Содержание материала

Плакат «Мiровой пожаръ. Вторая Отечественная война»
Плакат
«Мiровой пожаръ. Вторая Отечественная война»

В Городецком краеведческом музее в 2014 году прошла выставка «Памяти героев Первой мировой». Значительную часть экспозиции составили предметы, представленные в музей частными лицами. Большую помощь музею оказал коллекционер Поляков Николай Фёдорович.

Интересны документы времён Первой мировой войны из фондов музея. В первую очередь это касается фотоснимков. К сожалению, многие из них имеют весьма скудные легенды. Порой о героях фотографий невозможно рассказать что-либо подробное, а некоторые не имеют даже подписи имён и фамилий. Тем не менее, в массе своей они дают наглядное представление о русской армии 1914–1917 годов.

Великая война

Плакат с картой Европы
Плакат с картой Европы

28 июля 2014 года исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны.

Россия в этой войне помогала православным балканским народам (сербам, черногорцам, грекам, румынам) в их борьбе против Турции, стремилась овладеть черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, освободить турецкую Армению.

Вопреки ожиданиям воюющих сторон война не стала молниеносной. В Европе началась война на истощение. Не имея технической возможности для прорыва фронта неприятеля, армии перешли к позиционной войне. Противники расстреливали друг друга из дальнобойных орудий и миномётов, поливали пулемётным огнём, бомбили с аэропланов, травили удушающими газами. Цветущие области Европы (особенно Бельгии и Восточной Франции) были изрыты окопами, изуродованы воронками от взрывов снарядов и бомб, оплетены рядами колючей проволоки, обильно политы кровью погибших. Под ружьё были поставлены миллионы солдат. В Англии призвали в армию 50% мужчин от 18 до 49 лет, во Франции — 79%, а в Германии — 81%.

Газета «Волгарь»: мобилизация

Публикации нижегородской газеты «Волгарь» в 1915 году
Публикации нижегородской газеты «Волгарь» в 1915 году

Россия вела боевые действия в основном на Западном фронте (Восточная Пруссия, Галиция, Польша, Прибалтика, Белоруссия). Война оказалась тяжёлым испытанием для армии и для народа. Общее число погибших русских солдат — около 1 млн 700 тысяч человек (во Франции — 1,3 млн человек, Англии — 700 тысяч, в Германии — 2, млн., Австро-Венгрии — 1,5 млн погибших). В 1917 году в России произошли сначала Февральская, потом Октябрьская революция, в итоге страна заключила сепаратный Брестский мир с Германией и бесславно закончила войну незадолго до победы стран Антанты 11 ноября 1918 года.

Название «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ» утвердилось в историографии с начала Второй мировой войны. До этого использовалось название «Великая война», в Российской империи её также называли «Большой войной», «Второй Отечественной», «Великой Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической».

Репродукции «детских» военных открыток
Репродукции «детских» военных открыток

Одним из экспонатов музейной выставки стала подборка репродукций военных открыток с «детской» темой. Основоположником особого стиля детской открытки стала Бём Елизавета Меркурьевна (в девичестве Эндаурова, 1843–1914) — известная русская художница, рисовальщица, силуэтист. Её работы приобрели популярность в России и Европе ещё в конце XIX века, вызвали немало подражаний.

Одним из авторов детских открыток был Табурин Владимир Алексеевич (ок. 1870–1954) — известный в прошлом петербуржский художник, книжный график и иллюстратор. В начале XX века он пробовал себя в создании рекламных плакатов, иллюстрировал произведения русских классиков, писал прозу. Особое место в творчестве Табурина заняли эскизы к открыткам, посвящённым Первой мировой войне, изданные фирмой Теодора Киббеля в Петрограде в 1916 году. Эти эскизы также сопровождались пословицами, а персонажами были стилизованные дети, с румяными, пухлыми личиками, слегка напоминающие кукольные. Такая стилизация не была какой-то исключительной особенностью творческой манеры Владимира Табурина — это была дань эпохе, точно так же рисовали войну другие русские художники, активно эксплуатировалась детская тема в пропагандистских целях художниками открыток из Германии, Англии, Франции и т.д.

Одна из открыток Табурина В.А. (репродукция)
Одна из открыток Табурина В.А. (репродукция)

Приём гротескного изображения глобальных исторических катаклизмов в виде «детской войны» таил в себе возможности для раскрытия всей нелепости бессмысленной человеческой бойни…, в то время как другие его работы в целом вписывались в рамки идеологической пропаганды доблести, великодушия и отваги русского солдата. Отношение к творчеству Табурина В.А. различных критиков нужно рассматривать в контексте противоборства различных художественных школ и умственных течений начала века. В целом высказывания по адресу творческой манеры художника от ироничных до отрицательных. Они обусловлены восприятием работ Табурина сквозь призму оценки работ художников журнала «Нива» как архаичных, нехудожественных, рутинных, рассчитанных на потребу невзыскательного обывателя. При этом Табурин упрекается не персонально, а коллективно, как имя нарицательное в совокупности с прочими «коммерческими» художниками. Насколько ценил Максим Горький Табурина-прозаика, настолько уничижительно отзывался о возможностях Табурина-иллюстратора детской книги.

Октябрьская революция коренным образом изменила взгляд на природу искусства, творческая манера Табурина в новое время казалась излишне слащавой, «буржуазной» и старомодной, таким образом, творчество художника оказалось прочно забытым.