Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 3‑й


по страницам газеты «Городецкая правда» 1941–1945 гг.

Главная задача средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны — показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Публицистика времён войны весьма разнообразна. Она рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убеждённости в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. Именно такой характер носила одна из рядовых тыловых газет — наша «Городецкая правда». В ней наряду с обязательной публикацией сводок информационного агентства и материалов центральных газет печаталась информация о воинах-земляках, о повседневном героическом труде городчан. Материалы этой газеты позволяют достаточно полно представить жизнь нашего города и района в нелёгкое военное время. Освещался в газете и вклад городецких школьников в дело Великой Победы.

Первая группа газетных публикаций рассказывает о помощи школьников сельскому хозяйству.

«Третья полеводческая бригада колхоза “Новый мир” 13 апреля 1942 г. начала выборочную весновспашку на льнищах, среди лучших отмечен 14-летний подросток Александр Шишов».

«Председатель колхоза “Красный земледелец” Аржановского сельсовета Н. Колесов отмечает среди лучших пахарей подростка Дмитрия Солодилова, который с первых дней пахоты перевыполняет нормы». Интересно отметить, что у взрослых в статье указаны только инициалы. Имя же подростка прописано полностью, что указывает на особое отношение к юным колхозникам.

Труд подростков оценивался наряду с трудом взрослых. Во всех публикациях имена юных тружеников стоят рядом с именами взрослых людей. Статья, посвящённая исключительно подростковому труду, — это статья Костюкович А. со знаковым названием «Четырнадцатилетние»:

«Самую разнообразную работу выполняли 14-летние труженики колхоза “Новый мир” Катя Титова, Саша Шишов и Шура Баранов, готовясь ко второй военной весне. Работали дружно. Не жалея сил стараясь как можно лучше заменить своих отцов и братьев, ушедших на фронт громить врага.

Как только пашня, пригретая весенним солнцем, показала чёрные гребни, выехали в поле. Катя Титова проложила первую борозду, стала заправским пахарем. Вкладывая в свой труд весь юношеский задор, 14-летняя комсомолка с первых дней пахоты ежедневно перевыполняет установленные нормы».

Каникулы. «Ни одного дня во время летних каникул трудолюбивые воспитанники детского дома № 2 не просидели сложа руки. Большую помощь оказали ребята своему шефу — колхозу им. Тимирязева. 22 воспитанника детского дома в течение двух дней убрали колхозу 17,5 тонн огурцов. Во время фронтовой бригады вручную убирали по 500 кг картофеля».

Об этом было сказано в газете «Городецкая правда» от 7 октября 1943 года № 65. Также школьники собирали корм для птиц. Поручали это именно им, потому что это дело несложное, — говорится в № 41 от 1 июня. В № 49 от 17 июля мы читаем, что были организованы бригады пионеров и школьников для сбора колосьев. Только за весенне-летний период 1942 года более 2000 школьников выработали 30 тысяч трудодней.

Газетные публикации подчёркивают значимость труда в тылу для победы над врагом.

В газете «Городецкая правда» № 13 от 22 марта публикуется выступление 14-летнего мальчика. «В 1944 году наша семья лишилась родного отца; папа погиб на фронте. Я, Родичев, в ответ на такое несчастье для меня решил работать ещё лучше, т.к. надеяться в хозяйстве особо не на кого, при том, работая без устали в тылу, я сознаю, что помогаю Красной Армии бить немцев за родного папу, за тысячи других отцов и братьев моих сверстников». Он отчитывается о результатах своего труда. Они впечатляют: 313 трудодней, вывез на санках 21 тонну навоза, собрал 3 центнера куриного помёта, 1 центнер золы. Он даёт обязательства сохранить и превысить эти нормы в следующем году. Заканчивает своё выступление подросток такими словами: «Пусть наш труд на полях, на фермах является новым вкладом в дело окончательной победы над ненавистным врагом».

За все свои заслуги некоторые школьники вместе со взрослыми были занесены на доску почёта газеты.

Доска почёта:

Коныгин Михаил — 12 летний пахарь колхоза им. Тимирязева, вспахивающий по 0,65 га клеверища при установленной норме 0,45 га.

Ветелев Пётр — 15-летний колхозник промколхоза «Стахановец», ежедневно убирает жнейкой овса с площади 4,5 га при норме 3 га.

Ананьева М. — 13-летняя колхозница колхоза «Завет Ильича», перевыполнявшая на полевых работах норму взрослого. Дмитриев Валентин — 13-летний подросток колхоза «Красный маяк». Он ежедневно заборанивал по 2,10 га при норме 1,50 га. Второй блок статей связан с повседневной жизнью школьников.

Говорится о том, как ребята собирали лекарственные травы (собрано около 5 тысяч килограммов лекарственных средств), металлолом, деньги на постройку танков, шили кисеты для солдат, организовывали тимуровские команды, которые помогали семьям фронтовиков. «Тимуровские команды созданы во всех колхозах. Сейчас ребята-тимуровцы оказывают конкретную помощь семьям фронтовиков. Например, тимуровцы Рязанов Игорь, Власов Коля, (7 класса “А”), Зайцева Вера, (7 класса “В”) Ладиева Валя, Фролова Маруся (6 класса “Б”) и другие помогали жене красноармейца В. Инсарского переехать на другую квартиру и привезли её детям ёлку» (№ 15 от 1 февраля 1942 года).

8 февраля 1945 года в мужской средней школе имени Максима Горького устроили «Вечер занимательной математики». «Ученик 10 класса т. Григорьев выступал с докладом на тему: “История развития числа”. Учащиеся 5–8 классов поставили интересные инсценировки “Точка”, “Выгодная сделка” и “Верёвочка”…». И в этой же газете под № 28 от 27 марта имеется статья, в которой рассказывается, как школьники посетили участников войны. «Недавно в гости к раненым бойцам приехали ученики 4 и 5 классов школы им. Максима Горького. Они привезли нам подарки. Мы были очень рады этой встречи с молодёжью, рассказали учащимся много интересного из фронтовой жизни, просили их приезжать к нам чаще».

Огромное внимание уделялось учёбе. 1 июля 1943 года читаем о подготовке школ к новому учебному году. «В Пестово-Городецкой, Мысовской, Я.-Чистновской, Строчковской школах произведён ремонт помещений, печные работы, заготовлено топливо. Из 29 тыс. учебников закуплено более 27 тыс.»

Благодаря газете мы узнаём, что в 1942 году были ужесточены требования к переводным экзаменам и увеличено их количество. Так, наряду с письменными испытаниями по русскому языку и арифметике, выпускники 4-х классов должны были сдавать устные экзамены по русскому языку и географии. Значительно увеличено число испытаний в старших классах. Отмечены школы, в которых подготовка к испытаниям идёт на высоком уровне. Но не обошлось и без критики. Так, например, указано, что в Серковской школе вопросы по русскому языку недостаточно конкретны. (№ 42, 13 мая 1943 года) Как недостаток отмечен тот факт, что часть учеников досрочно уходят из школы. Это ставится в вину школе как результат недостаточной работы администрации с учениками и их родителями.

Особенно подчёркивается важность умело провести испытания по военной подготовке. Причём следует проверить не только знания, а главное — практическую подготовку (речь идёт о решении тактических задач на местности, метании гранат, стрельбе и т.п.) Ежегодно публиковались материалы о подготовке и итогах лыжных кроссов. Освещены итоги соревнований по противовоздушной и противохимической обороне. Лучшие результаты показали осоавиахимовцы школы № 2 и имени Максима Горького. Огромная ответственность возлагается на военруков за порученное им государством воспитание всесторонне грамотного подрастающего поколения.

Впечатляют результаты испытаний, которые также были опубликованы на страницах «Городецкой правды» 1943 года. Иконниковская школа, 4 класс, математика: из 14 человек «5» — 12, «4» — 2. Лучшая школа по арифметике — школы имени Калинина и имени Сталина: отлично — 16, хорошо — 11, посредственно — 1. Указана и худшая школа. Что интересно, фамилии учителей, чьи выпускники показали отличные результаты не указаны, а фамилии учителя, чей класс показал худший результат, и руководителя школы (Артюшенская школа) — названа. 1 — «хорошо», 5 — «посредственно», 3 — «плохо» и 3 — «очень плохо». Математика здесь сдана чуть получше — 5 «посредственно» и 7 — «плохо». И это при том, что учебный год начинался 1 сентября, но непосредственно к учёбе школьники приступали гораздо позже. Вся первая четверть проходила на колхозных полях. Учащиеся 9–10 классов приступили в 1942 году к учебным занятиям только в декабре (№ 146 от 6 декабря 1942 года).

В статье апрельского номера за 1945 год указано, что впервые выпускники школ будут сдавать экзамены не только за последний год обучения, но и за предыдущие. Указано на низкий уровень грамотности учеников, недостаточную работу учителей по предоставлению ученикам дополнительной литературы, некачественное повторение пройденного материала. Рекомендовано не только учителям, руководителям школ поставить на особый контроль подготовку к выпускным и переводным экзаменам, но и самим школьникам и их родителям. Обращено внимание на соответствие оценки реальному знанию ученика.

Благодаря знакомству с газетным материалом мы понимаем, что учащиеся школ осознавали, что дело Победы — общее дело. Именно поэтому они активно поддерживали бойцов на фронте, замещали их в сельском хозяйстве и на производстве и, что очень важно, осознавали, что ответственность за восстановление страны после победы ляжет на их плечи, а значит, они должны вырасти грамотными, знающими людьми, что было главной мотивацией их успешной учёбы.