Встреча В.П. Чкалова у городецкой пристани. 1937 год
Встреча В.П. Чкалова у городецкой пристани. 1937 год

Изо всех больших имён геройских,
Что известны нам наперечёт,
Как-то по-особому, по-свойски
Это имя называл народ.
Попросту – мы так его любили,
И для всех он был таким своим,
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним.

А. Твардовский

В Городце живут родственники и друзья нашего славного земляка, очевидцы знаменательной встречи с ним в 1937 году, дети тех, кто в военные годы вложил свою лепту в создание эскадрильи боевых самолётов «Валерий Чкалов». В архивах музея колхоза «Красный маяк» найдены подтверждения об участии в годы войны простых колхозников в создании эскадрильи «Валерий Чкалов».

В Городецком краеведческом музее хранится фотография «Встреча В.П. Чкалова у городецкой пристани». Летом 1937 года после легендарного беспересадочного перелета через Северный полюс в Америку Валерий Павлович долго отдыхал в родном Василёве. Проезжая мимо Городца на пароходе, он сошёл на берег. Встречать его собралось большое количество городчан. Был проведён митинг.

Об этой встрече рассказал городчанин Артемий Андреевич Калмин, дальний родственник В.П. Чкалова. Его воспоминания опубликовал в 1984 году краевед Н.М. Галочкин.

— Разрезая гладь Волги, к пристани подходил пароход, на котором ехал Чкалов, — вспоминал А.А. Калмин. — Торжественная встреча. Митинг, букеты цветов. Чкалов увидел меня с женой Верой Александровной. Подошёл к нам, поздоровался. У меня на руках сидела дочь Татьяна. Сидела и по-детски радовалась, держа в руках цветочки. Валерий Павлович взял девочку на руки, взял несколько цветочков, и все мы пошли на пароход, чтобы ехать в Василёво.

— Мы с женой, — продолжал Артемий Андреевич, — были несколько раз в Москве у Валерия Павловича. Он рассказывал своим друзьям и родственникам о своих полётах, как он вместе с Беляковым и Байдуковым совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Встречались мы и в Горьком у Софьи Павловны, родной сестры В.П.Чкалова. Она была замужем за братом моей жены. И каждый раз Валерий Павлович вёл себя очень просто, радушно, мы чувствовали себя очень легко и свободно в окружении его друзей. Таких людей, как Валерий Чкалов, простых и душевных, я мало знал, — заключил А.А. Калмин.

Конечно, встреча с легендарным летчиком, произошедшая на волжском берегу, оставила глубокий след в памяти многих городчан. Василий Михайлович Кузнецов, в то время подросток, а ныне пенсионер, рассказывает следующее:

— «Финлянчик», на котором прибыл Чкалов, был весь разукрашен разноцветными флажками. Валерия Павловича сопровождали жена Ольга и сын Игорь. На пристани их встречали руководители района, среди которых был заведующий РОНО Малиновкин (именно он передал в музей одну из фотографий, сделанных на митинге). После рукопожатий Чкалов и его семья проследовали на берег и поднялись на площадку кузова автомашины ЗИС-5 с откинутыми бортами, уткнувшейся носом в гору. К установленной на площадке трибуне подошёл Чкалов, и первое его слово «Товарищи!» было встречено аплодисментами громадной толпы, состоявшей из моих земляков всех возрастов — от дошколят до бородатых дедушек. Эта встреча была незабываемой.

Благодаря легендарному лётчику в поселке Василёво и в городе Городце были смонтированы деревянные парашютные вышки высотой 40 метров. На верхней площадке этой вышки была установлена выполненная из металлических уголков консольная горизонтальная стрела с роликом на конце. Через ролик на лебедку шёл трос, прикрепленный к уже раскрытому парашюту. Добровольца пристегивали ремнями к стропам парашюта, и он прыгал с вышки. У нас, пацанов, на этой вышке душа уходила в пятки.

15 декабря 1938 года наша учительница Анна Александровна Инсарская сообщила скорбную весть: лётчик-легенда Валерий Павлович Чкалов погиб при испытании нового самолета. Тогда я, конечно, не думал, что вновь встречусь с Чкаловым, уже не с человеком, а с фамилией на фюзеляже и крыльях самолета — легендарного «АНТ-25». Было это в военном 1942 году, когда я учился в ремесленном училище в Чкаловске. Нас, 120 ремесленников, срочно отправили на берег. К пристани была пришвартована баржа, на которой мы увидели крылья, фюзеляж и мотор самолета. Мы читали надписи «Виват Чкалову, Белякову, Байдукову!». Там были слова восхищения, написанные американцами. И мы не удержались, поставили свои автографы. Затем, разделенные на группы по 30 человек на одни сани, мы, словно бурлаки на Волге, потащили эти дорогие реликвии — сначала в гору, потом по мостовой в ангар музея Валерия Павловича Чкалова, а местные пацаны нам в этом помогали. Учась в ремесленном училище, я часто видел близких Чкалову людей — мать, жену, сына. Говорят, что лётчики не погибают — они не возвращаются из полета. Мы не должны забывать тех, кто прославил наше Отечество боевыми и трудовыми подвигами. Такие люди как Чкалов — наша гордость и слава, и пусть так будет всегда!

Безусловно, для многих поколений Чкалов был той жизненной вершиной, к которой следовало стремиться. Он обладал сложным характером, был суровым и открытым, целеустремленным и своенравным, но, может быть, это и помогло ему стать лучшим лётчиком планеты. Он умел работать и умел отдыхать. Свидетельств тому немало, и одно из них — сохранившиеся фотографии.