Пешков В.Е.

м.п.о. Пешков В.Е.

м.п.о. Привалов К.П.

м.п.о. Привалов К.П.

преподаватель черчения Романов И.А.

преподаватель черчения Романов И.А.

преподаватель материаловедения Толкачёва В.П.

преподаватель материаловедения Толкачёва В.П.

старший мастер Плетнёв И.М.

старший мастер Плетнёв И.М.

преподаватели Ожигин А.Г. и Волгин Л.К.

преподаватели Ожигин А.Г. и Волгин Л.К.

Сами учебные здания училища находились совсем рядом с бывшей станцией Аксентис, занимая её административно-производственные помещения, доставшиеся училищу в наследство. Были в училище новые строения, в которых занимались или проживали учащиеся.

Учебный корпус № 1

Учебный корпус № 1

Учебный корпус № 1

Учебный корпус № 1

Учебный корпус № 2

Учебный корпус № 2

Два 2-этажных бревенчатых общежития для раздельного проживания юношей и девушек находились рядом с современным нам клубом. В том, что было ближе к лесу проживали юноши (№ 2), а в том, что было ближе к сельсовету — девушки (№ 3). В общежитии № 1, что было между современным магазином РайПО (новая его часть) и частными дворами, а также в бараках, что и сейчас рядом с магазином, а также в домах за речкой Вершинкой, проживали преподаватели училища, мастера производственного обучения, работники лесопункта. За речкой же были ясли, детский сад и медпункт (врачебная амбулатория).

Общий вид с Пронина болота на учебно-производственные помещения

Общий вид с Пронина болота на учебно-производственные помещения

Общий вид с Пронина болота на здания общежитий и клуба

Общий вид с Пронина болота на здания общежитий и клуба

Жилые дома преподавателей

Жилые дома преподавателей

Общежитие № 1

Общежитие № 1

Общежитие № 2

Общежитие № 2

Общежитие № 3

Общежитие № 3

Общежитие № 3

Общежитие № 3

Вновь построенные общежития

Вновь построенные общежития

Недалеко от клуба, на пригорке, находилась столовая, впоследствии — столовая совхоза «Земледелец», ныне — магазин. В непонятном для многих кирпичном строении, что рядом с клубом, находилась котельная, которая согревала клуб и жителей общежитий и бараков. Своя котельная отапливала учебные корпуса, общежития и административные здания, что были рядом.

Котельная училища
Котельная училища Учебные помещения
Учебные помещения

Жизнь в училище не ограничивалась одной только учёбой. Учащиеся, мастера и преподаватели довольно серьёзно относились к спортивной и военной подготовке — регулярно проводились различные спортивные мероприятия, военно-спортивные игры, такие как «Осенние старты», укреплявшие не только тело, но и морально-патриотический облик их участников. Это и понятно — с окончания войны, в памяти многих оставившей зазубрины, отнявшей родных людей, времени прошло совсем-совсем немного.









Бывали в училище различные праздники — Первомай, День Победы, годовщина Октябрьской революции, Новый Год и другие. Праздники отмечались торжественно и весело. Устраивались демонстрации и митинги, награждения отличившихся в учёбе и труде. Была развита художественная самодеятельность: были певцы с танцорами, гармонисты с гитаристами, которые принимали активное участие в различных конкурсах и праздничных мероприятиях, выезжали со своими программами в другие сёла и города.

























Кроме учёбы и праздников студенты и коллектив училища принимали участие в трудовых делах. Осенью и весной проводились коммунистические субботники по уборке и облагораживанию территории, летом, осенью и зимой заготавливали дрова для котельных и бараков, а летом и во время уборочной активно помогали подшефным колхозам.













Из всего этого можно сделать вывод, что жизнь в училище не была каким-то застоем, а буквально бурлила.

Но проверка работы училища в декабре 1980 года внесла свои коррективы в его дальнейшую судьбу. Так, согласно «Акта фронтальной проверки училища» [ГКУ ЦАНО, ф. Р-5461 Горьковское областное управление профессионально-технического образования Главного управления профессионально-технического образования при Государственном комитете Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, г. Горький. 1940–1987 гг. оп. 5 е.хр. 969 «Акт фронтальной инспекторской проверки городского технического училища № 30 п. Аксентис Городецкого района», 08-17.12.1980] было выявлено много положительных моментов в работе преподавателей и мастеров училища, но было выявлено и множество отрицательных моментов, как в работе руководящего звена училища, так и в работе училища в целом.

л. 1 — «…училище создано в 1954 г., расположено в 1-этажном приспособленном деревянном здании, имеет три мастерских, четыре общежития на 180 мест. Училище готовит квалифицированных рабочих для производственного мебельного объединения «Горькмебель» и управления художественных промыслов Горьковского облисполкома.

План приёма учащихся на 1980/81 уч. год составил 158 чел., фактически принято 174 чел., но планы приёма в 1977/79, 1979/80 гг. не выполнялись.

Обучение производится по специальностям столяр, художник росписи по дереву, станочник по деревообработке, швея-мотористка, вышивальщица. Число учащихся на 01.12.1980 г. — 218 чел.

Базовое предприятие «Горькмебель» в 1980 г. выделило 4 б/у деревообрабатывающих станка, с момента предыдущей проверки в 1975 г. созданы и оборудованы кабинет и мастерская для вновь подготавливаемой профессии художница росписи по дереву.

Училище неоднократно занимало классные места в областном соцсоревновании строительных училищ.

Показатели успеваемости на «4» и «5» за 1978/79 уч. год по производственному обучению выше средних показателей управления (68,4%) и РСФСР (72,26%) и составляет 73%. Показатели успеваемости на «4» и «5» за 1978/79 уч. год по теоретическому обучению ниже средних показателей управления за 1978/79 и 1979/80 уч. годы (26,7 и 30,6%) и РСФСР (33,25 и 35,65%) и соответственно составляет 24 и 23%.

В 1979–80 гг. снизилось количество учащихся, выпущенных с повышенным разрядом в сравнении с 1978/79 уч. годом (30%) и составило 24%. Также снизилось количество учащихся, выпущенных с отличием в сравнении с 1978/79 уч. годом (9%) и составило 3%.

Состав инженерно-педагогических кадров на 01.12.1980 г.: руководители — 2, в т.ч. с высшим образованием — 1; преподаватели — 4, в т.ч. с высшим образованием — 3, со средне-техническим образованием — 1; мастера — 12, в т.ч. со средне-техническим образованием — 9; воспитатели — 1; руководители НВП — 1.

Столярная мастерская на 25 мест оборудована верстаками, рабочим местом мастера, имеет отдельные помещения для заточки инструмента, изготовления клея и сборки деревянных конструкций.

Для обучения станочников приспосабливается бывший склад, т.к. мастерская в июле 1980 г. сгорела, площадь которого не соответствует действующим нормам, установлено 5 станков (фуговальный, рейсмусовый, 3 круглопильных), ещё 4 единицы устанавливается.

Мастерская по подготовке художников по росписи по дереву в хорошем состоянии, имеется витрина с образцами, стенды по технологической обработке изделий.

Для теоретического обучения имеются кабинеты общественных дисциплин (пр-ль Ожигин А.Г.), спецтехнологии, столярного дела, материаловедения, начальной военной подготовки, рисунка и живописи (пр-ль Махов К.Т.).

При училище два здания общежитий: на 65 девочек и 52 мальчика, проживающих в комнатах по 4–6 чел., с полированной мебелью, покрывалами и еженедельной баней. Из недостатков в общежитиях указано, что «…В общежитии девочек отсутствуют двери в комнатах. В обеих общежитиях на стенах вешаются самодеятельные рисунки, не отвечающие эстетическому содержанию…). В клубе имеется библиотека с 11 000 экз. литературы, постоянных читателей 95.

Приём пищи в столовой на 150 посадочных мест, с буфетом, в два потока, питание 3-разовое, с проверкой приготовленной пищи ответственным лицом.

При училище имеется стрелковый кружок, 107 учащихся сдали нормы ГТО. Предметные и технические кружки работают недостаточно…»

Всё это, вероятно, послужило одной из причин его перевода в филиал ПТУ № 9 и последующего закрытия филиала.

Сведения эти не окончательны и исследования в этом направлении продолжаются, ведь у Ковровки есть вполне достойное продолжение в виде посёлка Аксентис, об истории которого будет рассказано в дальнейшем.