Из книги:
МОСКАЛЁВ Л. Наши узкоколейные паровозы. — М. Железнодорожное дело, 1997

Паровоз серии 159. 1930-е годы
Паровоз серии 159. 1930-е годы


Паровоз серии 159

Значительный рост использования узкоколейного транспорта в СССР потребовал выпуска нового серийного отечественного промышленного паровоза колеи 750 мм, более лёгкого типа, чем паровозы серии 157. Поэтому в 1930 году на Коломенском заводе был спроектирован и построен паровоз с нагрузкой на ось 4 тонны, типа 0-4-0, с прицепным двухосным тендером, работавший перегретым паром. Новый паровоз был обозначен заводским типом 159, такое же цифровое обозначение получила в дальнейшем и серия паровоза. Ввиду наличия на узкоколейном промышленном транспорте того времени значительного количества паровозов типа 86, в новом локомотиве типа 159 была предусмотрена возможность максимальной взаимозаменяемости частей паровозов этих двух типов. Паровозы заводского типа 159 со сцепным весом 16 тонн и силой тяги 3 160 кг конструктивно значительно отличались от ранее построенных паровозов серии Н. Была добавлена одна ось, давление в котле был увеличено до 15 атмосфер, паровоз оборудовали жаротрубным перегревателем системы Шмидта, давшим экономию пара на 13% и топлива на 10%, а также паросушителем. Локомотив был снабжён автоматической маслёнкой системы Фридмана, паровым тормозом, электроосвещением, предохранительным клапаном Цара. Паровоз 159 работал с двухосным прицепным тендером весом в гружёном состоянии 7,8 тонн. Небольшие запасы воды и топлива, размещённые в боковых коробах и баках на самом паровозе, позволяли использовать его на некоторое время как танк-паровоз, что было весьма удобно для манёвров. Паровозы данного типа могли передвигаться по рельсовому пути с весьма лёгким верхним строением (до 11 кг/п.м), а потому с успехом использовались в лесной и торфяной промышленности. В порожнем состоянии паровоз вместе с тендером мог быть погружен на 16,5-тонную платформу широкой колеи.

В течение 1930–33 годов Коломенским заводом было построено 207 паровозов серии 159 (из них 1932 году — 52, в 1933 году  — 3). Здесь же в 1932 году впервые была произведена сварка котла узкоколейного паровоза типа 159. Сварными были выполнены огневая коробка, кожух топки, цилиндрическая часть, связи топки, трубы жаровые и дымогарные, топочная рама, сухопарник, передняя решётка, тяги и контрфорсы. По данным Коломенского завода это был первый в мире цельносварной паровозный котёл. Локомотив 159-474 (заводской номер 6528) с этим сварным котлом успешно трудился на путях Шатурского торфотреста.

С 1933 года к производству паровозов серии 159 приступил Подольский завод. В 1933 году заводом было выпущено 5 паровозов, в 1934 году — 70 паровозов, в 1935 году — 152 паровоза, в 1936 году — 193 паровоза, в 1937 году — 85 паровозов, в 1938 году — 91 паровоз, в 1939 году — 57 паровозов. Подольский завод производил локомотивы типа 159 до 1941 года, построив, в общей сложности, не менее 665 машин.

Ещё 27 паровозов серии 159 было построено Невским заводом (1933 год — 11 единиц, 1934 год — 16 единиц).

27 апреля 1936 года вошёл в строй действующих Новочеркасский паровозостроительный завод. В этот день успешно прошёл обкатку первый построенный на этом заводе паровоз серии 159. Новочеркасским заводом паровозов серии 159 было изготовлено: в 1936 году — 37 штук, в 1937 году — 55 штук.

На некоторых торфовозных линиях эти паровозы обозначались серией Т-159.

Массовое исключение из инвентаря этих паровозов было проведено в конце шестидесятых – начале семидесятых годов.

Польский паровоз типа UNIA-W8A

В предвоенные годы на узкоколейных дорогах СССР появилось несколько однотипных серий паровозов польской постройки. Они предназначались для работы на линиях с колеёй 750 мм и строились в бестендерном и тендерном вариантах.

Первый выпуск таких паровозов был осуществлён в 1932 году Варшавский акционерным обществом по постройке паровозов в количестве 6 штук. Эти танковые локомотивы были обозначены заводским типом 750D125 и имели заводские номера 241, 242, 249–252.

На следующий год паровозостроительный завод в Хршанове выпустил 19 локомотивов заводского типа UNIA-W8A с прицепным двухосным тендером (заводские номера паровозов 563–581). Паровозы были оборудованы топкой, приспособленной для сжигания дров и угля, работали перегретым паром и имели довольно мощный котёл с общей поверхностью нагрева 45,6 кв.м и с рабочим давлением 13 атмосфер. Первая и третья оси паровоза UNIA-W8A составляли жёсткую базу в 1 600 мм. Четвёртая ось с боковыми перемещениями по 12 мм в обе стороны отстояла от третьей оси на 1 200 мм. Такая конструкция ходовых частей давала паровозу возможность вписываться в кривые радиусом 40 метров. При проверке на заводе нагрузок на оси этого паровоза выяснилось, что в рабочем состоянии первые три оси имеют каждая почти одну и ту же нагрузку в 4 400 кг, в то время как четвёртая ось несколько разгружена до 4 250 кг. Это, однако, конструктивно было выгоднее, чем помещение под рамой паровоза специальной поддерживающей оси, которая, не развивая силы тяги при трогании паровоза, вызывала бы разгрузку задней сцепной оси, что отрицательно отражалось бы на сцепном весе и касательной силы тяги.

Паровоз UNIA-W 8A имел двухосный тендер с водяным баком ёмкостью 3,6 куб.м и угольным бункером вместимостью 3,3 т. Паровоз был оборудован специальным искроуловительным прибором, давшим весьма благоприятные результаты. На некоторых советских лесовозных дорогах паровозы UNIA-W8A эксплуатировались под серией Пл.

Прототипом паровозов 750D125 и UNIA-8A послужили построенные в 1928–1929 годах на заводе в Хршанове танк-паровозы заводского типа W4A «WISLA» серии D7. В 1939 году четыре таких паровоза попали в Советский Союз (все четыре таких паровоза были постройки 1928 года, имели заводские номера 305, 307, 309 и 311).