Сквер на ул. Александра Невского в 20-30 годы XX века (фото из фондов ГИХМК)
Сквер на ул. Александра Невского в 20-30 годы XX века
(фото из фондов ГИХМК)

Занимаясь исследованием родословной своей семьи, мне довелось работать в фондах Центрального архива Нижегородской области. Там мне в руки попало дело о постройке в Городце синематографа предпринимателем Оранжереевым В.Г. Очень часто за названиями архивных дел скрываются интересные подробности жизни обывателей далекие от названия, обозначенного на обложке дела. Так было и в этот раз. Но сначала всё-таки про синематограф.

Претендентов на устройство в Городце электро-театра в 1911–12 годах мне попалось трое: Мулюха А.Н., Плеханов И.А. и Оранжереев В.Г.

Лично-почётный гражданин и фотограф Андрей Николаевич Мулюха в своём заявлении губернатору пишет: «Имею честь просить Ваше Превосходительство открыть в селе Городец Нижегородской губернии по Купеческой улице собственном доме, постоянного синематографического театра, а так же и временных проездом театров по Нижегородской губернии с эфирокислородным освещением. Противопожарные предохранения мной будут приняты…» [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 20746]. Далее идут подробные описания помещения, в котором планируется открыть синематограф, его расположения относительно других построек и технического оборудования. К сожалению, по этим описаниям не удалось определить в каком именно доме на ул. Купеческой находилась мастерская известного городецкого фотографа, которую он планировал переделать под кино.

Вторым претендентом, подавшим прошение губернатору, стал городецкий крестьянин, проживавший в Нижнем Новгороде по Театральной площади в доме Щелкова Плеханов Иван Александрович. Он просил разрешения постановки кинематографа «в здании библиотеки-читальни с устройством нефтяного двигателя и динамо-машины» [Там же Д. 20741].

Не известно, какой ответ получил господин Плеханов, но в 1912 году по прошению приезжего предпринимателя Оранжереева Василия Георгиевича в библиотеке-читальне Народного дома (нынешний Досуговый центр «Метеор») был всё-таки размещён вошедший в то время в моду кинематограф [ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17310]. Площадь под электро-театр была взята предпринимателем в аренду.

В ноябре 1913 года в клубе случилось происшествие, которое даже попало на страницы «Волгаря». Содержателя кинематографа Оранжереева В.Е. (в разных документах у Оранжереева фигурируют разные инициалы В.Е. и В.Г., видимо отчества Егорович и Георгиевич употреблялись равноправно) с супругой обвиняли в мошенничестве. При учиненной приставом проверке, билетные книжки оказались без благотворительных марок [Газета «Волгарь» за 1914 год]. Подробно расписали это дело в газетной заметке, но кончилось оно оправданием предпринимателя и его супруги, правда, Оранжереева оштрафовали на 5 рублей за неисполнение требований полиции.

Это ли дело повлияло или что-то другое, но господин Оранжереев стал искать способ независимости своего предприятия и взял в аренду у Первого городецкого общества землю в районе улиц Большой и Малой Ворыхановских (речь идёт о месте, где сейчас стоит памятник «неизвестному солдату» [памятник частникам войны 1941–1945 годов — «ВП»]). Но и тут Оранжереева ждало разочарование, местные жители оказались против устройства близь их домов электро-театра. Именно это разбирательство и стало источником интересных подробностей жизни Городца в те годы. В заявлении в Балахнинский уездный съезд жители поясняют «…что на том месте Большой Варыхановской улицы, которое общество сдаёт Оранжерееву, устроен нами сад. Это только второй публичный сад в большом и многолюдном селе Городце и предназначен он преимущественно для детей, так как первый сад по Верхней набережной улице переполняется публикой…» [Здесь и далее курсивом выдержки из ЦАНО. Ф. 298. Оп. 65а. Д. 326]. Мнения членов общества разделились. Часть хотела сдать землю в аренду для постройки синематографа, другая часть (в основном жители прилегающих к участку домов) была против строительства, т.к. переживала за пожарную безопасность. В одном из своих объяснений в деле сельский староста пишет: «…существующий в настоящее время электро-театр находится в самом центре Купеческой улицы и рядом с деревянными домами, и то в пожарном отношении опасности не представляет, и никакого вреда для общественного здравия не заявлено. Театр этот разрешён начальством, стало быть допускается по закону и обязательным Земским правилам…». О каком электро-театре идёт речь? Может кроме синематографа в Народном доме был ещё один, на который просил разрешения Мулюха? К сожалению, этот момент выяснить пока не удалось.

И вновь в заявлении земскому начальнику инициативная группа пишет: «…Теперь мы решили дополнить наше прежнее ходатайство тем, что сад на вышеозначенной площади устраивается в ознаменование 300-летия Царствования дома Романовых и должен носить наименование «Алексеевский сад» в честь наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Заявляя об этом нашем общем желании, имеем честь покорнейше просить Ваше Высокородие сделать соответствующее представление подлежащему начальству для осуществления данного ходатайства. При этом присовокупляем, что содержание сада мы принимаем всецело на свой счёт, не вовлекая сельское общество ни в какие расходы в этом направлении…». Думается, что такое дополнение было сделано неспроста. У кого ж поднимется рука отобрать садик, носящий имя наследника престола цесаревича Алексея?! Кстати об этом ходатайстве не забыли сообщить в «Волгаре»: «Жители ул. Варыханиха возбудили ходатайство об ознаменовании 300-летия царствования дома Романовых, открытием на площади этой улицы детского сада, присвоив ему наименование “Алексеевский сад”, в честь наследника Цесаревича. Обязались содержать сад на свои средства» [Газета «Волгарь» за 1914 год]. Но дело осложнялось тем, что Оранжереев уже успел завезти кирпич для постройки здания. Так же нашлись свидетельства, что под садик землю жителям выделили давно, но те долго его не оборудовали, а лишь огородили забором, поэтому и решили его сдать в аренду Оранжерееву. На местном уровне дело так и не разрешилось, и было рекомендовано направить его в суд.

Судя по тому, что никакого каменного здания на этом месте нет, жители, ходатайствующие за садик, дело выиграли, а может и сам Оранжереев отказался от своих планов, т.к. вскоре началась Первая Мировая, и затевать новое предприятие оказалось нецелесообразным. Так или иначе, но синематограф остался в Народном доме. Вскоре после начала войны в «Волгаре» появилась заметка: «Администрация местного электро-театра устраивает ряд кинематографических сеансов, сбор с которых поступает на помощь раненым воинам. Кроме того, арендатор электро-театра г. Оранжереев отчислит с каждого платного входного билета в театр по 2 коп. для усиления средств такой организации помощи раненым» [Газета «Волгарь» за 1914 год].

Сквер на ул. Александра Невского в наши дни
Сквер на ул. Александра Невского в наши дни

А что же с «Алексеевским садом»? Сохранилась его фотография 1920–30-х годов. Думаю, на ней он не сильно изменился со времени его обустройства. В конце 1960-х годов там был установлен памятник «неизвестному солдату» [памятник участникам войны 1941–1945 годов — «ВП»]. Говорят, что история движется по спирали и события повторяются. Теперь жители близлежащих к «Алексеевскому саду» улиц ходатайствовали в администрацию об устройстве детской площадки на свободном месте сзади памятника. Вряд ли они знали рассказанную историю, но она повторилась. И вот сейчас детки с удовольствием играют в нарядном деревянном домике, катаются с горки, качаются на качелях, которые, кстати, собственноручно собирали их папы. Многое в нашей жизни зависит от личной инициативы. Жить в нашем городе будет удобно и уютно всем, если мы сами будем прилагать усилия к обустройству и поддержанию в нём порядка.

Выражаю благодарность Тонышеву С.В.
за помощь в сборе материалов для статьи