1

Среди богатого собрания музеев Городца есть реликвии, имеющие особую историческую ценность. К числу их, безусловно, относится список иконы Феодоровской Божией Матери с чудесами образа. Это довольно большая двусторонняя икона (106 на 127 см). На её лицевой стороне — образ Богородицы с Христом и 16 клейм с чудесами древней Фёдоровской иконы в Костроме, на обороте — панорама Городецкой обители в начале XX века. Хотя очевидно происхождение иконы — Фёдоровский монастырь, закрытый в 1927 году, бытование и почитание этого списка в обители нам неизвестны. В истории иконы есть всего две даты. Первая — это авторская подпись на обороте: «Вид Фёдоровского Городецкого монастыря. Написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщиком села Лисьей Поляны Васильского уезда Воскресенской волости Вуколом Фёдоровским». Другая дата — 1953 год — время её записи в музейный фонд как экспоната ГРМ № 18.

список иконы Феодоровской Божией Матери с чудесами образа (оборот)

список иконы Феодоровской Божией Матери с чудесами образа
список иконы Феодоровской Божией Матери с чудесами образа

Скудость архивных данных, однако, нисколько не умаляет ценность иконы. В этой связи сразу же возникает вопрос — почему из всех реликвий монастыря в музей чудесным образом попала только она? Трудно сказать. Отчасти, ответ есть на самой иконе. На обороте её поверх живописной панорамы монастыря до сих пор крепко приклеена большая бумажная этикетка с надписью: «ФЁДОРОВСКИЙ ГОРОДЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, построен на месте древнего деревянного Фёдоровского монастыря, в котором в 1263 г. возвращаясь из Золотой Орды умер прославленный русский полководец князь Александр Невский».

Примечательно, что эта этикетка, приклеенная вопреки музейным правилам на саму икону как на школьное пособие, сама стала памятником истории. Судя по ней, в середине XX века, в послевоенную пору, городчане воспринимали эту икону прежде всего как иллюстрацию разрушенного монастыря, связанного с именем защитника Отечества — князя Александра Невского. Лицевая сторона иконы на долгие годы была обращена к стене и с годами сильно потемнела. Значение иконы как православной святыни оставалась скрыто. Тем не менее, в музее икона была спасена и спустя полвека начала в нём новую историю.

икона в зале археологии
икона в зале археологии

Очередной этап в восприятии современниками образа Фёдоровской Божией Матери начинается в перестроечные годы. По воспоминаниям сотрудников музея, в 1987 году после капитального ремонта и обновления экспозиции икона была выставлена в зале археологии лицевой стороной. Так впервые спустя полвека после богоборческих компаний городчане смогли увидеть образ Пресвятой Богородицы и Младенца. Разумеется, в те годы ещё не могло быть речи о показе иконы как православной святыни. Однако это было уже начало её возрождения. Общее состояние иконы было таким, что она казалась древним, потемневшим от времени памятником многовековой истории Городца. Потому икону экспонировали в зале археологии, рядом с древнерусскими находками.

2

Возрождение православия в 90-е годы сказалось и в работе музеев, призванных раскрыть подлинное, порой непростое значение хранимых реликвий. Со временем всем стало ясно, что музейный список Фёдоровской иконы — это не просто экспонат, это выдающийся памятник православной веры. Список с чудотворного образа заслуживал особого показа и особого к себе отношения. И они не замедлили сказаться. В конце 90-х годов Феодоровская икона вместо зала археологии была в центре экспозиции, посвящённой церковной жизни Городца XIX – начала XX веков.

Главным историческим событием в возрождении иконы как святыни стали ежегодные водосвятные молебны в стенах музея, первый прошёл 27 марта 1999 года. Молебен состоялся по доброй воле сотрудников музея, духовенства и верующих. Инициаторами его были директор музея Бровина Вера Викторовна и протоиерей Чугунов Владимир Аркадьевич, в те годы настоятель Николо-Погостинского храма.

В начале нового века Фёдоровская икона продолжила своё возрождение как почитаемая святыня. Не заметить это было трудно. На неё стали обращать внимание не только рядовые посетители музея, появились у иконы и свои паломники, ревнители веры из числа мирян и духовенства.

В августе 2004 года случилось важное и очень радостное для верующих событие — первый крестный ход с Феодоровской иконой по улицам Городца. Как и водосвятные молебны, он тоже стал ежегодным (устраивался до 2008 года).

Макет Городецкого монастыря. Автор Никифоров В.Н. 1990-е годы
Макет Городецкого монастыря.
Автор Никифоров В.Н.
1990-е годы

Со временем городчане всё громче стали говорить о желании возобновить если не сам Фёдоровского монастыря, то хотя бы одноимённую часовню. Разумеется, при этом все рассчитывали на сочувственное отношение музея. При обсуждении будущего Феодоровской иконы музейщики считали так: решение вопроса о передачи иконы в лоно церкви (например, в один из приходских храмов города) возможно, но вряд ли оно будет справедливым — в первую очередь стоит возродить Фёдоровскую обитель.

Говоря о передаче иконы церкви надо знать, что согласие музея необходимо, но его одного — увы — недостаточно. В музейном архиве сохранилась переписка о передаче Феодоровской иконы в часовню или монастырь. Первое письмо датируется декабрём 2005 года, последнее — 14 августа 2009-го. По закону о музейном фонде передача икон на хранение церкви требует сложного бюрократического согласования. В итоге нужно добиться соблюдения формальных, технических и прочих условий не только со стороны музея, районного отдела культуры, но также областного правительства и, наконец, Министерства культуры России. При этом законодательство последних лет усложняет эту процедуру всё больше и больше.

3

домовая часовня в музее
домовая часовня в музее

реставрация иконы
реставрация иконы

Очень важным для почитания Фёдоровской иконы как святыни стало устроение в начале 2006 года в одном из своих залов музея особой, домовой часовни. В неё из экспозиции была перенесена Феодоровская икона, рядом встали Тихвинская Божия Матерь, Спас Вседержитель, святой благоверный князь Александр Невский в схиме. Создание часовни при Краеведческом музее было инициативой протоиерея Чугунова В.А. — на тот момент благочинного Городецкого округа. Это было необычное, довольно смелое для музея решение, не все его поняли и приняли как должное. Но историческое значение его было велико. По договорённости с Городецким благочинием служба перед иконой Феодоровской Божией Матери в часовне стала проходить еженедельно. Во время работы музея при часовне находился служитель, который продавал свечи, православную литературу, принимал требы в Покровский храм.

Во время пребывания иконы в часовне, летом 2006 года она прошла первую научную реставрацию. В течение нескольких недель с иконой работали студенты и преподаватель из Академии Ильи Глазунова. С иконы был удалён слой потемневшей олифы и загрязнений, закреплён левкас и красочный слой, в пределах утрат проведено тонирование — повреждённые фрагменты масляной живописи очень аккуратно и осторожно поновлены акварелью. Реставрация и исследование иконы не закончены. На её обеих сторонах читается более раннее письмо (особенно на обороте), ждущее своего раскрытия в будущем.

Летом 2007 года по техническим причинам часовня была закрыта, но что очень важно — еженедельные молебны перед образом Феодоровской Божией Матери не прекратились. Икона заняла новое, не менее почётное место в зале икон — на выставке памятников православной культуры. Здесь она пребывала в течение ряда последующих лет. И каждое воскресенье перед нею шли молебны.

Справа — протоиерей Чугунов Владимир Аркадьевич
Справа — протоиерей Чугунов Владимир Аркадьевич

Стоит отметить, что решение вопроса о возобновлении Фёдоровской обители в Городце, продолжавшееся с конца 2006 по 2009 год, проходило на глазах музея и с его посильным участием. Феодоровская икона была тогда предметом всеобщего притяжения, символом духовного единства церкви и общества. Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай — в своих исторических визитах в Городец, приуроченных к «Александровским дням», дважды посещали Краеведческий музей.

Первый приезд полпреда Коновалова в Городец был 5 декабря 2006 года. В музее ему преподнесли икону святого Александра Невского, написанную мастерами нашей иконописной мастерской. Второй визит прошёл год спустя. 8 декабря 2007 года кроме Александра Коновалова и владыки Георгия гостем города был министр культуры России Александр Соколов. Высокая делегация посетила музей. Областное правительство презентовало здесь проект «Городец – XXI век». Владыка Георгий провёл службу перед иконой Феодоровской Божией Матери.

7 апреля 2008 года. Слева — владыка Георгий, третий справа — Александр Коновалов, слева от него — глава Городецкого района Александр Минеев
7 апреля 2008 года.
Слева — владыка Георгий,
третий справа — Александр Коновалов,
слева от него — глава Городецкого района Александр Минеев

Через неделю после этого визита — 14 декабря 2007 года — в администрации города прошли общественные слушания о возобновлении монастыря. Поскольку предстояло освободить больницу водников, вопрос обсуждался довольно горячо. От имени Городецкого музея выступила наша коллега, зам. директора по науке Коновалова Зинаида Сергеевна. Она подчеркнула историческое значение Фёдоровского монастыря и ту роль, которую играет в его возрождении музейная икона: «Последние годы икона Феодоровской Божией Матери не просто экспонат. Перед ней проходят молебны. У неё просят помощи и заступничества не только городчане, но и паломники из Нижнего Новгорода. Чудодейственную силу иконы чувствуют христиане, достигшие духовных высот. Хотя икона давно хранится в музее, только несколько лет назад город обрёл её как православную святыню. Случайно ли? Думаю, монастырь заслужил быть возрождённым, а икона Феодоровская Божия Матерь должна обрести свой дом».

7 апреля 2008 года на Благовещенье состоялась торжественная закладка Фёдоровского храма. Глубоко символичным стал факт присутствия на этом празднике Феодоровской иконы Божией Матери. Пребывание святыни на месте её родной обители, в исторический момент её восстановления — переоценить невозможно.

Феодоровская икона Божией Матери не переставая быть музейным экспонатом, стала символом единения исторических эпох Городца, вдохновительницей его возрождения, почитаемой православной святыней.

Сообщение на конференции в Феодоровском мужском монастыре
27 марта 2013 года