Чкалов Валерий Павлович
Чкалов Валерий Павлович

Известно, что Чкалов мечтал сразиться с фашистскими асами в небе Испании. Прозорливые люди уже в то время прекрасно понимали, кто их будущий враг. Понимал и Чкалов, и не случайно хотелось ему испытать его любимый И-16 в настоящем бою. Но не довелось… Также не довелось великому лётчику лично участвовать в боях Великой Отечественной войны, но его огромная слава, его громкое имя работали на Победу. Целые эскадрильи Ла-5, одни из самых лучших истребителей времён Второй мировой войны, несли на фюзеляжах надпись «Валерий Чкалов». Эти истребители были сделаны на горьковском заводе на деньги горьковских колхозников и рабочих.

Фотография на память

В 1942 году колхозники колхоза «Красный маяк» внесли на строительство эскадрилий «Валерий Чкалов» 475 тысяч рублей личных сбережений. Сам Председатель колхоза Комиссаров Фёдор Васильевич со своей супругой Антониной Васильевной внесли 60 тысяч рублей.

А началось всё с призыва земляков Чкалова.

«Обсудив на собрании патриотический почин колхозников Тамбовской области, собравших 40 млн. рублей, мы решили подхватить их инициативу и организовать сбор средств на строительство авиаэскадрильи имени В.П. Чкалова. Для строительства эскадрильи мы в своём колхозе соберём 300 тысяч рублей и внесём их наличными. Мы призываем последовать нашему примеру всех колхозников и колхозниц, всех трудящихся Горьковской области. Сделаем всё, чтобы помочь Красной Армии разгромить ненавистного врага. Соберём и построим эскадрилью самолётов имени нашего земляка, патриота Родины В.П. Чкалова».

Это обращение чкаловских колхозников было опубликовано в газете «Горьковская коммуна» 11 декабря 1942 года и тут же нашло отклик. В сбор денег включились Арзамас и Павлово, Балахна и Ковернино, Выкса и Кулебаки… На победу жертвовали свои сбережения колхозники, рабочие, служащие — таких было многие тысячи. А 18 декабря была получена телеграмма Верховного Главнокомандующего:

«Прошу передать колхозникам и колхозницам Горьковской области, собравшим 60 млн. рублей в фонд Красной Армии для организации эскадрилий боевых самолётов “Валерий Чкалов”, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин»

Сбор средств продолжался.

И надо сказать, что жертвовали колхозники не от богатства — от скудости, отдавали последнее. И всё ради Победы. Наш земляк дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин в своей книге «Под нами Берлин», вспоминая 1945 год, когда он шёл от Балахны до Городца, пишет: «Этой дорогой я проходил два года назад. Тогда здесь работали женщины, ни одного мужчины. Везде женщины — за плугом, за бороной. Они в упряжке наравне с лошадьми, коровами, тракторами. Женщина в ярме — это было правдой, ужасной правдой военных лет. И колхоз “Победа” давал государству хлеба значительно больше, чем до войны.

Фронтовая жизнь, воздушные бои мне в тот момент показались куда более блёклыми, будничными, нежели труд этих русских женщин».

Бить врага по-чкаловски

Уже в январе 1943 года на фронте появились первые партии самолётов «Валерий Чкалов». Это были новые Ла-5, истребители конструктора С.А. Лавочкина, которые выпускались в Горьком на заводе № 21 имени Серго Орджоникидзе (ныне АО «Сокол»).

Одними из первых 17 истребителей получили первая и вторая эскадрильи четвёртого гвардейского истребительного авиаполка Краснознамённого Балтийского флота. 25 февраля 1943 года лётчики-балтийцы писали горьковчанам:

«…Самолёты эскадрильи “Валерий Чкалов” достались нам, лётчикам и техникам Н-ской гвардейской части. Наша часть с первых дней войны участвует в разгроме фашистских захватчиков… Широко известны имена наших лётчиков Героев Советского Союза А.К. Антоненко и П.А. Бринько. Они первыми открыли боевые счета и сбили 28 стервятников. Всего нашей частью уничтожено 234 самолёта…

Имя великого лётчика нашего времени В.П. Чкалова обязывает нас быть такими же как он. Вылетая в бой на самолётах, на борту которых написано “От колхозников и колхозниц Горьковской области”, мы чувствуем поддержку, и это воодушевляет нас на подвиги. Гвардейское спасибо вам, горьковчане!»

Кстати, на одном из горьковских истребителей Ла-5 «Валерий Чкалов» сражался прославленный ас советской авиации трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. За время войны он сделал 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта противника. Первый вражеский самолёт И.Н. Кожедуб сбил на Курской дуге 6 июля 1943 года, а два последних упали на улицы Берлина 17 апреля 1945 года. Вот как вспоминает сам Кожедуб о своём последнем бое: «Однажды я нашёл в войсковой библиотеке книгу о В.П. Чкалове. С увлечением читая её, я мысленно представил себе, как тренировался Чкалов, как он готовился к перелётам, изучая материальную часть. Я стал во всём подражать Чкалову, и книга о великом лётчике стала моей любимой настольной книгой. Во время боёв над Берлином я вылетел в паре с гвардии капитаном Титаренко на “охоту” в район города. Подлетаем к северной части Берлина. И вдруг я отчётливо вижу группу “Фокке-Вульфов-190” с бомбами. Соотношение сил было неравным: нас, “охотников”, двое, их — сорок. В одно мгновение я подумал, что бы сделал на моём месте Чкалов. И решил атаковать. Взять их дерзостью, чкаловской напористостью и умением — вертелось у меня в голове. И в этом бою я сбил две вражеские машины».

Конечно, были не только победы, но и поражения. Немало наших лётчиков погибло в яростных схватках. Но все тяготы, все потери тружеников тыла и воинов на фронтах оказались не напрасными, потому что была Победа.