Судоверфь

В 1920–30-е годы многие кустари Городецкого уезда объединяются в промысловые артели. Возникла промысловая кооперация, которой раньше в уезде не было. В 1924 году в уезде насчитывалось 31 промысловое кустарное объединение. Одно из крупнейших тогда — судоверфь.

К лету 1923 года важное значение имели два затона — Городецкий и Василевский. В Городецком затоне производился ремонт баржей, дебаркадеров. Затон находился в ведении Волжского Госпароходства. В Городецком затоне в ремонтно-строительный сезон 1923–24 годов было занято на работах 700–800 рабочих.

В первое время Госпароходство помогало оборудовать затон для ремонта самоходного флота, но с постройкой лесозавода и развёртыванием деревянного судостроения, решило закрыть затон. Но нецелесообразность ликвидации ремонтного пункта в Городецком затоне доказала партогранизация и дирекция затона, объясняя это наличием квалифицированной рабочей силы и удобной стоянкой для судов — зимовало в затоне до 30 самоходных и 25–35 несамоходных судов.

В конце 1923 года начинается восстановление и строительство затона. Цеха получали новое оборудование, переделывались помещения.

Кроме ремонта судов, затон осуществлял судостроение. Строились в Городце деревянные дебаркадеры, железные буксирные пароходы, барки для перевоза людей, железные сухогрузные баржи. Строились пароходы для малых рек с 25–30 силовыми паровыми машинными котлами.

Но в 20-е годы главная деятельность Городецкого затона сводилась к ремонту судов.

Работа в затоне являлась основной для местных жителей — здесь трудилось две трети всего рабочего населения Городца.

В 1930 году в Городецком затоне ликвидировали частновладельческий флот. В 1930 году было построено 105 деревянных судов, 7 железных.

В 1931 году Городецкий затон был переименован в Городецкую судоверфь. В январе 1932 года ей было присвоено имя Постышева Павла Петровича, которое она носила до 1938 года.

В годы первых Советских пятилеток на судоверфи начинается освоение новых типов судов-катеров трамвайного типа. Эти суда были предназначены для перевозки пассажиров по рекам.

В 1932 году началось строительство барж и металлических баркасов.

Специалистов для верфи готовила школа ФЗУ. Она была открыта при судоверфи 1 сентября 1930 года. В ней готовили плотников-судостроителей, столяров, слесарей. Преподавались специальные предметы, давалось общее образование в пределах девяти классов. Работали курсы по повышению квалификации, кружки техучёбы.

В годы второй пятилетки постышевцы освоили новые виды судов: теплоходов типа «Опыт» для обслуживания рабочих Ленинграда, Сталинграда, Горьковского автозавода.

За 1938 год в Городце было построено одно металлическое судно и 201 деревянное.

Судоверфь продолжала заниматься и судоремонтом. В 1940 году определился профиль верфи — деревянное судостроение. Верфь постепенно превращалась в крупное, механизированное судостроительное предприятие.

В 1940 году на Городецкой судоверфи было организовано Базовое конструкторское бюро.

Кустарная промышленность

В марте 1928 года в Городце объединились портные, вышивальщицы и другие кустари-одиночки в промысловое кредитное общество, в 1930 году ставшее промартелью «Красный швейник». Артель объединила 100 кустарей.

В 1934 году коммуна беспризорников была реорганизована в колонию правонарушителей с подчинением НКВД. Было организовано производство по металлообработке и деревообработке. Выпускались реверсивные муфты, шестерёнчатые насосы. Из дерева — письменные столы, шкафы, стулья, кухонная мебель, суда, яхты, шлюпки.

Колония была ликвидирована в мае 1940 года. В октябре того же года на базе колонии был создан Городецкий судоремонтно-механический завод.

В 1926 году в Городецком уезде было 10 предприятий фабрично-заводской промышленности и ряд мелких кустарно-промысловых. Накануне первой пятилетки кроме артелей «Красный швейник» и строчевышивальщиц были созданы артели «Красный кустарь», «Красный молот», «Красный кожевенник» и другие.

В 1924 году организуется артель «Красный молот». Организатором её и затем председателем был механик Максим Березин. Собрав с каждого члена вступительный взнос по 50 рублей, руководители артели купили на эти деньги в Нижнем Новгороде два токарных станка и двигатель. Артельщики принесли свои инструменты и начали выполнять заказы из сырья заказчиков. Они отливали поршни, втулки, гайки и т.д. Артель росла, расширялось производство. В 1926 году она перешла из дома Малехонова в пустовавшее здание завода Рязанова.

В ноябре 1934 года организовано первое в Горьковской области предприятие слепых. Из года в год росло и развивалось это предприятие. К 1936 году на нём был организован выпуск щетинно-щёточной продукции.

Государственный кожевенный завод «9 января» находился в Нижней Слободе. Там вырабатывали сыромять, полувал, шили рукавицы, изделия из кожи.

Городецкое торфяное товарищество организовано в 1925 году. Разработкам торфа велась из болота Раково Больше-Песошнинской волости.

В 1934 году вступил в строй около деревни Мысово льнозавод с производительностью 170 тонн льноволокна в год.

Строчевышивальное производство

К концу 1928 года было создано промысловое кооперативное товарищество кустарей. В него вошли 8 человек. Арендовали частный дом, приносили свой материал, перетащили машинки и стали работать. Шили платье и бельё, сами же его продавали, закупали материал.

В 1930 году товарищество переименовано в артель «Красный швейник». В ней уже было 100 человек, размещалась артель в двух зданиях: на улице Александра Невского и улице Кирова. Шили и украшали вышивкой платья и блузки. Несколько вышивальщиц ездили в Катунки изучать технику «горьковского гипюра».

В 1930-е годы артель «Красный швейник» продолжает развиваться: шьют платья, пододеяльники, мужские косоворотки с вышивкой. Вид мастерская имела убогий: разномастные машинки — у кого ножные, у кого ручные. Над ними на проволоке висят керосиновые лампы. Электричество в мастерской появилось в 1936 году. В 1937 году артель претерпела организационное переустройство. «Красный швейник» стал самостоятельным, белошвейки и вышивальщицы стали называться артелью «21-я годовщина Октября».

Ассортимент расширился: начали шить и вышивать наволочки, скатерти, строчки, портьеры.

Колхозы

В 1928 году в Городецком уезде организуются первые сельскохозяйственные кооперативные объединения крестьян — товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ) и машинные товарищества. Крестьяне обобществляют в них землю, рабочую силу, семена, мелкий сельхозинвентарь.

На базе ТОЗов в 1929 году создаются первые сельскохозяйственные артели: артель «Согласие» Вершиловского сельсовета. Председателем артели колхозники избрали комсомольца Михаила Ивановича Кузнецова. Колхоз имени Тимирязева организовал Фёдор Ефимович Комлев, сельхозартель «Красный маяк» — Яков Григорьевич Дунин, колхоз «12 лет Октября» создан коммунистом Аникой Григорьевичем Хлыстовым, крестьянином из деревни Мысово.

В 1931 году в Городецком уезде было 107 колхозов, 4 трактора, 7 сеялок. В 1936 году — 53 колхоза по 600 га, 53 трактора. В 1937 году на наших полях работало 75 тракторов, обработано 26 200 га.