…

Село Николо-Погост — одно из старинных поволжских сёл. О древности оно могло бы поспорить с самим Городцом. С незапамятных времён началась его история. Столько значительных событий, исторических личностей помнит оно, сколько праведников и грешников покоится в земле его.

Редкостное по красоте место выбрали предки для основания села. На высокой горе над волжскими пойменными лугами при слиянии Волги и Узолы, отражаясь в водах Никольского озера, стоит Николо-Погост уже много веков. Тишина здесь особенная, словно охватывает тебя и возносит душу над суетностью мира, наполняет её блаженством и покоем.

Не коснулся села научно-технический прогресс, обошли стороной блага цивилизации: по старинке топятся дровами печки, поют голосистые петухи, заросла травой когда-то шумевшая торгом Базарная площадь, ветшают дома, но сохраняется через века особая атмосфера места, где давно живут и молятся люди, которую в народных сказках называли русским духом.

Как и много веков назад выплывают навстречу волжским судам стройные очертания николо-погостинских церквей и колокольни, как бы вырастают из зелени холма и устремляются к небу.

…

Сердцем села, его центром является архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и сорокапятиметровой колокольни, стоящей между храмами и объединяющей ансамбль воедино.

«Наиболее древней является Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1760 году. Архаичные формы декоративной обработки её порталов, карнизов, оконных обрамлений уходят корнями в XVII столетие. Сама же церковь ярусного типа. На кубическом основании четверика высятся два восьмерика, но плавность переходов от одной формы к другой создаётся не коронами узорных карнизов, как было прежде, а кривыми покрытиями по сводам, круто поднимающимся от нижнего восьмерика к верхнему, который завершается куполом с главкой.

Вторая церковь, тёплая, Владимирской Богоматери. Построена в 1788 году. Перекрыта сомкнутым сводом, на нём стоят пять глухих декоративных барабанов с пузатыми главами. Оконные наличники выполнены в сочных своеобразно трактованных формах барокко середины века.

Между церквами возвышается колокольня, объединяющая весь ансамбль. Первый её ярус основан на четырёх мощных рустованных пилонах, поддерживающих арки, второй и третий ярусы обработаны пилястрами тосканского ордера крупномасштабной и монументальной архитектуры», — так описывает архитектурный ансамбль Агафонов С.Л., нижегородский архитектор.

Расположен ансамбль на высоком холме волжской пойменной трассы. Одной стороной обращён к селу, другой к обрыву, с которого открывается вид на заливные луга и Волгу. Ансамбль обнесён был оградой из каменных столбов с коваными решётками между ними, с несколькими коваными кружевными воротами, на одних есть дата 1866 год и надпись: «Милосердия двери отверзи нам».

Несмотря на то, что храмовый комплекс Николо-Погоста является памятником федерального значения, сохранили его местные жители, не используя ни копейки государственных денег: убирались в храмах, не позволяли детям бить окна, разорять имущество, хранили по домам иконы и утварь. Правда, государство выделило в восьмидесятые годы XX века некоторую сумму на реставрацию Николо-Погостинского комплекса, но хватило её только на возведение лесов.

…

Николо-Погостинский комплекс уникален не только своей архитектурой, но и внутренним убранством храма, сохранившимся стараниями верующих от времён, когда приход Николо-Погостинский был один из самых богатых на Нижегородчине. Видно, Богу угодно было сохранить на родине глухой городецкой резьбы старинный резной иконостас, тонкой работой которого можно любоваться часами. Сохранилось и паникадило, и подсвечники, и напрестольные евангелия, и даже антиминс. Всё это убранство и часть икон верующие спрятали по домам. Часть хранились в Городецком краеведческом музее, и все они после открытия храма вернулись на своё место.

Самое ценное и тяжёлое евангелие («пудовик») по благословению митрополита Николая было передано Дивееву и теперь выносится двумя дьяконами во время торжественного патриаршего служения. Таким образом, Николо-Погост навеки связан ещё и с четвёртым уделом Пресвятой Богородицы.

Две иконы Владычицы есть в храме. Это уникальная икона Палехского письма 1759 года Владимирской Божьей Матери с окружающими её 160 иконами. Иные иконы редкостной, теперь практически не встречающейся иконографии. Ещё одна икона, храмовая Владимирская, на своём обычном месте.

На левом клиросе находится «Страстная» икона Пресвятой Богородицы Ушаковского письма, после реставрации.

За клиросом на позолоченном киоте находится главная святыня храма — образ Смоленской Божьей матери. Икона имеет надпись: «Писал сей образ в лето 7195 (1687) месяца сентября в 29 день в церковь настоящую Владимирския Богородицы и святителя Николая Чудотворца, место овоемое Погост, по приказу написан образ сей священноиерея Никиты Алексеева сына на мирские деньги. Писал образ сей нижегородский иконописец Пётр Афанасьев з детьми». Затем была изготовлена риза.

Ещё одна святыня — Тихвинская икона, после реставрации, имеет надпись: «Мерою и подобием точный список чудотворныя иконы Тихвинская Пресвятыя Богородицы».

Не все святыни сохранились в храме, но немалая доля этого векового богатства осталась.

…

Роспись трапезной церкви Владимирской Божьей Матери проводили талантливые художники Нижнего Новгорода, работающие в этой области, супруги Холдеевы. Семь лет трудились они в храме: разрабатывали сюжеты, готовили стены, расписывали темперой.

Работа была проделана колоссальная. Старую штукатурку на цементе пришлось сбить, заштукатурить стены известковым раствором, отполировать и потом, самое ответственное, расписывать. Сюжеты рассказывают историю церкви от Ветхого до Нового Завета, повествуют о мучениях грешников после смерти. О духовных подвигах святых, о милосердии Божьем рассказывают фрески. Можно разглядывать их часами. И стиль росписи и краски жёлто-красно-голубые не нарушают старинной гармонии храма, органично вписывается роспись в убранство трапезной.

Несмотря на статус памятника федерального значения, архитектурный комплекс Николо-Погоста не пользуется никакой финансовой поддержкой государства, реставрируют его на деньги прихожан и на деньги фонда «Родное пепелище», который по инициативе отца Владимира (Чугунова) создала группа нижегородских художников, писателей, журналистов. Деньги от издательской деятельности фонда в дальнейшем пойдут на реконструкцию колокольни, во всём её былом величии, какой создал её «раб божий Дмитрий, старик один». А пока на колокольню можно только подняться по металлической лестнице и взглянуть окрест.

«Городецкий вестник»,
2005 год