У Кольцова колодца

Волжский городок не особенно отличающийся от многих подобных. Тихая неспешная жизнь под плеск волн великой реки и гудки теплоходов. Без изысков церкви, стайка деревянных купеческих домов… Тихий город Городец…

В XIII веке здесь была столица Городецкого княжества, в которое нынешний «старший брат» Нижний Новгород входил в числе прочих населённых пунктов. Городец, один из древнейших русских городов на Средней Волге, впервые он упоминается в летописях в 1172 году.

«Леса заволжанина кормят… всё, что из лесу можно добыть, рук его не минует», — пишет Андрей Мельников-Печерский в своём знаменитом романе «В лесах». В Городце это чувствуется особенно. С деревом связаны все его знаменитые художественные промыслы — корабельная и домовая резьба, изготовление инкрустированных или расписных прядильных донец, резных пряничных досок, плотницкой деревянной игрушки.

площадь У Кольцова колодца

Оказавшись в сказочно-лубочном мире купеческих, мещанских или крестьянских деревянных «дворцов», будто откатываешься на полтора века назад. Каждый дом — наособицу… Лёгкие, будто воздушные фронтоны и мезонины, чугунные кованые крылечки, фантасмагория резных кружев — русалки, птицы, цветы, какие-то невероятные узоры.

Городец — второй деревянный город России после Томска. В Томске живёт более полмиллиона жителей, а в Городце — всего 30 тысяч. Тем не менее серьёзные учёные скрупулёзно изучают его архитектуру — разбирают по деталям каждый элемент конструкции, каждый выверт искусного декора. И приходят к выводу: городецкие мастера в подавляющем большинстве исповедовали принципы классицизма, адаптированные к местным строительным и художественным традициям. Захлестнувшие Россию в конце XIX – начале ХХ века псевдорусский стиль, модерн и эклектика Городца почти не коснулись. Тогда как соседние города выглядят вполне «современно», подражая Нижнему Новгороду.

Одно из объяснений — преобладающая здесь старообрядческая среда. А её представители, как известно, люди твёрдые духом, не склонные к нововведениям. И главное — крепко хранящие свои традиции. Их передают они из поколения в поколение, завещая своим детям, в том числе уже ни в каких богов не верящим. Может, потому, несмотря на все пронёсшиеся над страной катаклизмы, и уцелел Городец — сказочный деревянный остров в мире холодного стекла и металла.

В бывших купеческих домах — музеи. Самый значительный — краеведческий, образован в 1918 году. В его коллекции пряничные доски, образцы «глухой» (плоской, вровень с доской) домовой резьбы, росписей на донцах прялок, золотого шитья. Здесь же работы современного декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, резьба по дереву, вышивка, жбанниковская глиняная свистулька (таковые делали в одной из окрестных деревень под названием Жбанниково).

Музей «Городецкий пряник» рассказывает о пряничном промысле Городца в XIX веке, истории артели «Красный пряничник» и горпищекомбината.

В Доме графини Паниной — экспозиция золотого шитья и старинных женских головных уборов. В музыкальной гостиной — старинные вальсы, фокстроты, танго, классическая музыка, романсы, народные песни. Здесь же — выставки «Возрождённые шедевры», «Рукописные и старинные книги», «Секреты старинного утюга», «Блеск посуды медной», а также коллекция весов, безменов, замков, утюгов.

В доме купца Гришаева — Музей самоваров, один из самых крупных в России. В его основе — частная коллекция почётного гражданина города Полякова Н.Ф. В экспозиции — свыше 500 самоваров.

Другую свою коллекцию — многочисленные предметы старинного быта — Поляков превратил в Музей добра. В бывшем доме купца Плеханова, где развёрнута экспозиция, демонстрируется и часть клада, найденного в 2010 году в этом доме.

В Детском музее — разнообразные игрушки прошлого столетия, собранные со всех уголков России. Тряпичные, глиняные, деревянные, соломенные. Здесь же — старый школьный класс, где выставлены традиционные парты с откидными крышками, чернильницы, школьные портфели.

Из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», № 6221