Одна из главных святынь нашей земли  — икона Божией Матери Фёдоровская. В начале прошлого века она находилась в мужском Фёдоровском монастыре. В 1930-е годы, в пору жестоких гонений на православную церковь икона же чудом сохранилась от поругания и попала в краеведческий музей, где хранится до сего дня.

Городецкая икона является списком чудотворного образа, уже много веков находящегося в Костроме. До Октябрьской революции Фёдоровская Божия Матерь особо почиталась как патрональная икона царствующего дома Романовых. И городчане гордились тем, что эта реликвия, по легенде, происходила из древнего Городца.

Как гласит предание (а оно бытовало в самой Костроме), в XIII веке в Городце хранилась чудотворная икона Богородицы. После нашествия Батыя она чудом перенеслась из разоренного татарами города и оказалась в Костроме. Там икона была обретена вновь, помещена в церковь Фёдора Стратилата и стала называться Фёдоровская. Икона осталась в Костроме навсегда, и уже список с этой реликвии городчане вернули в свой город.

Список Фёдоровской иконы находился в названном в её честь Городецком мужском Фёдоровском монастыре. Икона была главной православной святыней нашего города. Считается, что однажды она спасла от эпидемии холеры г.Балахну. В память об этом с 1830 года в Балахне во время Петровского поста проводились крестные ходы с этой иконой. Совершались они и в других местах — в частности, для поклонения верующих икону возили на подворье монастыря в Нижний Новгород, по селениям Балахнинского и смежным с ним уездов.

В годы Советской власти монастырь был закрыт (1927 г.), а после и вовсе разрушен. К счастью, уцелел один из списков Фёдоровской иконы, который был передан в музей. Правда, история экспоната ещё до конца неизвестна, поскольку в Фёдоровском монастыре могло быть несколько списков чудотворного образа.

«Богоматерь Феодоровская с чудесами образа»
«Богоматерь Феодоровская с чудесами образа»
Лицевая сторона. Дерево, масло

Искусствоведы датируют хранящуюся в музее икону второй половиной XIX века. Она двусторонняя. На одной её стороне в среднике написан образ Богоматери с Младенцем. Христос в золотых одеждах сидит на правой руке Богородицы, его правая ножка согнута и обнажена по колено. Спаситель прижимается к Матери щекой, а левой рукой обнимает её за шею. Изображение Богоматери с Младенцем обрамлено золотой рамой, окруженной по сторонам серафимами. В углах вписаны символы евангелистов: ангел, орёл, телец, лев.

По периметру иконы располагаются 16 клейм с пояснительными текстами. В них повествуется о чудесах, совершенных иконой в Костроме в XIII веке. Те, кто знаком со сказанием о чудотворной иконе Фёдоровской, без труда узнают эти сюжеты: обретение иконы костромским князем Василием, чудесное спасение её во время пожаров в храме Фёдора Стратилата и спасение жителей Костромы от нашествия татар. Искусствоведы предполагают, что этот образ был написан во второй половине XIX столетия на более раннем изображении. Но какой сюжет оказался записанным — сегодня определить невозможно.

На оборотной стороне иконы написан Фёдоровский монастырь  — таким, каким он был в конце XIX века. Под изображением надпись: «ВИД ФЕОДОРОВСКАГО ГОРОДЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщик села Лисьей Поляны, Васильскаго уезда Воскресенской вол. Вуколом М. Федоровским». В правом верхнем углу сквозь красочный слой просматривается надпись: «СВ. ГЕОРГIЙ ВСЕВОЛОД». Это позволяет предположить, что изображение монастыря также является записью более раннего сюжета. К сожалению, нет сведений о том, когда и при каких обстоятельствах эта икона оказалась в Городецком музее. В книгу поступлений она была записана в 1953 году.

Став частью музейного фонда, икона была взята под охрану государства. Но в советское время в музеях можно было выставлять только те произведения иконописи, которые были признаны шедеврами древнерусского изобразительного искусства. Поэтому много лет список Фёдоровской иконы находился в музейной экспозиции лишь как иллюстрация городецкого монастыря. Лицевая сторона реликвии была повернута к стене и оказалась недоступна для посетителей.

В 1988 году икона «Богоматерь Феодоровская с чудесами образа» заняла достойное место на музейной выставке. Поначалу она экспонировалась среди археологических находок XII–XIV вв. и казалась такой же древней. На очень тёмной иконе неясно проступали лики Богородицы и Христа, в клеймах видны были только крупные детали изображений. Наличие пояснительного текста лишь угадывалось. Прочитать его полностью было невозможно.

Шли годы. Страна стала отмечать не только День независимости или очередной конституции, но и знаменательные даты своей многовековой истории. Одной из них является 14 марта 1613 года. В этот день в Костроме образом Фёдоровской Божией Матери был благословлен на царство молодой Михаил Фёдорович Романов  — первый царь новой монаршей династии. Так закончилось Смутное время. Отныне чудотворная костромская икона  — патрональная святыня царствующего дома Романовых, а в церковном календаре 14 марта  — наряду с 16 августа  — день празднования в честь иконы Фёдоровской Божией Матери. Почти 400 лет православные христиане отмечали это событие благодарственным молебном перед иконой.

Молебны перед городецкой иконой возобновились в 1999 году, они прошли прямо в музейном зале. Позднее такие службы стали проводиться регулярно 27 марта (или 14 марта по старому стилю). Сегодня богослужения привлекают всё большее число людей, которые в течение года приходят в музей поклониться почитаемому образу.

В последние годы возобновилась традиция крестных ходов с почитаемой святыней. Они проходят 29 августа (16 августа ст. ст.)  — в день, когда церковь отмечает чудотворное обретение иконы Фёдоровской Божией Матери в Костроме. Крестный ход с иконой по улицам Городца и церковные службы в храме во имя Михаила Архангела дают возможность всем верующим поклониться святыне.

Быть может, почувствовав изменения, происходящие в сознании городчан, стала меняться и икона. Сегодня посетители музея видят просветленный образ Богородицы и Младенца. Некогда потемневшие рамки на иконах горят золотом. Проявились изображения в клеймах вплоть до мельчайших деталей (крохотные кресты на куполах и бахрома на одежде священников). Теперь без труда можно прочитать весь пояснительный текст, буквы светятся изнутри. Так происходит новое обретение иконы Пресвятой Богородицы Фёдоровской.