Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 1‑й


Прорись печати Александра Невского, найденной в Городце
Прорись печати Александра Невского, найденной в Городце

В 1990 году на берегу Волги городчанином Владимиром Дуниным был найден маленький свинцовый кружок с малопонятным для непосвящённых изображением. На одной стороне изображён конный воин с мечом в правой, оттянутой назад руке. На обороте читается изображение спешившегося воина, ведущего в поводу коня. В правой руке у него копьё. Справа от головы воина видны буквы надписи «Федр». По определению Янина В.Л. подобные вислые актовые печати принадлежали Александру Невскому.

лицевая сторона

оборотная сторона
Свинцовая актовая печать Александра Невского из собрания ГИХМК,
диаметр 26 мм

С 1992 года эта печать хранится в Городецком краеведческом музее. Того обстоятельства, что она была прикреплена к документу «самого Александра Ярославича Невского» оказалось достаточно, чтобы этот экспонат занял почётное место в экспозиции «Средневековый Городец».

А каков же исторический контекст появления печати Александра Невского именно с такой матрицей?

Вислые печати впервые появились в конце IV века в Риме, были распространены в Западной Европе, Византии. В Ватикане применялись до XX века. Они привешивались к документу на кожаных ремешках, шнурах, шёлковых нитях. Древнейшей известной в настоящее время русской печатью является свинцовая булла — двусторонняя печать, оттиснутая специальными щипцами. Матрица вырезалась и для лицевой стороны — аверса, и для оборотной — реверса.

В средние века с установлением определённого порядка оформления письменных документов, печать стала основной формой заверения; она заменяла подпись и подтверждала подлинность документа. На всём протяжении своего существования вислая печать была атрибутом власти.

В настоящее время зарегистрировано около 3500 древнерусских актовых печатей X–XV веков. Исследователи выделяют среди них печати киевских митрополитов, именные епископские, архиепископские печати, печати владычных наместников, печати тысяцких, новгородских тиунов, монастырские печати. Самую многочисленную группу составляют княжеские печати.

С течением времени типовые особенности оформления княжеских булл менялись. На наиболее древнем типе княжеских печатей, сложившемся в X веке до принятия христианства, помещались изображения княжеской тамги — знака Рюриковичей и круговая надпись. С середины XI века на княжеских печатях на одной стороне помещали изображение христианского святого, имя которого носил владелец печати, на другой — строчная надпись на греческом языке или благопожелательная надпись «Господи, помоги рабу своему» (её могло и не быть) и далее указывалось христианское, а иногда и языческое имя князя.

С XII века утвердилась традиция изображать на княжеских печатях святых патронов самого князя и его отца, освящавших тем самым власть князя как власть, унаследованную от отца. Почти все печати с патрональным изображением двух святых принадлежали лицам, княжившим в Новгороде. Большинство этих булл там и найдено. Поэтому исследователи рассматривают их в связи с развитием государственных институтов власти именно в Новгороде [Древняя Русь. Город, замок, село. — М., 1985. С. 377–378].

Среди изученных булл выявлено несколько вариантов печатей того или иного князя. Так, отцу Александра Невского, Ярославу Всеволодовичу принадлежала печать, на обеих сторонах которой было сходное изображение святого в рост с копьём в правой и щитом в левой руке и надписи «Феодр» и «Димитри». Известно, что Ярослав в крещении был назван Феодором, а христианское имя Всеволода Юрьевича — Дмитрий. Затем Ярослав Всеволодович ввёл изображение Вседержителя вместо святого соименитого отцу.

В следующем варианте печати Ярослава изображение Святого Феодора в виде стоящего в статичной позе воина сменилось композицией «Святой Феодор копьём поражающий змия», в левой руке святого воина появился меч [Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. / В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков. — М., 1998. c. 64].

Именно этот сюжет использовал Александр Ярославич для обозначения своего отчества на большинстве известных печатей Александра Невского. В третьем томе книги «Актовые печати Древней Руси X–XV вв.» Янин В.Л. описал 90 булл Александра Ярославича. На 16 из них фигуры святых Александра и Феодора представлены в виде статично стоящих в полный рост воинов. На остальных — динамичные изображения скачущего всадника святого Александра и святого Феодора, поражающего змия. На печатях Александра святой Феодор поражающий чудище копьём, левой рукой держит не меч, (как на буллах Ярослава Всеволодовича), а поводья коня.

Печать Александра невского с изображением святого Александра
Печать Александра невского с изображением святого Александра

Необходимо обратить внимание на варианты лицевой стороны «конных печатей» Александра Невского. На 26 печатях изображение святого Александра на коне, с мечом в правой руке. На 44 — у всадника с мечом нет нимба, а на голове — корона. 4 буллы с изображением всадника с мечом, в том числе и наша печать. Янин В.Л. отмечает исключительную редкость и грубость исполнения последней разновидности [Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. / В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков. — М., 1998. c. 65].

Изображение на печатях несло важнейшую смысловую нагрузку. Как мы уже отмечали, изображение на буллах святых тезоименитых владельцу печати и его отцу означало имя и отчество князя, «утверждающего своей печатью документ», и подчеркивало идею божественного освящения княжеской власти, с одной стороны, и преемственности власти от отца к сыну — с другой. В появлении на печатях Ярослава Всеволодовича изображения Вседержителя вместо святого, соименитого отцу, Хорошкевич Анна Леонидовна видит уступку, сделанную князем новгородцам. Вседержитель (по единодушному мнению Янина В.Л. и Каштанова С.М.) — патрон Новгорода, и на печатях Ярослава Всеволодовича выступает в качестве общегородского символа, что свидетельствует об ограничении власти князя. Отказ от статуарного изображения святого патрона князя и замена его более сложной композицией «Чудо о змии» Хорошкевич А.Л. объясняет стремлением поднять престиж князя в противовес городу [Хорошкевич А.Л. Конные традиции Александра Невского и традиции средневековой сфрагистики // Князь Александр Невский и его эпоха. – СПб., 1995. с. 141].

Изображения Вседержителя нет ни на одном из типов печатей Александра Ярославича. Очевидно, он круто повернул от отцовской политики соглашения с городом к политике упрочения княжеской власти в Новгороде. Примечательно при этом, что Александр Ярославич изменил композицию изображения святого патрона отца «Чудо о змии». Включение в композицию коня соответствовало и лицевой стороне печати — изображению конного всадника. Небесные покровители и сына, и отца показаны на печатях Александра Невского воинами-конниками.

Александр Невский не был первым русским князем, кто использовал на печатях изображение святого патрона в виде всадника. На печатях двоюродного брата Александра Невского Всеволода Юрьевича, княжившего в Новгороде в 1222 и 1224 годах, изображён Георгий Победоносец на коне. А ещё ранее, в 1210–1218 годах, на печатях Мстислава Мстиславича Удатного использовалось изображение Святого Феодора на коне [Молчанов А.А. Предыстория московского герба. // Древнейшие государства Восточной Европы. — М.: Индрик, 2008. С. 459]. Многие историки именно Мстислава считают дедом Александра Невского по матери.

Но исследователи вслед за Яниным В.Л. полагают, что фигура коронованного всадника на печатях Александра носит светский характер [Джон Феннел. Кризис средневековой Руси: 1200–1304]. А в чём символика этого изображения?

Печать Александра Невского с изображением всадника с короной на голове
Печать Александра Невского с изображением всадника с короной на голове

Изображение всадника на печатях известно по всей Европе, начиная с XI века. Государи новых политических образований, возникших в результате феодального дробления, стремительно обзаводились символами собственной государственности. Одним из них стало изображение всадника, олицетворявшего и воинскую доблесть, и воинскую честь, и некоторую свободу владельцев печати. По мнению Хорошкевич А.Л., употребление конной печати Александром Невским подчёркивало его «ранговое» равенство с государями Европы [Хорошкевич А.Л. Конные традиции Александра Невского и традиции средневековой сфрагистики // Князь Александр Невский и его эпоха. – СПб., 1995. с. 145]. Всадник в короне — это уже не небесный покровитель владельца печати, а изображение самого князя, где Александр выглядит как государь-воитель.

К сожалению, у исследователей нет единого мнения, в какой период жизни Александр Невский использовал печати традиционного типа со статично стоящими святыми воинами-патронами. Янин В.Л. такие печати датирует первым княжением Александра Ярославича в Новгороде (1236–1240 годы), полагая, что скачущий всадник относится к 1241–1263 годам, так как в дальнейшем используется на печатях его сыновей [Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. / В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков. — М., 1998. c. 65]. Хорошкевич А.Л. напротив, считает, что печатями, обычными для начала XIII века, Александр Невский пользовался в последние годы своего княжения (1259–1263), называя этот период временем фактического подчинения Новгорода монголами [Хорошкевич А.Л. Конные традиции Александра Невского и традиции средневековой сфрагистики // Князь Александр Невский и его эпоха. – СПб., 1995. с. 143]. Но исследователи едины в том, что на протяжении большей части своего княжения Александр Невский пользовался «конными» печатями. Пытаясь осмыслить причины появления светского всадника на печатях Александра Невского, Хорошкевич отмечает, что для каждого человека средневековья имя Александр тесно связано со знаменитым Александром Македонским. Учитывая тот факт, что сегодня печатей с всадником в короне известно значительно больше, чем с изображением святого Александра на коне, можно полагать, что Александр Невский позиционировал себя как государь-воитель.