Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 1‑й


Нижегородский край и Городецкая земля в его составе были одним из центров духовной культуры России. В разные времена здесь жили богатые купцы и предприниматели, не жалевшие денег для своего любимого края. Неудивительно, что на Нижегородчине по сей день так много церквей, храмов и монастырских комплексов. Однако далеко не все из них находятся в хорошем состоянии. Очень многие заброшены, требуют ремонта и реконструкции. Тем не менее, даже в ветхом, аварийном состоянии все они поражают своей красотой.

Судьба сельских храмов Городецкого района сложилась по-разному. Некоторые, как, например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1672) из села Зеленово сохранилась. Сильно обветшавшая к XVIII веку, она была в 1794 году отремонтирована: укоротили слеги, обшили стены и карнизы досками, вместо волоковых прорубили косящатые окна, объединили молельный зал и трапезную, тябловый иконостас заменили на рамный. В 1970 году она была перевезена на территорию музея быта народов Нижегородского Поволжья в Нижнем Новгороде. А на месте самого села Зеленово — лишь лесная поляна…

Некоторые храмы бесследно исчезли с лица земли, как, например, в селе Смольки, в Ветелево церковь во имя Николая Чудотворца или в селе Строчково церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, и остались о них лишь короткие упоминания. Например, в Строчкове из местного населения о храме мало кто слышал. Подавляющее большинство не помнит о существовании кладбищенской церкви на месте нынешнего парка с памятником воинам-колхозникам.

А ведь когда-то строительство сельских храмов в Городецкой волости поражало своим размахом. Согласно адрес-календарю Нижегородской епархии за 1888 год: «Спасская церковь была построена в 1752 году, в с. Соболиха — 1700 г., в с. Зарубино — 1703 г., в с. Бриляково — 1741 г., в с. Николо-Погосте — 1760 г., в с. Слышково — 1766 г., в с. Митрофанове — 1779 г., в с. Филимоново — 1741 г.» [Адрес-календарь Нижегородской епархии / сост. А. Снежницкий. — Нижний Новгород, 1888]. В течение всего XIX в. происходило возведение церквей в Городецком районе: в с. Ветелево (1805), в Иконникове (1811), в Пупкове (1812), в Конёве (1835), в Богомолове (1839), в с. Строчково (1845), в с. Скородум (1874).

В настоящее время множество культовых памятников находятся в полуразрушенном и полузаброшенном состоянии. Прежде всего это ценный памятник деревянного зодчества — Троицкая церковь в селе Худяково. Верхний ярус её колокольни обрушен, внутреннее убранство утрачено, кровля трапезной и полы также подверглись разрушениям. Внутри храма сохранилась роспись высокого качества, украшающая все стены и купол. В плачевном состоянии находится и церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Воронино. Здесь обрушена кровля трапезной, разрушены печи, полы и шатровое завершение купола. Список разрушений выходит длинный.

Разрушающиеся старинные храмы оставляют неизгладимое впечатление в душе. Поражает величие, красота и основательность сельских храмов, построенных столетие назад вдали от городов… Ещё отчётливее понимаешь, — вот он, Божий дом на земле. Даже полуразрушенные, эти храмы, как будто вросшие в землю Святогоры, продолжают служить людям, словно взывая к небу. И рядом с этим величием осознаёшь глубину и силу веры наших предков, чувствуешь, как мы сегодня «измельчали». У нас не находится сил, возможности, а главное, желания, порыва не только восстановить, но хотя бы сохранить то, что досталось нам в наследство от предков. Стоит чаще смотреть не на блестящие купола храмов действующих, а на провалившиеся своды и разорённые алтари. Они выразительнее всяких слов призывают к действию. Сельские храмы продолжают терпеливо ждать, когда вновь с молитвой войдёт в них человек…


Храмы Городецкого района: описание, история


Действующие

Церковь в честь иконы Казанской Божией матери в селе Бриляково; 1822 года. Региональный памятник (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22).

Церковь кирпичная одноглавая бесстолпная с колокольней, имеет традиционное построение типа «корабль». Планировочная структура храма с колокольней подчинена главной продольной оси, на которую «нанизаны» колокольня, трапезная, сама церковь, алтарная часть. Все объёмы представляют собой в плане квадраты. Церковь имеет два престола: главный — Казанской иконы Божией Матери и придел святого Макария Желтоводского. Здание является примером провинциального храма, выполненного в первой четверти XIX века в переходной стилистике от барокко к классицизму.

Село Бриляково было основано в середине XVII века во времена, когда эти земли входили в вотчину боярина Стрешнева Семёна Лукьяновича. Тогда же была построена первая деревянная церковь «Во имя Пресвятыя Богородицы Печерския». В 1741 году тщанием прихожан был построен и освящён холодный деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с деревянной папертью. В 1822 году рядом с деревянным был построен каменный храм в честь Казанской Иконы Божией Матери с каменной колокольней и боковым приделом во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Покрытие кровли было выполнено из железа. В начале XX века приход насчитывал около 1 000 прихожан (519 мужчин и 476 женщин), работали один штатный клирик и псаломщик.

В 1928 году церковь была оценена в 15 000 рублей и выполнены технические чертежи. В 1930-х годах штатного священника в храме не было, деревянная церковь обветшала и была полуразрушена. В 1938–1939 годах здание храма Казанской иконы Божией Матери было переоборудовано под амбулаторию, сделано дополнительное перекрытие. На втором этаже жил врач.

Приходская жизнь в храме стала возобновляться с 1999 года, когда 6 августа было проведено первое приходское собрание. 29 ноября 2000 года церковь Казанской Божией Матери была передана Нижегородской Епархии, была вновь освящена, и начались восстановительные работы. Подлинные интерьеры церкви утрачены, алтарь выполнен вновь.

С 2001 года начались богослужения в зимнем храме — Макарьевский придел, с 2005 года работает и летний Казанский храм.

церковь в селе Подолец
церковь в селе Подолец

Церковь Спаса Преображения в селе Подолец; 1747 года (есть мнение: приблизительно между 1729 и 1734 годами). Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 286).

Деревянная, по типу «корабль». В основе — сруб из круглого бревна, с последующей обшивкой и покраской. Основной объём имеет четырёхскатную кровлю и барабан с главкой. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная шатровая колокольня. «Церковь села Подолец построена в 1747 году тщанием прихожан. Здание деревянное с такою же колокольней, крепкое. Пристроек в ней две: настоящий холодный в честь Преображения Господня и тёплый во имя святого великомученика Георгия. (Этим объясняется второе название — Егорьевская церковь — Т.Ф.). Земли при ней 1 174 кв. сажен, пашенной и сенокосной — 37 десятин…» [Михайлова Н. Легенды и были Егорьевской церкви // Городецкий вестник. — 1997. 19 августа. С. 3].

Во всей епархии придел во имя Георгия Победоносца — единственный.

Церковь Преображения Господня в деревне Соболиха; 1897 года. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22).

Деревянная на кирпичном фундаменте одноглавая бесстолпная одноапсидная церковь с колокольней имеет традиционное построение типа «корабль». Планировочная структура храма с колокольней подчинена главной продольной оси, на которую «нанизаны» крыльцо, колокольня, притвор, сама церковь, алтарная часть. Основной объём церкви представляет собой восьмерик на четверике, завершающийся карнизом с 8 треугольными фронтонами и имеющий шатровое покрытие.

Памятник является одним из немногочисленных сохранившихся образцов храмового деревянного зодчества Городецкого района, чем и объясняется историческая и художественная его значимость.

Храмовый комплекс в селе Николо-Погост: Спасо-Преображенская церковь (1760 год); церковь Владимирской иконы Божией Матери (1788 год); колокольня XIX века — памятник архитектуры и градостроительства федерального значения (Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 указан в списке памятников Балахнинского района).

Ярусный храм, в архитектуре которого нарышкинский стиль соединился с архаизирующими проявлениями в декоре (наличники узорочья XVII века). Церковь Владимирской иконы Божией Матери — традиционный для церковного строительства Нижегородского региона архаичный храм в духе XVII века — высокий четверик с пятиглавием. Колокольня — в стиле классицизма. Храмы окружает кованая ограда 1865 года. Обе церкви архаичны для своего времени: Преображенскую по стилю, скорее всего, можно отнести к началу XVII века, а наличники церкви Владимирской Божией Матери — к барокко середины XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены узорной железной решёткой на каменных столбах с воротами, выводящими на старую базарную площадь села. Имеется кладбищенская церковь Всех Святых.

кладбищенская церковь в селе Николо-Погост
кладбищенская церковь в селе Николо-Погост

В 90-е годы XX века в летней церкви проводили реставрационные работы по замене кровли. В настоящее время происходит разрушение.

Богородичная церковь сейчас — действующий зимний храм.

Кладбищенская церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» построена в 1812 году. В 1970-х годах на ней пытались провести реставрационные работы, но всё закончилось расчисткой кладбища и вскрытием полов у алтаря.

Церковь Алексия, митрополита Московского в селе Зиняки; 1900–1913 годы, к 1914 году боковые престолы не были освящены. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 286).

Расположена в центре села на ровном рельефе и обращена западным фасадом к главной площади. Памятник доминирует в окружающем пейзаже. Восточным фасадом примыкает к территории сельского кладбища. Кирпичная в псевдорусском стиле представляет интерес как образец каменного сельского храма начала XX века в духе эклектики. Была построена с трёхъярусной каменной колокольней над притвором, квадратной в плане с массивным цилиндрическим барабаном, увенчанным крупной луковичной главой. Имеет широко распространённое симметрично-осевое построение: вдоль единой продольной оси запад–восток располагаются притвор, храмовая часть и алтарь. Пятиглавый четверик с боковыми приделами и трапезной с колокольней. Строился силами прихожан, предположительно, по проекту архитектора Никитина А.К. Центральный престол во имя свт. Алексия, митрополита Московского и Иоанна Златоуста был освящён 22 сентября 1913 года.

Колокольня, а также первоначальные ложные барабаны с главами, были разрушены после 1936 года. В советское время в церкви был склад. Существующие в настоящее время барабаны и главы храма вновь возведены в 1990-х годах с изменением прежних пропорций и декора. Памятник имеет общественную значимость как восстановленный действующий храм крупного села.


Недействующие

церковь в деревне Богомолово
церковь в деревне Богомолово

Церковь св. Николая Чудотворца в деревне Богомолово 1839 года. Памятник федерального значения (Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176).

Расположена на окраине деревни, рядом с трассой Городец – Ковёрнино. Занимает центральное положение на территории кладбища, обнесённого деревянным забором с кирпичными воротами с южной и западной сторон. Церковь была двухпрестольной. Построена на месте обветшавшей церкви XXVIII века архитектором Нижегородской удельной конторы Анисимовым. Цоколь кирпичный, стены — бревенчатые срубы, обшитые тёсом. Четверик увенчан полусферическим куполом на низком барабане и луковичной главой на восьмигранной шейке. С запада к четверику примыкает равная ему по ширине трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, — небольшой притвор и колокольня. С востока к четверику храма примыкает пятигранная алтарная апсида, увенчанная восьмигранным куполом и небольшой главкой. Фасады четверика завершены пологими треугольными фронтонами. Под карнизом проходит фриз из крупных кронштейнов и нарисованных между ними розеток. Такие же фризы украшают основания куполов храма, алтаря и шейку главы храма. Наиболее выразительными деталями являются два итальянских окна на боковых фасадах храма, украшенные сандриками в виде треугольных полуфронтонов, опирающихся на цилиндрические колонки. Колокольня изначально была трёхъярусной, с низким шатром с луковичной главой. В интерьере храм перекрыт восьмилотковым сводом с небольшим восьмиугольным зеркалом в зените. Свод оштукатурен и расписан орнаментом, имитирующим квадратные кессоны с вписанными в них цветками ромашки. Двое кирпичных ворот 2-й половины XIX века с южной и западной сторон от церкви выполнены в духе эклектики, в «кирпичном» стиле. Памятник уникален для Нижегородской области и представляет собой мастерски выполненную в дереве имитацию каменного сооружения в стиле позднего классицизма. Примечательно богатое и выразительное цветовое решение фасадов и интерьеров церкви.

Закрыта в 1937 году. Кирпичная ограда кладбища разобрана колхозом в годы войны. После войны в иконостасе сохранялись почти все иконы большого размера. Затем храм превратили в склад удобрений, иконы начали портиться. Постепенно их разобрали по домам жители Богомолова и Кубинцева. Некоторые иконы до сих пор хранятся у них.

Памятник находится в аварийном состоянии. В интерьере сохранились основа пятиярусного иконостаса, лепные розетки и штукатурные тяги по периметру плафонов потолков, фрагменты масляной живописи сюжетного характера, разрушенная печь, роспись на куполе в виде геометрического узора, отдельные следы росписей на стенах, на куполе деревянное украшение в виде солнечных лучей. Отсырела и осыпалась штукатурка на стенах, сводах и потолках, живопись потемнела и большей частью утрачена. В церкви обнаружены два деревянных креста, существует также одна металлическая дверь. На месте алтаря — глубокая яма. Крыльцо и передняя (западная) стена отсутствуют. Обрушены верхний ярус и шатёр колокольни, а также стропильная крыша притвора. Лестница на колокольню завалена обломками брёвен и труднопроходима. Западный фасад полностью лишён тесовой обшивки и деталей. Обшивка других фасадов также сильно пострадала, кирпичный цоколь и нижняя часть сруба обнажена. Крыльца западного и северного входов разрушены, входные двери отсутствуют. Наличники, рамы и остекление окон частично утрачены. Крыши алтаря и трапезной пригружены упавшими деревьями. Покрытие глав, куполов храма и алтаря проржавело, частично сорвано. Западный вход и притвор завалены брёвнами и досками. Кирпичная кладка ворот имеет выбоины, завершения столбов разрушены. Окончательный урон церкви нанесли вандалы последнего десятилетия и пожар 2003 года. Местное население ходатайствует о восстановлении храма, а также об очистке кладбища. Сохранились кирпичные ворота кладбища.

церковь в селе Воронино
церковь в селе Воронино

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Воронино; 1852 года. Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Главный и единственный престол освящён в честь иконы Божией Матери Казанская. Церковь и прилегающее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трёхчастные ворота с древними коваными створками врат, имеющих характерную особенность — огромный кованый крест по центру; с севера — калитка. Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Большая церковь в русско-византийском стиле, близкая к образцовым проектам Тона К.А. Двусветный пятиглавый четверик с двухпридельной трапезной и шатровой колокольней. Наружные поверхности кирпичных стен оштукатурены. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад–восток расположены колокольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида. Храм расположен на окраине села и обращён своим восточным фасадом на его главную улицу, на территории сельского кладбища и является высотной доминантой поселения. Монументальная постройка, помпезная, величественная. Большую часть храма занимала трапезная и колокольня с большим шатровым куполом. Храм закрыт не позже 1930-х годов.

По материалам, собранным Еленой Кутасовой, существовала в селе Воронино также церковь св. Макария. Так и осталось небольшое упоминание о церкви св. Макария, а часть поселения возле кладбища, где два дома, так до сих пор и зовут «Макарий».

Имени и фамилии основателя Елене, к сожалению, найти не удалось, но местные жители его до сих пор помнят как Маркича. В 1840–1844 годах вышеуказанный Маркич шёл с друзьями с охоты и у реки Ильинки (раньше она протекала около кладбища), около валуна нашёл икону Пресвятой Богородицы. По преданию, церкви раньше строили на тех местах, где находили иконы. И в 1844 году в Одинцовском уезде на месте сожжённой в селе Воронино церкви св. Макария, купец строит новую каменную церковь в честь церкви св. Макария.

Этот Маркич собрал необходимую сумму на строительство и украшение церкви. Сам лично ездил в Москву за иконописцами, и благодаря его стараниям, в течение года церковь была расписана. На верху были изображены ангелы, восхваляющие славу Божию. При входе в летний придел справа — картина «как жиды тащили детей на погибель». Справа — рождение Иисуса, на столбах — иконы. В зимнем приделе был устроен огромный иконостас, до потолка, и стены так же расписаны сценами из Библии.

Предпосылки закрытия церкви начались в 1900 году после загадочной смерти её строителя Маркича, когда самый большой купол (звон его слышали даже в Балахне) зимой треснул. Во время отпевания Маркича колокол звонить отказался.

После наступления советской власти церковь работала «втихушку», по праздникам. В 1935 году умирает последний батюшка, живший рядом, и поток богомольцев прекращается. В 1945 году она пытается работать с приезжим священником, но безуспешно. В этом же году храм начинает поддаваться частичному мародёрству. А в 60-е годы от церкви ничего не остаётся, даже доски крыши люди разбирают в свои дома.

Церковь Вознесения Господня в селе Зарубино. Комплекс Вознесенской церкви: Вознесенская церковь (1703 год, перестроена в XIX веке), колокольня (конец XIX века). Региональный памятник (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22).

Имеет традиционный архитектурный тип «корабль». Кирпичная колокольня шатрового типа в четыре яруса. Она соединялась с церковью деревянной папертью, которая к настоящему времени не сохранилась. Пятиглавый четверик с двухпридельной трапезной и многоярусной кирпичной шатровой колокольней. Относится к памятникам деревянного классицизма, с хорошими пропорциями и декором, который раньше был выделен цветом (раскрашен). Церковь, колокольня, кладбище, ограда с воротами и калитками образуют единый комплекс, который хорошо заметен издалека. В строениях присутствуют различные архитектурные стили. Особую художественную значимость имеет деревянная церковь.

Церковь сохранилась плохо, но по–прежнему гордо возвышается над селом. Находится в очень ветхом состоянии: часть крыши обрушена, в стенах проломы, брёвна сгнили. От интерьера практически ничего не осталось, росписи лишь угадываются, но никаких действий к сохранению этого старинного здания не предпринимается.

церковь в деревне Иконниково
церковь в деревне Иконниково

Церковь Спаса Преображения в деревне Иконниково. 1811 года. Боковые приделы к трапезной пристроены, вероятно, в начале XX века. Памятник регионального значения находится в списке Памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники местного значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327).

Представляет интерес как образец сельской приходской церкви начала XIX века, с архаичной для своего времени барочной композицией и декором в духе провинциального модерна начала XX века. Барочная пластика крупных объёмов сочетается с плоскостным декором в духе модерна, привнесённом при ремонте в 1910-х годах. Традиционный для Нижегородского края храм типа «корабль» с явными элементами архитектуры XVIII века (с вспарушенным сводом молельного зала, в который врезаны по сторонам света круглые окна-люкарны). Цоколь, стены, своды и шатёр — из красного кирпича; фасады оштукатурены. Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, увенчан тесно поставленным глухим пятиглавием. С запада к четверику примыкает прямоугольная трапезная меньшей высоты с активно выступающими боковыми приделами, а к трапезной, в свою очередь — трёхъярусная шатровая колокольня. С востока к четверику храма примыкает более узкая пятигранная алтарная апсида, по высоте равная трапезной. Фасады четверика решены в три яруса и расчленены на три части ордерными пилястрами. Храм и алтарь имеют крутые скатные крыши характерной для барокко изогнутой формы. Особенностью церкви является её компактный, собранный силуэт с необычным расположением боковых глав по сторонам света, по центру каждого из фасадов. Боковые главы покоятся на врезанных в свод кубических основаниях фигурной формы. Трапезная перекрыта полусомкнутым сводом с распалубками, боковые приделы — сводами Монье. Церковь окружена оградой с воротами из красного кирпича с ажурными коваными створами. В XVI веке Иконниково — крупное село. «Дозор» 1616 года зафиксировал: «Погост Иконниково на речке Чюди, а в нём церковь Рождество Пресвятыя Богородицы, древяна, клёцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола — строение мирское» [Нижегородские епархиальные ведомости. — 1903. — с. 129]. В 1722 году прихожане с разрешения епископа Питирима не только поновили сам древний храм, но и утварь, объяснив это тем, что «церковь построена издревле и мы, богомольцы твои, без твоего архипастырского благословения и без указу на престоле и на жертвеннике одеяние переменить не смеем» [ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 39. Л. 13]. К концу XVIII века старая деревянная церковь окончательно обветшала, и всем миром было решено выстроить вместо неё каменный храм. Сбор средств, закупка кирпича и строительство заняли почти десятилетие. В 1811 году, незадолго до войны 1812 года, трёхпрестольный, с новым посвящением в честь Преображения Господня каменный храм был возведён.

Сейчас храм находится в аварийном состоянии. Значительно разрушен в двух местах кирпичный свод трапезной; утрачена её стропильная крыша. Повреждены металлические кровли храма и алтаря. Утрачена венчающая глава и верхняя часть шатра колокольни. Южная глава храма обрушилась, восточная и северная главы покосились, кресты повреждены. Разрушен северо-западный угол восьмерика колокольни, сорвана кровля над её четвериком. Штукатурный слой наружных стен вместе с декоративными деталями большей частью сколот. Кирпичная кладка в плохом состоянии, сильно разрушена в верхней части. Окна верхнего яруса храма забиты досками, остекление всех окон утрачено. Цоколь покрыт лишайниками и мхом. Навес южного крыльца разрушен. Полностью утрачен интерьер церкви (полы, столярные изделия, штукатурный слой стен и сводов с росписями, иконостасы, утварь). Значительно разрушены венчающие части и кирпичная кладка ворот, частично утрачены их металлические створы. Кирпичная ограда местами повреждена. Густые заросли деревьев и кустарников вокруг церкви затрудняют наружный обзор и препятствуют проветриванию стен.

церковь в селе Кирюшино
церковь в селе Кирюшино

Церковь Параскевы Пятницы в селе Кирюшино; 1897 года. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22).

Архитектура церкви выдержана в русском стиле. Представляет интерес как образец каменного сельского храма конца XIX века с деталями, получившими провинциальную трактовку в духе эклектики. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение.

Храм расположен в центре села Кирюшино и обращён своим южным фасадом на его главную улицу. Он является молчаливым свидетелем жизни многих поколений кирюшинцев и жителей близлежащих деревень. Памятник расположен на территории сельского кладбища и является высотной доминантой поселения. Церковь и прилегающее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трёхчастные ворота с деревянным заполнением; с севера — калитка. Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад–восток расположены колокольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида. Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами (в настоящее время сохранились лишь центральная световая глава и юго-восточная ложная). С запада к четверику примыкает более широкая прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь, — квадратная в плане трёхъярусная колокольня, с утраченным в советское время завершением в виде шатра и небольшой луковичной главы. С востока к четверику храма примыкает пятигранный алтарь, перекрытый на пять скатов. Наружные поверхности кирпичных стен не оштукатурены, на стенах видны следы побелки. Декоративные детали фасадов выполнены в кирпичной кладке.

В XVIII веке в селе Кирюшино Балахнинского уезда стояли две деревянные церкви: тёплая Христорождественская, построенная в 1787 году, и холодная во имя святой мученицы Параскевы, выстроенная в 1762 году «обещаниями прихожан». Во второй церкви было два придела: главный, в честь святой мученицы Параскевы Пятницкой и в честь Казанской Божией Матери. Простояли деревянные церкви больше 100 лет. В 1897 году богослужение в церкви Рождества Христова за ветхостью прекращено, о чём имеется запись в клировых ведомостях церкви села Кирюшино. Но уже за девять лет до этого была заложена каменная церковь. В 1897 году был освящён правый придел в честь Рождества Христова, а 3 мая 1898 году — второй придел в честь Казанской Божией Матери.

В настоящее время передана Нижегородской епархии РПЦ. Утрачены покрытие кровли храмовой части; шатровое завершение колокольни с куполом; заполнение каменной ограды; боковые главки ворот и главка калитки. Частично утрачены росписи в интерьере, повреждена деревянная резьба иконостаса, иконы утрачены. Разрушены печи, полы и крыша трапезной. Кирпичная кладка наружных стен в уровне цоколя повреждена. Разрушен простенок в уровне звона колокольни. Каменное крыльцо с западной стороны колокольни заменено современным металлическим. Повреждены кирпичная кладка ворот, калитка и ограды и их покрытия. Заросли деревьев и кустарников затрудняют наружный обзор и препятствуют проветриванию стен.

В советское время судьба этой церкви сложилась счастливее, чем у многих других. Положение её в центре села не позволяло открыто растаскивать оставшуюся после изъятия ценностей советской властью церковную утварь. Почти полностью сохранился резной иконостас, а в алтарной части — настенная роспись в холодных голубых и розовых тонах. Лики же у святых вполне русские, что наверняка можно встретить только в деревенской церкви. Жители села бережно относились к своей святыне. Очень долго даже в закрытой церкви делали уборку к Пасхе. После войны прихожане собрали деньги, чтоб перекрыть крышу на храме. Но, то ли кровельщики побоялись взяться за работу, то ли власти воспротивились этому, кровельное железо было использовано на нужды советского хозяйства, а крыша храма протекала, гнила и обрушалась. Радует, что храм не был осквернён: не было складов, никогда не въезжали на лошадях и на машинах, в алтаре не устраивали туалетов. И сейчас жители ратуют за возрождение храма. Они очистили алтарную часть от мусора, собирали неоднократно деньги на его восстановление.

церковь в деревне Конево
церковь в деревне Конево

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в деревне Конево; 1835 года. Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Храм типа «корабль»: с колокольней предположительно двухъярусной, трапезной и алтарной частью.

Церковь сильно разрушена: отсутствует шатёр колокольни, кровля над трапезной и храмовой частью, навесы над входами, оконные и дверные заполнения.

церковь в деревне Курцево
церковь в деревне Курцево

Церковь Рождества Богородицы в деревне Курцево; начала XX века. Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Население помнит кованую ограду на старом кладбище, куда до сих пор ходят на Пасху к могилам предков. Местный житель предоставил этнографической экспедиции 2004 года некоторые сведения о здании церкви: толщину фундамента он оценил в 1,5 м, размер подвала — в 20 м. Подвал сложен из валунов. Также участники экспедиции отметили дореволюционный геодезический знак около фундамента церкви с цифрами «1141».

В советские времена часть храма снесли, погост, располагающийся рядом, перекопали и возвели фабрику «Городецкая роспись» (сейчас не действует) под руководством Коновалова А.Е. Осталась алтарная часть храма, в ней сделали кочегарку, хотя роспись на стенах ещё немного видна. По рассказам местных жителей, сохранилась алтарная часть, включая иконы.

церковь в деревне Митрофаново
церковь в деревне Митрофаново

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Митрофаново; 1902 года. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 286).

Церковь представляет интерес как образец каменного сельского храма, решённого в духе эклектики. Имеет широко распространённое симметрично-осевое построение. Стены и своды выложены из красного лицевого кирпича. Церковь строилась с 1898 года тщанием учителя Митрофановского начального училища Маслова Иоанна Михайловича (в 1902 году ставшего священником этой церкви). Предположительно, автором проекта храма был архитектор Никитин А.К. 23 июня 1902 года церковь была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Придел во имя святителя Тихона Амафунтского Чудотворца был освящён 15 июня 1903 года.

Сейчас наружные стены не оштукатурены. Крыши над храмом и алтарём утрачены.

церковь в урочище Пупково
церковь в урочище Пупково

Церковь Спаса Преображения в урочище Пупково (урочище находится на месте села Пупково, ликвидировано в 1965 году) 1812 года. Памятник регионального значения (постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21 февраля 1995 года № 22).

Расположена в нескольких километрах от села Бриляково, у дороги. Четверик храма увенчан полусферическим куполом на низком барабане и луковичной главой на восьмигранной шейке. С запада к четверику примыкает равная ему по ширине трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, — небольшой притвор и колокольня. С востока к четверику храма примыкает полукруглая алтарная апсида, увенчанная куполом и небольшой главкой. Фасады четверика завершены пологими треугольными фронтонами. Наиболее выразительными деталями являются полуколонны, выполненные в кирпиче на боковых фасадах храма, украшенные сандриками. Алтарь, выступающий за ограду, удивляет своей законченностью, низкие окна которого, характерные для сельских храмов, придают ему вид спокойствия и уравновешенности. Двухъярусная колокольня представляет собой два поставленных друг на друга четверика, увенчанных низким четырёхскатным шатром с луковичной главой. В интерьере храм перекрыт восьмилотковым сводом с небольшим круглым зеркалом в зените. В этом зеркале можно наблюдать единственный элемент росписи храма — «Господь Вседержитель». Свод оштукатурен и расписан орнаментом. Двое кирпичных ворот 2-й половины XIX века с южной и западной сторон от церкви выполнены в духе эклектики, в «кирпичном» стиле.

Сам храм находится в полном запустении и забвении. Потолок трапезной разрушается, балки и кирпич валяются по всей территории храма. Краска на стенах облупилась, поэтому разобрать остатки росписи не представляется возможным. Не только роспись, но и какие-либо следы иконостаса полностью отсутствуют. В интерьере сохранились лепные розетки и штукатурные тяги по периметру плафонов потолков, остатки фрагментов масляной живописи сюжетного характера практически не читаются. Луковичная главка ещё сохранилась, но крест почти полностью разрушен. Благодаря ей и всё здание, можно сказать, в достаточно хорошем состоянии. К счастью, крыша храма, сделанная древними строителями на совесть, хорошо сохранилась. Вход в храм открыт, ворота в притвор полностью разрушены, нет никаких следов, указывающих на их внешний вид. Хорошо сохранилась колокольня.

церковь в деревне Скородум
церковь в деревне Скородум

Церковь Тихона Амафунтского в деревне Скородум; 1866 года. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 286).

Представляет интерес как образец каменного сельского храма 2-й половины XIX века. Провинциальная трактовка в духе позднего классицизма в сочетании с элементами эклектики. Храм имеет широко распространённое симметрично-осевое построение: вдоль единой продольной оси запад–восток располагаются трапезная, храмовая часть и пятигранная алтарная апсида. Эта церковь построена усилиями прихожан. Было два престола: главный во имя святителя Тихона Амафунтского; придельный во имя преподобного Сергия Радонежского. Придел в тёплой трапезной освящён в 1868 году. Главный алтарь — 22 сентября 1874 года. Со стороны западного фасада к трапезной ранее примыкала трёхъярусная колокольня (по типу восьмерик на четверике), увенчанная шатром с небольшой луковичной главкой. Стены и своды выложены из красного лицевого кирпича. Фасады частично оштукатурены, детали образованы напусками и заглублениями кирпичной кладки, оштукатурены. Оконные проёмы выполнены с лучковыми завершениями.

Церковь находится в аварийном состоянии. Утрачены: колокольня; завершение храма в виде пяти луковичных глав; большая часть росписей в интерьере храма; полы и покрытие трапезной, а также каменная ограда храма. На части окон сохранились кованые решётки. Сейчас храм находится в руинированном состоянии: кровля над храмом и алтарём имеют сильные повреждения, крыша трапезной обвалилась. Штукатурное покрытие стен сохранилось частично. При устройстве двух уровней в храмовой части были положены деревянные балки перекрытия, опирающиеся на наружные стены, вследствие чего пострадали настенные росписи храма. Отсутствуют заполнения оконных и дверных проёмов.

церковь в деревне Слышково
церковь в деревне Слышково

Церковь Всех Святых в деревне Слышково; 1900 года. Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Каменная церковь из красного кирпича. Приход церкви был очень большим. В 1929 году в Слышкове был образован колхоз имени С. Орджоникидзе, но церкви (деревянная и каменная) были уже недействующими. В 1950-е годы обе церкви были в хорошем состоянии, несмотря на наличие предприятий в их помещениях. Позже деревянная церковь, находившаяся неподалёку от каменной, постепенно разрушилась. По преданиям, когда-то была деревянная церковь св. Флора и Лавра 1760 года.

Здания храмов были отданы под деревообделочный цех по точению пробки и хохломскую роспись (игрушки, ложки, половники). Был снесён бывший дом священника; дом попадьи сохранился. Сейчас сохранился единственный фрагмент росписи над воротами храма. Колокольня лишена крыши.

Церковь Рождества Богородицы в деревне Ступино; 1857–1867 годов. В 1913 году были пристроены боковые объёмы к колокольне и надстроены стены трапезной. Памятник регионального значения (постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 286).

Памятник доминирует в окружающем равнинном пейзаже, его силуэт хорошо просматривается с трассы Нижний Новгород – Городец. Имеет традиционную композицию типа «корабль». Цоколь, стены, своды и шатры — из красного кирпича; фасады не оштукатурены. Архитектура, выдержанная в русском стиле, восходит к проектам пятишатровых храмов архитектора Тона К.А., опубликованным в альбоме образцовых церквей 1844 года. Представляет интерес как образец сельской церкви середины XIX века с развитым силуэтом и богатым эклектичным декором. С запада к массивному кубическому четверику храма примыкает прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь — четырёхъярусная шатровая колокольня, фланкированная двумя низкими боковыми объёмами. С востока к четверику примыкает широкий прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой. Декоративное убранство, богатое и пышное, характерно для периода эклектики. Лопатки решены в виде двухъярусных пилястр. В обрамлении окон первого яруса присутствуют барочные мотивы, тогда как сдвоенные окна второго яруса храма и колокольни декорированы в духе русского зодчества. В убранстве венчающих частей широко применены килевидные кокошники. Горизонтальные пояса и карнизы украшены поребриком, сухариками и квадратными нишами. Центральная часть выделена четырьмя мощными столбами. Полуциркульные арки, переброшенные между столбами, и от них к стенам, делят пространство на ячейки. Барабан на парусах перекрыт полусферическим сводом. Боковые ячейки перекрыты цилиндрическими сводами, угловые — крестовыми сводами.

Находится в аварийном состоянии. Утрачены четыре угловых глухих шатра над храмом, а также венчающие главки и кресты двух сохранившихся шатров. Разрушены кирпичный свод алтаря и стропильная крыша трапезной. Сорваны металлические кровли храма и колокольни. Кирпичная кладка наружных стен в верхней части сильно разрушена, карнизы и декоративные детали частично утрачены. Кладка цоколя отсырела, покрыта плесенью и мхом. Крыльца частично разрушены. Утрачен интерьер церкви (полы, потолки, столярные изделия, штукатурный слой стен и сводов с росписями, иконостасы, утварь). Внутри трапезной — поросль деревьев и кустарников. Разрушены венчающие части ворот и южной калитки комплекса, частично утрачены их металлические створы. Западная, северная и восточная калитки утрачены полностью. Густые заросли вокруг церкви затрудняют наружный обзор и доступ вовнутрь, а также препятствуют проветриванию стен.

Церковь дополнена оградой из красного кирпича с воротами с ажурными коваными створами и калиткой. Ограда сильно разрушена.

церковь в деревне Филоново
церковь в деревне Филоново

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Филоново; 1741 года. Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД). Не принадлежит Городецкой епархии.

Кладбищенская деревянная церковь близка к полному разрушению, большинство перекрытий рухнуло. По некоторым сведениям, церковь перевезена до революции из несуществующей ныне деревни Сорокино. Пилястры в виде колонн, однопрестольная. Цоколь кирпичный, стены — бревенчатые срубы, обшитые тёсом. Резное убранство наличников окон.

На Пасху некоторые жители ходят в разрушенную церковь. Этим объясняется и наличие нового позолоченного распятия на воротах храма.

церковь в деревне Худяково
церковь в деревне Худяково

Храмовый комплекс в деревне Худяково. Покровская церковь (1779 год), Троицкая церковь (1871 год). Памятник регионального значения (приказ Департамента историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Находится памятник деревянного зодчества вдали от районных центров и больших деревень. Деревянная тёплая Троицкая церковь имеет престол Троицы Живоначальной. Церковь зимняя, клетского типа, с колокольней. Обшита тёсом, окрашена, карнизы основного объёма и двух куполов украшены расписным фризом. По соседству с Троицкой церковью есть ещё одна летняя (холодная) деревянная церковь, однако, представляющая меньший интерес. Имеет престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца. Храм клетского типа, без колокольни, с одним приделом. Обшит тёсом, покрашен, имеет карнизный фриз из розеток. Вход украшает крыльцо с резными столбами.

Троицкая церковь в аварийном состоянии: полы обрушены, разрушен купол колокольни, утрачено внутреннее убранство. Роспись сохранилась на внутренних стенах. Фресками украшены уцелевшие конструкции. Снаружи частично сохранился расписной деревянный фриз на карнизах и куполе церкви. Покровская церковь: потолок трапезной обрушен, внутреннее убранство утрачено. Внутри храма сохранились деревянные столбы, поддерживающие свод.