Городецкий краеведческий музей хранит в своих фондах историческую реликвию — старинную хоругвь «Богоматерь Смоленская и Вознесение». В конце 2003 года экспонат был отправлен на реставрацию в Москву. И вот он вернулся обратно в Городец.

Хоругви считаются знамёнами Христа, знамёнами церкви. Они были введены в IV веке святым равноапостольным императором Константином Великим, который заменил на воинских знамёнах римского орла крестом, а изображение императора  монограммой Христа. На хоругвях изображались Христос, Богородица, святые. Изготовлялись хоругви из материи, деревянного или железного листа, прикреплённого к древку. Их употребляли при церковных шествиях, крестных ходах. Хоругвями также называли в старину боевые знамена воинских подразделений.

Хоругвь «Богоматерь Смоленская и Вознесение», конец XVII века. Лицевая сторона: Богоматерь Одигитрия. Холст, масло. 100х84 см
Хоругвь
«Богоматерь Смоленская и Вознесение»,
конец XVII века.
Лицевая сторона:
Богоматерь Одигитрия.

Холст, масло. 100 х 84 см

Хоругвь с изображением Богоматери Одигитрии и Спаса поступила в Городецкий музей в 1949 году. По легенде, она принадлежала князю Дмитрию Пожарскому и сопровождала его в ополчении 1611–1612 гг. Вот уже более полувека древняя святыня — музейный экспонат ГРМ 105. До недавнего времени хоругвь экспонировалась в зале оружия, рядом с копией картины Маковского К.Е. «Воззвание Минина».

К сожалению, неизвестно, кем и при каких обстоятельствах хоругвь была передана в музей. Есть данные, что до революции подобная реликвия хранилась в коллекции известного городецкого собирателя старины купца Прянишникова Г.М. Не исключено, правда, что экспонат попал в музей непосредственно из имения князя Пожарского — из Пуреха. Это село Чкаловского района было когда-то пожаловано царем Михаилом Романовым князю Пожарскому за его подвиги в освобождении России от польских интервентов. В Спасо-Преображенском храме села Пуреха в своё время хранилось много исторических реликвий, переданных туда Дмитрием Михайловичем Пожарским и его сыном Иваном.

Как бы то ни было, хоругвь из собрания Городецкого музея считалась связанной с именем великого русского патриота. В книге поступлений в 1953 году о хоругви было написано: «Хоругвь 1611 года доставлена из имения Пожарского». Надо заметить, что до сегодняшнего времени известно только одно знамя Нижегородского ополчения — то, что принадлежало самому Пожарскому Д.М. и до 1827 года хранилось в храме села Пуреха, а ныне — в Оружейной палате Московского Кремля.

Хоругвь «Богоматерь Смоленская и Вознесение», конец XVII века. Обратная сторона: Вознесение Господне. Холст, масло. 100х84 см
Хоругвь
«Богоматерь Смоленская и Вознесение»,
конец XVII века.
Обратная сторона:
Вознесение Господне.

Холст, масло. 100 х 84 см

В Городецком музее святыня начала новую жизнь. Главной проблемой оказалась сохранность экспоната. Вот краткое описание, сделанное в музее ещё в 1953 году: «Хоругвь потемнела. Внизу порвана. Оформлена в деревянную раму. Сохранность плохая». Так получилось, что лишь спустя полвека после своего поступления хоругвь попала в руки реставраторов.

Реставрация экспонатов — больная тема для многих провинциальных музеев. Работа это и дорогая, и очень ответственная. К счастью, в последние годы наш город плодотворно сотрудничает с Российской Академией живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова (РАЖВиЗ). Познакомившись с Городцом несколько лет назад, москвичи были очарованы его красотой, его культурой. И они сами предложили отреставрировать коллекцию предметов живописи из фондов Городецкого музея.

В декабре 2003 года хоругвь была передана в Москву. И вот после кропотливой реставрации, проведенной дипломником РАЖВиЗ Заграфовой Т.С. под руководством профессора Сарыниной Н.А., она преобразилась. На ней стали четко читаться сюжеты, надписи. Хоругвь очистили от векового слоя копоти и пыли, покрывающий лицевую сторону, и теперь ей возвращён первоначальный колорит.

Искусствоведы определили, что по ряду характерных признаков хоругвь «Богоматерь Смоленская» и Вознесение» датируется концом XVII века. На той стороне хоругви, где изображена Божия Матерь, внизу сохранился фрагмент надписи текста с читаемой фразой: «Образ Богородицы 1611 году в память…» Как показали исследования специалистов, надпись эта поздняя, и написание букв соответствует письму XIX века.

Тем не менее, даже будучи списком конца XVII века, наша хоругвь является памятником истории всероссийского значения. Возможно, она — единственная копия с недошедшего до нас оригинала хоругви Нижегородского ополчения 1611 года. Будем надеяться, что дальнейшие искусствоведческие и архивные изыскания позволят раскрыть новые страницы в истории этой реликвий.