Феодоровская икона Божией Матери. Город Кострома
Феодоровская икона Божией Матери.
Город Кострома

Исторический очерк
о списке чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Список (копия) чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери — одна из главных святынь Городецкой земли. Сама древняя икона уже много веков находится в Костроме. До революции она хранилась в городском соборе Успения Пресвятой Богородицы, ныне — в Богоявленском женском монастыре. Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери был особо почитаем в Русской Православной Церкви как патрональная икона царствующего дома Романовых. Какова же историческая связь этой святыни с нашим городом?

Согласно бытовавшей в Костроме легенде, в XIII веке в Городце хранилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. После нашествия полчищ Батыя она чудесным образом перенеслась из разорённого города и оказалась в костромском лесу. Там икона явилась князю Василию во время охоты, с почестями была перенесена в городской храм Феодора Стратилата. По нему она получила название «Феодоровская» и навсегда осталась в Костроме. По преданию, узнав о спасении почитаемого образа Богородицы, список с него городчане перенесли из Костромы в свой город — в монастырь, также названный Феодоровским.

Древняя история городецкого образа и монасытря, где он находился, доподлинно неизвестны. Обитель возобновили в селе Городце в 1700 году. Феодоровская икона Божией Матери стала её главной святыней. Считается, что в 1830 году она спасла от эпидемии холеры город Балахну. В память об этом в дни Петровского поста балахнинцы проводились крестные ходы с этой иконой. Совершались они и в других местах — для поклонения икону возили на подворье монастыря в Нижний Новгород, по селениям Балахнинского и смежным с ним уездов.

Спустя десятиление после революции, в 1927 году Городецкий Фёдоровский монастырь закрыли. Не спасло обитель даже предание о смерти в ней 14 ноября (ст. стиля) 1263 года Александра Невского. К середине XX века колокольни монастыря, храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери и храм и во имя святого благоверного князя Александра Невского — всё было разрушено.

Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием (лицевая сторона). 1900 год. Дерево, масло. 105 х 130 см. ГИХМК. ГРМ 18 (до реставрации)
Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием (лицевая сторона). 1900 год.
Дерево, масло. 105 х 130 см. ГИХМК. ГРМ 18
(до реставрации)
Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием. ГИХМК (после реставрации)
Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием.
ГИХМК (после реставрации)

К счастью, один из монастырских списков Феодоровской иконы уцелел. В книгу поступлений музея он был записан в 1953 году под номером ГРМ 18. Обстоятельства его передачи в музей остались неизвестны. Искусствоведы датируют этот экспонат второй половиной XIX века. Икона довольно большого размера, двусторонняя. На лицевой стороне в среднике написан образ Богоматери с Младенцем, а в полях (клеймах) — сюжеты Сказания о Феодоровской иконе. Христос в золотых одеждах сидит на правой руке Богородицы, его правая ножка согнута и обнажена по колено. Спаситель прижимается к Матери щекой, а левой рукой обнимает её за шею. Изображение Богоматери с Младенцем обрамлено золотой рамой, окружённой по сторонам серафимами. В углах вписаны символы евангелистов: ангел, орёл, телец, лев.

В полях иконы располагаются 16 клейм с текстами, которые повествуют о чудесах, совершённых иконой в Костроме в XIII веке. Те, кто знаком со Сказанием, без труда узнают эти сюжеты: обретение иконы костромским князем Василием, чудесное спасение её во время пожаров в храме Феодора Стратилата, избавление Костромы от нашествия татар и другие.

Клеймо «Обретение иконы костромским князем Василием». ГИХМК. ГРМ 18
Клеймо «Обретение иконы костромским князем Василием».
ГИХМК. ГРМ 18

На оборотной стороне иконы написан Феодоровский монастырь. Под изображением надпись: «ВИД ФЕОДОРОВСКАГО ГОРОДЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщик села Лисьей Поляны, Васильскаго уезда Воскресенской вол. Вуколом М. Федоровским».

В правом верхнем углу сквозь красочный слой просматривается надпись: «СВ. ГЕОРГIЙ ВСЕВОЛОД». Это значит, что изображение монастыря является записью более раннего сюжета.

Став частью музейного фонда, икона была взята под охрану государства. Но в советское время в музеях можно было выставлять только произведения иконописи, признанные шедеврами древнерусского изобразительного искусства. Поэтому много лет список Феодоровской иконы находился в музейной экспозиции лишь как иллюстрация разрушенного монастыря. Икона демонстрировалась оборотной стороной — с общим видом Феодоровской обители и пояснительной этикеткой о том, что на этом месте в 1263 году умер Александр Невский. Лицевая сторона реликвии была повёрнута к стене и на долгое время оказалась недоступна для посетителей.

Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием (оборотная сторона). 1900 год. ГИХМК. ГРМ 18
Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием (оборотная сторона). 1900 год.
ГИХМК. ГРМ 18

В 1988 году икона заняла достойное место на выставке музея. Поначалу она экспонировалась среди археологических находок XII–XIV веков и казалась такой же древней. На очень тёмной иконе неясно проступали лики Богородицы и Христа, в клеймах видны были только крупные детали изображений. Наличие пояснительного текста лишь угадывалось. Прочитать его полностью было невозможно.

Шли годы. Страна стала отмечать не только день очередной конституции, но и знаменательные даты своей многовековой истории. Одной из них является 14 марта 1613 года. По преданию, в этот день в Костроме образом Феодоровской Божией Матери был благословлён на царство молодой Михаил Фёдорович Романов — первый царь новой монаршей династии. Смутное время закончилось. Отныне чудотворная костромская икона — патрональная святыня царствующего дома Романовых, а в церковном календаре 14 марта — наряду с 16 августа — день её празднования. Почти 400 лет православные христиане отмечали это событие благодарственным молебном перед иконой. В 1999 году молебны перед городецкой иконой возобновились, они прошли в одном из музейных залов. Позднее такие службы стали проводиться регулярно 27 марта (14 марта старого стиля). Сегодня богослужения перед Феодоровской иконой привлекают всё большее число людей, которые в течение года приходят в музей поклониться почитаемому образу.

Клеймо «Чудесное спасение иконы при пожаре храма Феодора Стратилата в Костроме». ГИХМК. ГРМ 18
Клеймо «Чудесное спасение иконы при пожаре храма Феодора Стратилата в Костроме».
ГИХМК. ГРМ 18

Быть может, почувствовав изменения в сознании городчан, стала меняться и икона. Ещё до её реставрации посетители заметили просветление образа Богородицы и Младенца. Некогда потемневшие рамки на иконах загорелись золотом. Проявились изображения в клеймах — вплоть до мельчайших деталей (крохотные кресты на куполах и бахрома на одежде священников). Стало возможным без труда прочесть весь текст, буквы словно засветились изнутри. Так происходило новое обретение иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Однажды верующие взяли почитаемый образ и в крестный ход по улицам Городца. Это было событием, повторившимся заново спустя почти целое столетие.

Музейная икона Божией Матери «Феодоровская» давно нуждалась в реставрации, и вот летом 2006 года этот долгожданный момент наступил. В течение двух недель над ней работали специалисты из Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (ректор Глазунов И.С.).

Икона прошла все этапы научной реставрации. В первую очередь было проведено местное укрепление левкаса и красочного слоя от дальнейшего разрушения. Затем шло подведение левкаса, удаление с иконы слоя потемневшей олифы и загрязнений. В пределах утрат художники провели тонирование: повреждённые фрагменты масляной живописи очень аккуратно и осторожно были поновлены акварелью Лёгкая акварельная краска выбрана специально — чтобы не записать авторское изображение и не превратить научную реставрацию иконы в её переписывание.

Над иконой кропотливо трудились студенты факультета реставрации РАЖВиЗ Ермакова Ю., Карпова Н., Борисенко А. и Носова Е. Руководил ими преподаватель Савидов И.А. Специалисты выяснили, что на лицевой стороне под слоем масляной живописи XIX века читается более раннее изображение Богородицы с Младенцем, написанное темперой. Неужели перед нами та самая икона, что была написана для Городецкого монастыря в момент его возобновления, в начале XVIII века, и считавшаяся его главной святыней?

Феодороровская икона Божией Матери со Сказанием в окладе и с пеленой внизу. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Фото начала XX века
Феодороровская икона Божией Матери со Сказанием в окладе и с пеленой внизу. Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
Фото начала XX века
Центральная часть Феодоровской иконы Божией Матери  в окладе. Фото Дмитриева М.П. 1894 год. Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области
Центральная часть Феодоровской иконы Божией Матери в окладе. Фото Дмитриева М.П. 1894 год.
Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

Феодоровская икона требует дальнейшего изучения. На взгляд специалистов, нераскрытое письмо обладает высоким художественным уровнем. С помощью рентгеноскопии, возможно, удастся проявить первоначальное изображение.

В сентябре 2009 года Феодоровский мужской монастырь в Городце был создан заново. Икона, хранившаяся в Городецком краеведческом музее, сыграла в этом свою особую, духовную роль. Накануне возобновления монастыря многие верующие надеялись, что почитаемый образ Богородицы вернётся туда из экспозиции музея. Однако по разным причинам этого не случилось. Тем не менее, Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием по-прежнему занимает почётное место на выставке музейных икон.

Каждый посетитель музея может видеть этот список чудотворного образа Пресвятой Богородицы — подлинную святыню Городецкой земли и уникальный памятник православной культуры.

В истории музейного списка Феодоровской иконы остаётся много неизученных вопросов. Один из них — это судьба оклада для иконы. Описаний его встретить пока не удалось, однако в интернете опубликован уникальный снимок Дмитриева Максима Петровича, датированный 1894 годом. Весьма вероятно, что этот оклад покрывал именно ту икону, что хранится ныне в Городецком краеведческом музее.

Примечательно, что фото Дмитриева М.П. — не единственное, запечатлевшее Феодоровую икону со Сказанием, украшенную богатым окладом. Репродукция второго подобного фотоснимка выставлена в экспозиции музея современного Городецкого монастыря. Автора и дату этого снимка предстоит выяснить.

Использованы фотографии
Лузина О., Мокровского М., Попова А.

Литература

• Бахарева Н.Н. Древняя Городецкая икона Богородицы: вопросы истории и иконографии // Городецкие чтения. Вып. 4. Городец, 2003. С. 111–125
• Бахарева Н.Н. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Фёдоровская» // V Городецкие чтения. Городец, 2004. С. 52–60
• Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь / Городецкая старина. Вып. 2. Городец, 1994
• Егорькова И.А. Александр Невский и Городецкий Фёдоровский монастырь: легенда и история // Городецкие чтения. Вып. 4. Городец, 2003. С. 56–62
История Феодоровскаго Городецкаго монастыря (Нижегородской губ.) СПб., 1913. Репринтное воспроизведение 2002 год
• Щеголева Е.В. Царица Небесная. Иконы Пресвятой Богородицы, молитвы, предания. М., 2003. С. 223–227
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери / Издание Костромской епархии Русской Православной Церкви (буклет)