Из сборника «Старообрядчество. История, культура, современность», № 10.

A.В. Седов. Многострадальный храм. О многолетней борьбе официальной Церкви с Городецкой часовней. (Древлеправославие).

В настоящей статье речь пойдёт о Городецкой часовне, долгие годы служившей главным храмом для старообрядцев Нижегородского и Костромского Заволжья. Городецкая округа с XVII века, со времени церковного раскола, стала крупным центром ревнителей «старой веры», главным образом беглопоповского согласия. Естественно, что со временем в Городце образовалось старообрядческое кладбище, а при нём в 1786—1788 годах была возведена часовня. Произошло это при императрице Екатерине II, в эпоху «просвещённого абсолютизма», когда гонения на старообрядцев были ослаблены и Нижегородский губернатор Ребиндер И.М. пошёл на такую уступку старообрядцам Городца [Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Ф. 177. Оп. 766. Д. 4163. Л. 240]. На этой основе сложилась легенда, что якобы Городецкая часовня была освящена самой Екатериной II, которая, путешествуя в 1767 году по Волге, заглянула и в Городец [Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. Нижний Новгород, 1910. Т. IХ. С. 166. (Далее — НГУАК)]. Примечательно, что Городецкая часовня была основана вслед за московским центром старообрядчества — часовней при Рогожском кладбище в 1771 году [Архангелов С.А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. СПб., 1894. С. 72].

Но Городецкую часовню буквально в штыки встретила церковь официальная, потому что она мешала ей вести миссионерскую работу. Особенно раздражало «никониан» стремление городецких староверов преобразовать часовню в храм. И священники повели многолетнюю коварную борьбу с Городецкой часовней, пытаясь уничтожить её или хотя бы не допустить превращения в храм. Уничтожение Городецкой часовни стало заветной мечтой Нижегородской духовной консистории. Даже Мельников-Печёрский П.И., по заданию Министерства внутренних дел изучавший «раскол», в «Отчёте о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии в 1854 году» писал, что уничтожение Городецкой часовни без сомнения послужило бы к ослаблению раскола [НГУАК. С. 177].

Преобразуя часовню в храм, старообрядцы Городца уже в 1789 году возвели над нею купол с крестом и рядом поставили деревянную звонницу с шестью колоколами. Официальное духовенство забило тревогу. В том же 1789 году священник соборной Троицкой церкви Городца доносил епископу Нижегородскому и Алатырскому: «Отпавшие от православного исповедания в раскол крестьяне села Городца и деревень на пашенной земле церкви Спаса, заняв самовольно немалое число её, построили наподобие церкви деревянную часовню, обнесённую оградой, и в ней десять дьяконов беглых» [ГАНО. Ф. 570. Оп. 535. Д. 23. Л. 1]. В том же 1789 году часовня неожиданно сгорела. Трудно поверить, что пожар был результатом небрежности старообрядцев, людей аккуратных, совершенно трезвых и некурящих. Разумеется, тогдашние власти никакого расследования не провели. Но злой умысел противников часовни более чем очевиден, потому что она была для них, как говорится, «бельмом на глазу».

Пожар уничтожил часовню-храм, но не погасил свечу старой веры, приверженцы которой в том же злосчастном году, как трудолюбивые муравьи, дружно взялись за восстановление часовни. Убедившись, что огненная провокация не помогла, Нижегородская духовная консистория обратилась за содействием к власти светской, Нижегородскому наместничеству. С удовлетворением констатируя, что «часовня сгорела до основания, вся обратилась в пепел», консистория с тревогой обращала внимание чиновников на то, что старообрядцы возобновляют часовню. «Строить начинают! — вопияла консистория. — А церковные служители воспретить им не в силах… Почему и просим о запрещении им вновь строить на церковной земле раскольничью часовню» [Там же. Ф. 4. Оп. 2. Д. 26. Л. 1]. Текст этой отчаянной мольбы к властям явно выдает «никониан» как поджигателей старообрядческой часовни.

Тяжба официального духовенства с городецкими старообрядцами из-за часовни-храма растянулась на долгие годы. Шла она, в основном, вокруг двух вопросов: храмовой колокольни и церковной земли. Стремясь преобразовать часовню в храм, старообрядцы восстановили звонницу и к 1832 году довели число колоколов на ней до девяти. А в самой часовне поставили четырёхъярусный иконостас. Служба велась ежедневно, сопровождалась красивым хором из 12 певчих [Там же. Ф. 570. Оп. 559. Д. 28. Л. 12].

В борьбе с Городецкой часовней чиновники пытались использовать единоверческую церковь. В 1827 году настоятель Высоковского единоверческого монастыря, располагавшегося в Костромской губернии, обратился к императору Николаю I с предложением передать Городецкую часовню под единоверческий храм. Император идею поддержал, но этому решительно воспротивились городецкие старообрядцы [НГУАК. С. 169]. В дело вмешался Святейший Синод, в 1840 году приказавший «запечатать Городецкую часовню». На этом основании в 1849 году у часовни были конфискованы все колокола [ГАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 15. Л. 1, 40, 52].

Но сама часовня устояла, что раздражало официальное духовенство. В 1846 году благочинный села Городца протоиерей Преображенский М. доносил консистории: «В Городце, на земле Спасской церкви, с давних времён устроена деревянная раскольничья часовня секты поповщины с кладбищем, в которой совершается каждодневная служба» [Там же. Д. 38. Л. 23]. Более того, власти невольно сами укрепили позиции часовни. Когда в 1852—1853 годах полиция порушила большинство заволжских скитов, масса скитников и скитниц устремилась в Городец, к своим единоверцам. Это сильно встревожило духовные власти. В 1858 году городецкий иерей заявил, что «многие скитники перебрались в Городец, а это усиливает значение села как крупного центра раскола». В целях предупреждения такой «опасности» иерей снова предлагал губернскому «секретному совещательному комитету по делам о раскольниках» закрыть Городецкую часовню. Но городецкий поп, видимо, плохо разбирался в изменившейся политической обстановке. Готовилась отмена крепостного права, новый император Александр II занял либеральную позицию. Нижегородским генерал-губернатором стал бывший декабрист Муравьёв А.Н., который не согласился с таким иезуитским предложением, полагая, что оно принесёт больше вреда, чем пользы [НГУАК. Т. 4. С. 40].

В 1874 году часовню снова подожгли. Но старообрядцы были настороже, вовремя заметили беду и пожар потушили, обгорели лишь крыша и часть потолка. Стараниями прихожан часовня снова к 1876 году возродилась, а в 1879 году её вместе с кладбищем обнесли каменной оградой.

Вот тогда официальное духовенство уцепилось за землю, пытаясь доказать, что старообрядческая часовня стоит на чужой земле, якобы принадлежащей синодальной Спасской часовне. И ничтоже сумняшеся, божьи служители потребовали от Городецкой часовни уплаты арендных денег за все долгие годы её существования [ГАНО. Ф. 177. Оп. 766. Д. 4163. Л. 25]. Естественно, что сумма обозначилась непосильная, возмущённые старообрядцы обратились в суд. И здесь официальная церковь, привыкшая к безоговорочной защите государства, снова просчиталась. Александр II своей судебной реформой учредил в России самый демократичный по тем временам суд, который затребовал от спорящих сторон документальные подтверждения прав на землю. Но у служителей Спасской церкви никаких документов не оказалось. Они долго тянули дело и в конце концов сослались на мифический пожар, в огне которого требуемые документы якобы сгорели. А старообрядцы представили мирской приговор крестьян графа Орлова, которые из надела своей общины выделили для старообрядческого кладбища и часовни 5,5 десятин земли (а не 10, как утверждала противоположная сторона). В результате городецкие старообрядцы выиграли очень важное дело [Там же].



Глухой ночью 17 мая 1893 года городецкая часовня была заново подожжена и сгорела дотла. В огне погибли все древние иконы и книги, дорогая утварь [Там же. Ф. 2. Оп. 6. Д. 2503. Л. 17]. Вот тогда на защиту старообрядческой святыни встал нижегородский купец-старовер Бугров Н.А. Он щедро финансировал новое строительство часовни, и к 1896 году она снова возродилась, но уже в камне. Николай Александрович богато её украсил, поставил дорогой иконостас кипарисового дерева, из своей домашней моленной пожертвовал часть древних икон и старопечатных книг [Там же. Л. 18].

Каменную часовню уже не спалить, как деревянную. И её противники снова обрушились на часовенную звонницу, требуя разобрать её, чтобы не дать часовне преобразоваться в храм. Нижегородская духовная консистория предписывала «немедленно разобрать колокольню при часовне и звон не производить» [Там же. Ф. 570. Оп. 559. Д. 27. Л. 26]. Но городецкие старообрядцы, имея авторитетную поддержку влиятельного Бугрова Н.А., уже спокойно игнорировали все угрозы официального духовенства. И Городецкая часовня до самой революции 1917 года надёжно служила главным храмом старообрядцев Заволжья. В 1909 году православный миссионер Ломакин И. жаловался обер-прокурору Святейшего Синода Саблеру, что «городецкие беглопоповцы захватили православную землю Спасской церкви и поставили на ней свою часовню и кладбище. Часовня эта имеет вид православного храма. Она и кладбище богато благоустроены купцом Бугровым, производят большой соблазн в православном населении, служат средством к совращению в раскол» [Там же. Д. 23. Л. 55].

Служба в Городецкой часовне продолжалась до 1933 года, привлекая прихожан великолепным хором певчих и малиновым перезвоном колоколов. К сожалению, большевики ответили старообрядцам, дававшим им деньги на революцию, чёрной неблагодарностью: звонницу взорвали, колокола разбили, часовню закрыли. К счастью, она уцелела. В настоящее время в ней располагается общеобразовательная школа [Старообрядец. 1996. № 1 (2)].



Примечания

Седов Андрей Васильевич родился в 1924 году во Владимирской губернии. В 1950 году закончил Горьковский педагогический институт. Доктор исторических наук, профессор Нижегородского государственного университета имени Лобачевского.

Научные интересы в области старообрядчества — история нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых. Участник II и V научно-практических конференций «Старообрядчество: история, культура, современность». Автор более 60 статей.

Основные работы по старообрядчеству:
1. Основатели нижегородской фирмы Бугровы // Вопросы истории. 1994. № 7.
2. Славный купеческий род // Нижний Новгород. 1998. № 2.
3. Старообрядцы Бугровы — крупнейшие предприниматели Нижнего Новгорода // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996.
4. Пётр Бугров — крупнейший нижегородский солеподрядчик // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2000.