Пропуск первых судов через шлюз № 14 произошёл 14 августа 1955 года.

Это было большое событие для гидростроителей, праздник, который мы, ветераны строительства, запомнили на всю жизнь. Хочется, чтобы и молодые знали, как это было.

К августу 1955 года основные строительно-монтажные работы на 13-м и 14-м шлюзах были завершены. Шлюз № 14 начали готовить к пропуску судов. Были размыты нижняя и верхняя перемычки.

Строительство шлюза
Строительство шлюза.
Автор фото Горячев А.

Обводной канал был соединён с верхней головой шлюза, и воды Волги заполнили его камеру, днище которой находилось ниже дна реки.

Утром в воскресенье, 14 августа, у городецкой пристани пришвартовался пароход «Волга». К десяти часам стали прибывать приглашённые гости и передовые рабочие. Перед пристанью состоялся митинг, на котором с краткой речью выступил начальник управления строительства левого берега Зосим Львович Серый. Он поздравил рабочих и технических работников с большими трудовыми успехами в строительстве и пригласил всех на пароход.

«Волга» отчалила от пристани и в сопровождении судов, обслуживавших строительство — «Адмирал Ушаков», «Суворовец», «Плёс» и др. — направилась к нижней голове шлюза. Когда подошли к воротам правой камеры, с пульта управления была дана команда: «Ворота открыть! Шлюз № 14 готов принять пароход «Волга» с передовыми строителями и гостями».

При вхождении в камеру Серый З.Л., Михеев В.Н., начальник строительства шлюза № 14, Палагичев П.М., начальник строительства шлюза № 13, под крики «ура!» перерезали красную ленточку.

С приветственным словом к строителям по микрофону обратился главный инженер строительства «Горьковгэсстрой» Севенард К.В. Начальник судопропускных сооружений тов. Макарьев известной песней: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля», — поздравил капитана, который открыл навигацию через шлюз. Я, участник этой памятной поездки, стоял у рубки и видел, как счастливо улыбался капитан. Потом он махнул рукой и три пароходных гудка огласили окрестности. «Волга» стала выходить из шлюза в обводной канал длиной восемь километров, который прорыли земснаряды по пойменной низине.

Шлюз № 14 принял пароход «Волга»
Первое шлюзование: шлюз № 14 принял пароход «Волга».
Автор фото Горячев А.

Пароход «Волга» поплыл к месту соединения канала с великой одноимённой рекой. Пассажиры любовались лугами с цветущими травами; озёрами, покрытыми белыми и жёлтыми кувшинками; берегами, поросшими ивняком и кустами красной и чёрной смородины. Все знали, что скоро эта красота скроется под водами Горьковского водохранилища.

Развернувшись на Волге, пароход поплыл в обратный путь. Не доходя до шлюза, остановился у берега. Спустили трап. Председатель построечного комитета Малютин Н.С. пригласил всех сойти на берег и пройти в столовую на праздничный обед.

После обеда участники торжества разбрелись по скверу Строителей (так назывался в то время сквер на улице Ульянова). Все вспоминали разные эпизоды труднейшей трёхлетней работы, говорили о дружбе, товариществе. Ведь строительство ГЭС было для нас эпохой. Здесь мы обретали профессию, семью, признание товарищей. Сейчас на четвёртом посёлке (как мы называли микрорайон Северный) живут дети и внуки строителей ГЭС, и пусть они знают, как жили мы, как работали от души и на совесть. А плотина, ГЭС, шлюзы и город, которые мы строили, пусть ещё долго служат людям.