Соборный Троицко-Никольский храм, 1673 год. Разрушен в 1930-е годы. Макет Никифорова В.Н.
Соборный Троицко-Никольский храм.
Макет Никифорова В.Н.

Памятники архитектуры являются одним из главных компонентов историко-культурного наследия. Уже давно стало актуальным охранять не отдельные исторические и художественные памятники, а их комплексы. Предметом охраны и изучения старинной архитектуры также должен быть не отдельный объект (памятник), а весь архитектурно-природный ансамбль.

Это особенно касается небольших городов России. Они представляют особый интерес как памятники провинциальной городской архитектуры XIX — начала XX века. В них не много отдельных архитектурных шедевров, зато есть своя историко-культурная среда, состоящая из неповторимого сочетания архитектуры и окружающего ландшафта.

Историческая зона Городца
Историческая зона
Городца

Общая характеристика застройки исторической части города: планировка, архитектурные доминанты, районирование

Городец является одним из малых исторических городов Центральной России. Его особенностью является то, что, фактически став во второй половине XIX века богатым купеческим городом, он вплоть до революции формально считался волостным селом Балахнинского уезда. Потому его планировка и застройка более чем где бы то ни было в других малых городах (бывших уездных) вписана в естественную природную и социальную среду.

Одна из главных особенностей архитектуры Городца — отсутствие чётко выраженного городского центра. До революции, как правило, им становилась площадь с соборным храмом и общественными учреждениями (административными, учебными, торговыми рядами пр.), от которой веером расходились улицы. Регулярная перепланировка уездных и губернских городов началась в России в конце XVIII века во время правления Екатерины Второй. Этому в Городце препятствовали как сельский статус поселения, так и особенности топографического положения: город вытянут вдоль Волги с её обрывистым, изрезанным множествами оврагами коренным берегом.

В 1922 году Городец получил статус города. Но это решение поначалу почти не отразилось в его внешнем облике. Формирование современного городского центра и новых микрорайонов началось уже с середины XX века [3, c. 41]:

«Прелесть и своеобразие исторического города в том, что он создан не по единому замыслу, а развивается постепенно, словно вырастая наподобие живого организма. Особенно это проявляется в городах со сложным рельефом, к каким относится и Городец. Преобразования первой половины XIX века в области регулирования застройки не коснулись его… неудобицы оврагов и косогоров не позволяли создать регулярную сетку улиц и кварталов.

В облике центра Городца до сих пор явственно видно исторически сложившееся разделение на представительный, парадный «верх», формирующий панораму города с воды, и деловой, торговый «низ», выходящий непосредственно к речному берегу. (Эту характерную черту волжских городов можно видеть и в Нижнем Новгороде). Верхняя часть, ограниченная улицами Кирова, Новой, Александра Невского и Набережной Революции, очень компактна и однородна. Трассировка улиц здесь сохраняет элементы радиально-кольцевой структуры, восходящей к крепости XII века. Целостность среды этого участка, не расчленённого современными зданиями, являет собой весьма редкий для малых городов пример бережного отношения к историко-архитектурной среде»
Здание педколледжа, ул. Зафабричная, дом 6
Здание педколледжа.
ул. Зафабричная, дом 6


Богаделья Бугрова Н.А., ул. Зафабричная, дом 6
Богаделья Бугрова Н.А.
ул. Зафабричная, дом 6

В исторической зоне Городца можно выделить несколько частей:

1. Нижний базар со спускающимися к нему съездами (улицы Максима Горького, Орджоникидзе, Революции, Зафабричная, съезды Малый и Большой Кировский, Кооперативный, Почтовый, Осовиахимовский, Затонский и др.). Базар протянулся вдоль Волги. Его район очень плотно застроен зданиями торговых рядов, магазинов, гостиниц. Рядом — затон (современная судоверфь). Жилая застройка также очень плотная.

Особо выделяются большие двухэтажные особняки: здание бывшей почты на ул. Максима Горького, 68 — дом Скворцовых, на ул. Максима Горького, 118 — дом Шадрина П.И., на ул. Революции, 2 — дом Митюкова; на ул. Максима Горького, 133 — дом Малехонова; педколледж — здание бывшей старообрядческой богадельни, выстроенной на средства нижегородского купца-миллионера Бугрова Н.А. в начале XX века и другие. Они перемежаются небольшими каменно-деревянными домами или избами [3, c. 43]:

«Линейный характер этого торгового и делового района, вытянувшегося вдоль берега Волги, подчёркивают протяжённые здания лавок, лабазов, складов, поставленных вдоль улицы и местами образующие сплошной фронт застройки. Постройки здесь крупнее, суровее, монументальнее. Более масштабны и величественны, по сравнению с верхней частью, и построенные здесь в конце XIX века купеческие усадьбы»

Нужно заметить, что район Нижнего базара не слишком удобен для жилья, т.к. располагается возле самого берега Волги. Главная его проблема сегодня — это ветхость старого фонда, необходимость капитального благоустройства (устройство дренажа, подпорных стенок, мостовых и т.д.).

Большой Кировский (бывший Большой Троицкий) съезд. Спускается мимо Троицкой горы к улице Максима Горького (старому базару), 2007 год. Фото Мокровского М.С.
Большой Кировский (бывший Большой Троицкий) съезд.
Спускается мимо Троицкой горы к улице Максима Горького (старому базару)

Улица Максима Горького, 2007 год
Улица Максима Горького.
2007 год

2. Нагорная часть села. Состоит из трёх зон:

2.1. Район Верхнего базара — Фёдоровского монастыря — площади у Кольцова колодца. Сохранились остатки льняных амбаров у Единоверческой церкви. Рядовая купеческая и мещанская застройка, частично уничтоженная: улицы Якова Петрова, Фигнер, Маркса, Энгельса, Успенского, Куйбышева, а также площадь Пролетарская. Сюда же примыкают улицы, идущие с внешней стороны вала — Валовая, Новая — и вдоль ул. Кирова — ул. Профсоюзная, Московская. Во второй половине XX века эта зона стала новым центром города. На площади Пролетарской, улицах Колхозной и Петрова возникли два квартала «хрущёвской» и «брежневской» застройки: библиотека, комбинат быта, детский сад, аптека, магазины, ресторан, автостанция, котельная, баня, здание администрации, новый городской парк.

Слева — детсад, прямо — Сбербанк и храм Покрова, справа — администрация. Фото Мокровского М.С.
Слева — детсад, прямо — Сбербанк и храм Покрова, справа — администрация.
Улица Колхозная, 2005 год. Фото Мокровского М.С.
Улица Колхозная, 2005 год.
Мокровский М.С.

2.2. «Центр города». Северная часть старого городища. Район, ограниченный улицами Кирова, Набережной революции и Александра Невского. Это место наиболее удобно для жилой застройки. Здесь находятся дома самых богатых городчан. «Купеческая улица» (ул. Ленина) — дома Сотиных, Облаевых, Дерюгиных. Улица Рублёва — дом Паниных. Улица Набережная Революции («Край») — дома Лапшиной (ЦНПРиТ), Пугина-Корытникова (прокуратура), Ноздринского (РайПО). А также улицы Чапаева, МОПРа, переулок Рублёва. Сразу после революции здесь разместились городские и советские учреждения: здание ВЧК и РКПб (дома Дерюгиных, ул. Ленина, 13 и 17), Горсовет (дом Ноздринского — РайПО), городской парк (за зданием ЗАГСа) и каток (Церемоново болото), скверик Ленина. Район наиболее хорошо сохранился.

Станция скорой помощи — бывший дом купца Тряпкина (ул. Ленина, 2), 2003 год
Станция скорой помощи (ул. Ленина, 2), 2003 год.
Бывший дом купца Тряпкина

Улица Ленина, 2004 год. Бывшая Купеческая. Фото Мокровского М.С.
Улица Ленина, 2004 год.
Бывшая Купеческая

Южная часть древнего городища. В центре — школа № 1 и храм Михаила Архангела. 2005 год. Фото Мокровского М.С.
Южная часть древнего городища. В центре — школа № 1 и храм Михаила Архангела. 2005 год
Мокровский М.С.


Церковь Архангела Михаила. 2005 год Фото Скоробогатко К.
Церковь Архангела Михаила. 2005 год
Скоробогатко К.

2.3. Южная часть старого городища. От улицы Александра Невского в сторону Нижней Слободы. Улицы Азина, Фрунзе, Маслова, Загородная, Михеева, Ворожейкина, Свердлова, Щорса, Гагарина. Здесь довольно редкая «очаговая» застройка, порой с широкими улицами и большими огородами. Наиболее богатые дома стоят на набережной («Княжья гора» и «Штат»). Рассматриваемая часть города до революции была занята не только жилой, но и промышленная зоной — это механические заводы Кузнецова К.В. и Рязанова И.П. Дом заводчика Кузнецова Константина Васильевича (принадлежал затем Облаеву Александру Ивановичу) — это современный военкомат на ул. Свердлова, 15). В XX веке к заводу «Молот» (бывший Рязановых) прибавилось предприятие УПП ВОС на ул. Михеева. Рязаново болото — легендарное Святое озеро.

3. Нижняя Слобода — улицы Панфилова, Коминтерна, Набережная. Жилая и промышленная зона на берегу Волги. Раньше кожевенные заводы, лесозавод и верфь Дерюгиных. Теперь фабрика «Городецкая роспись» — предприятие и объект туристического показа.

Схема древнего Городца
Схема древнего Городца

План-схема Городца 1990-х годов
План-схема
Городца 1990-х годов

В целом для Городца характерна линейно-поперечная и естественная (привязанная к рельефу) планировка (районы Нижнего и Верхнего базара, район Слободы), а также радиально-кольцевая в черте старого городища.

Архитектурными доминантами Городца были храмы, стоявшие на высоком коренном берегу Волги и придававшие городу красивый, величественный вид с реки:

- Троицкий собор (1673 год) — стоял над базаром, на высокой «Троицкой» горе. Теперь здесь находятся сквер Ворожейкина А.В. и смотровая площадка. От собора сохранилась башенка церковной ограды, а на месте, где он когда-то стоял, в 2002 году была установлена мемориальная доска.

- Владимирская церковь (1688 год). Стояла на горе, возле которой был спуск в Нижнюю Слободу (с современной улицы Панфилова на улицу Коминтерна). Ныне разрушена.

- Единоверческая церковь (XIX век). Здание церкви сохранилось, но без колокольни и церковных глав — на ул. Петрова.

- На рубеже XIX – XX веков появилась ещё одна доминанта — многоярусная колокольня Фёдоровского монастыря. На дореволюционном фотоснимке указана её высота — 37 саженей (или 75 м). По данным Галая Ю.Г., колокольня была высотой 80 м, а автором её проекта был епархиальный архитектор Никитин А.К. Судя по архивным чертежам 1925 года, реальная высота этой колокольни была 50,6 метров, а вместе с венчающей её главой — 60 м.

Все эти храмы в настоящий момент либо разрушены, либо перестали быть доминантами, например, старообрядческий храм Успения на ул. Щорса (бывшая «Австрийская» церковь) теряется за постройками и деревьями [3, c. 41–42 и 43]:

«Главный высотный и смысловой ориентир Городца — ансамбль Никольской церкви и Троицкого собора, располагавшийся на бровке горы над Большим Кировским съездом, утрачен, также как и другие семь храмов и комплекс Фёдоровского монастыря, которые своими активными вертикалями формировали живописную, богатую панораму села со стороны Волги. В настоящее время в Городце сохранились церкви… Будучи памятниками архитектуры, они не являются определяющими для силуэта города, который в значительной мере утратил свою выразительность…

К сожалению, в результате сооружения Горьковского водохранилища и ГЭС было нарушено соотношение масштабов исторической застройки и водного пространства, а также визуальные связи с окружающим ландшафтом — важнейшая особенность русских исторических городов…

Тем не менее благодаря большому (около 40 метров) перепаду высот исторический центр не потерял живописности. Сверху вниз, к речному берегу, сбегают, следуя складкам рельефа, извилистые съезды, деревянные лестницы, через глубокие овраги перекинуты лёгкие пешеходные мостики»

Сохранившиеся церкви

церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, 1752 год
церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя, 1752 год
церковь Архистратига Божия Михаила, 1707 год
церковь Архистратига Божия Михаила, 1707 год

церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1824 год
церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1824 год

- церковь Михаила Архангела (1707 год). В традициях русского церковного строительства XVII века. Сохранился храм и трапезная. Шатровая колокольня отстроена заново.

- церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя (1752 год). Построена в стиле барокко — восьмерик на четверике. Шатровая колокольня восстановлена.

- Покрова Пресвятой Богородицы (1824 год, архитектор Ефимов И.Е.), была приписана к Троицкому собору как кладбищенская церковь. Службы шли дольше всех в Городце — до 1940 года. Каменные входные ворота на кладбище были разрушены в 1980-е годы. Покровская церковь отреставрирована.

- Древлеправославный храм Успения Пресвятой Богородицы (ул. Щорса).

Характеристика стилей исторической застройки

За исключением церквей, вся историческая застройка относится к первой трети XIX — началу XX века. В русской архитектуре в то время сменилось несколько стилей: классицизм, эклектика и модерн.

Классицизм — Покровская церковь (1824 год), а также практически вся самая старая каменная и деревянная застройка. Для этого стиля характерны строгие, симметричные пропорции, скромный декор, статичность, фронтальность (фасадность) восприятия здания. Достойный образец классицизма — особняк Сотина Осипа Корнильевича на ул. Купеческой. Он состоит из центрального здания (детская консультация) и двух флигелей, соединённых воротами.

В стиле классицизма построено также много небольших деревянных домов, относящихся к первой половине XIX века. Званцев М.П. пишет о них [1]:

«три-пять окошек по фасаду, наличники с открытыми ставнями, гладкие или с накладным обрамлением, а иногда даже канеллированные, пилястры с резными капителями, в некоторых случаях рустованные углы, а на фронтоне обязательное полукруглое чердачное окно с плоскими, разной длины лучами. Подобные дома попадаются и полутораэтажные с мезонином, с обязательным полукруглым оконцем на его фронтоне. Таких домов сохранилось ещё много в старых русских городах. Они чем-то похожи друг на друга. И всё же есть различия. Городецкие дома отличаются богато и благородно разработанными наличниками окон, которым бы полагалось иметь только простую обкладку да сандрик. Сандрик в этих домах превратился в довольно пышное украшение окна, состоящее из полочки, кронштейнов, её поддерживающих, и резного козырька. Вариантов таких «полуналичников» много…»

Вот некоторые примеры небольших классических деревянных домов в центре города: дома 7 и 9 по ул. Рублёва (второй с «итальянским» чердачным окном), дома №№ 19, 20 и 22 по ул. Чапаева, дом № 25 по ул. Александра Невского.

К классическим домам относится и дом управляющего городецким имением графов Паниных (ул. Рублёва, 15). Дом построен в 1845–1847 годы. Он состоял из трёх частей: центральной с мезонином и двух флигелей. Со временем второй флигель, находящийся ближе к Волге, был сращен с основным зданием. Другой флигель сохранился, между ним и основным зданием — ворота с резным навершием. Оно выполнено в технике глухой резьбы — изображён герб графов Паниных.

дом управляющего имением графов Паниных, ул. Рублёва, 15
дом управляющего имением графов Паниных, ул. Рублёва, 15
ворота с резным навершием
ворота с резным навершием

Навершие скопировано современными резчиками Соколовым С. и Галибиным В. с оригинала, хранящегося в музее. Интересно, что в навершии вырезаны весьма странные рыбы, похожие или на головастиков, или на китов. Оказывается, это дельфины: Панины считали себя выходцами из Италии, поэтому они и оказались в их фамильном гербе.

Прекрасным примером архитектуры классицизма является усадьба городецкого купца Сотина Осипа Корнильевича (ул. Ленина, 6 — главный дом, ул. Ленина, 8 10 — флигели) [4]:

На улице Купеческой (ныне Ленина), сформировавшейся в верхней части села неподалёку от соборного ансамбля и благоустроенной набережной, практически напротив друг друга расположены две крупные усадьбы — купцов-судовладельцев Сотина и Облаева. Обе усадьбы, богатые и презентабельные, не имели в своём составе дополнительных функций — торговых или производственных.

Отличительной чертой усадьбы Сотина (ул. Ленина, 6, 8, 10), построенной во второй половине XIX в., является значительная ширина уличного фронта (53 м), позволившая вынести на красную линию второй флигель и ворота. Фронтальная композиция усадьбы приобрела при этом классическую трёхчастность: двухэтажный главный дом, имеющий восемь световых осей по фасаду (7+1), фланкируется двумя флигелями и соединён с ними двумя каменными воротами. Однако при симметрии общего замысла, отдельные элементы композиции — правые и левые флигеля и ворота не тождественны друг другу, в чём проявляется уже влияние эклектики. Левый каменный одноэтажный флигель под двускатной кровлей имеет три одинаковых по ширине окна по уличному фасаду, правый — более широкое среднее окно, подчёркнутое волнообразной бровкой. (Левый флигель сохранил свой первоначальный вид; правый, очевидно позднее, был надстроен вторым деревянным этажом под четырёхскатной кровлей). Левые ворота дополнены двумя калитками, правые — декоративными кованными решётками.

Во внешнем облике главного дома ещё сохраняются черты уходящего классицизма — пологий треугольный фронтон с полукруглым окном, карниз с сухариками и профилированными тягами, прямоугольные оконные проёмы верхнего этажа с прямыми сандриками, поддерживаемыми изящными кронштейнами, обработка под руст стен в уровне нижнего этажа, имитация клинчатых перемычек с замковыми камнями над окнами нижнего этажа, имеющими простые наличники в виде рамки. Однако эти детали интерпретированы уже в присущих эклектике мелких дробных формах. Так, вертикальные ордерные элементы представлены каннелированными пилястрами в простенках окон верхнего этажа; место капителей занимают декоративные мотивы в виде розетки, вписанной в кольцо. Более широкие угловые пилястры украшены фигурными продольными филёнками, подобно деревянным домам этого периода. Главный дом и левые ворота оштукатурены. Колористическое решение — сочетание жёлтого фона стен и белых деталей — характерно для классицизма.

Если в облике главного дома запечатлены присущие архитектуре классицизма сдержанность и достоинство, то флигеля и ворота носят черты провинциальной эклектики. Оба флигеля и правые ворота не оштукатурены. Скромный декор флигелей составляют боковые пилястры, украшенные филёнками, и бровки над оконными проёмами с сегментными завершениями. Гораздо самобытнее ворота, в которых приметы классицизма — рустованные столбы, замковые камни — сочетаются с декоративными приёмами «кирпичного стиля» и криволинейными формами завершений, где присутствует влияние деревянного зодчества.

Усадьба Сотина — пример провинциальной эклектики с чертами классицизма. В настоящее время в  здании главного дома расположена детская поликлиника, оба флигеля приспособлены под жильё.

Отличительная особенность архитектуры малых городов Верхнего Поволжья — органичное включение деталей декора городских и помещичьих домов в систему украшения крестьянской избы, которая к середине XIX века приняла уже очертания дома классического типа. Наиболее своеобразный тип «классических» деревянных домов — крестьянские избы с так называемой глухой резьбой.

Возникновение глухой домовой резьбы было связано с переходом от прежней самцовой конструкции кровли к стропильной. Декоративные элементы глухой резьбы были частично заимствованы из классицизма, частично из корабельной рези и белокаменной резьбы древних владимиро-суздальских храмов. Глухой резьбой богато украшалась лобовая (фризовая) доска, карниз дома, ворота. Резчики использовали не только изображения мифологических рыб, зверей, птиц, но и мотивы классического орнамента (триглифы, розеты, вазоны, листья аканта и др.). Чердачные окна украшались т.н. «итальянским» наличником, по своему виду напоминающим фасад классического дома с треугольным фронтоном, лежащим на колоннах.

Дата вырезана буквами церковно-славянской азбуки: 1864 год. По краям даты — «сирины», а на углах — львы и «фараонки». Фото Скоробогатко К. 2005 год
Дата вырезана буквами церковно-славянской азбуки: «1864 год». По краям даты — сирины, на углах — львы и «фараонки».
Скоробогатко К. 2005 год

Городец был центром большого района распространения глухой резьбы. В городе сохранилось несколько таких домов. Наиболее интересен дом на ул. Новой, 57 — с датой 1859 года, птицами-сиринами и львами на лобовой доске. По туристическим путеводителям хорошо известен дом № 8 на Набережной Революции. В центре его лобовой доски рамка с датой из резных букв церковно-славянской азбуки (1864), которую держат птицы-сирины, по краям доски львы и русалки. К сожалению, не сохранилась до сего дня лобовая доска на доме № 45 по ул. Максима Горького — со львами и датой «1875». Фотографию доски можно увидеть теперь лишь в книжке Званцева М.П. «Заволжье» (с. 20). Дом № 45 по ул. Коминтерна в Нижней Слободе имеет лобовую доску с глухой резьбой: здесь только один растительный орнамент, а на концах доски надпись — 1848 года. Во Владимирской губернии и в северной части Нижегородского Поволжья (Балахнинском уезде) глухая домовая появляется в 1830-х годах. 1850–70-е годы — время её наивысшего расцвета, а с 1880-х годов начинается её постепенный упадок.

Наличник с моделированной прорезью. Дом на улице Рублёва. Фото Китаевой Д. 2005 год
Наличник с моделированной прорезью. Дом на улице Рублёва.
Наличник с пропильной резьбой. Дом на ул. Рублёва. Фото Китаевой Д. 2005 год
Наличник с пропильной резьбой. Дом на ул. Рублёва.
Китаева Д. 2005 год

Трудоёмкую долблёную резьбу сменяет более дешёвая моделированная прорезь, а её — простая пропильная резьба [3, c. 42–43]:

«Городец в полной мере демонстрирует отличительную черту русских исторических городов — сочетание в застройке камня и дерева. Здесь наблюдается широкая вариабельность — дома целиком деревянные, на каменном фундаменте или подклете, дома со вторым этажом из дерева, каменные дома с деревянными коридорными и лестничными пристройками. К кирпичному объёму дома № 3 по ул. Ленина пристроена деревянная входная часть. Вход акцентирован характерным для Городца полуциркульным навесом с полочками, опирающимися на чугунные столбики и украшенным замысловатым кружевом литья (кузнецовские крылечки — А.Е.). Фронтон уличного фасада пристройки имеет килевидную форму, его поле украшено резным «солнцем». По боковому фасаду сплошная лента окон с фигурными рамами и мелкой расстекловкой расчленена изящными ордерными колонками»
Наличники одного из домов на улице Калинина
Наличники одного из домов на улице Калинина

Ещё встречаются в Городце деревянные дома, наличники которых украшены нетрадиционным для него способом: их объёмные, немного массивные декоративные элементы совершенно не похожи на традиционную глухую резьбу. Примеры таких домов в центре Городца — ул. Московская, 36 и ул. Кирова, 126. По своему виду обрамления их окон более всего напоминают тёсаные из белого камня наличники барочных церквей и хором XVII–XVIII веков. Званцев М.П. пишет, что ареал распространения такой домовой резьбы в Нижегородской области лежит к северу от Городца — в районе Ковёрнина и Сокольского. Некоторые городецкие дома — не местного происхождения: так, дом № 126 по ул. Кирова перевезён из Ковернинского района.

Примерно с середины XIX века классическая архитектура сменяется эклектичной. Эклектика в архитектуре — это причудливое сочетание декоративных элементов оформления фасада разных эпох и стилей (ренессанса, барокко, готики, византийской, древнерусской, восточной архитектуры и т.д.). Распространение эклектики совпадает с бурным развитием капитализма и появлением нового богатого класса заказчиков — буржуазии. Пёстрая эклектика как нельзя лучше отвечала их вкусам. Яркие примеры эклектики в Городце — дом Малехоновых (ул. Максима Горького, 133), дом Митюковых (детсад на ул. Революции, 2), дом Дерюгина Петра Давыдовича (ул. Ленина, 13), дом Гришаева (редакция «Городецкого вестника»), дом на ул. Максима Горького, 80 и др. [3, c. 43]:

Усадьба Малехоновых (Лемеховых). Фото Годухина В.К.
Усадьба Малехоновых (Лемеховых).
Годухин В.К.


ул. Александра Невского, 22
ул. Александра Невского, 22

ул. Набережная Революции, 11
ул. Набережная Революции, 11
«Дом Малехонова выделяется своим крупным расчленённым объёмом, в котором доминирует угловая трёхэтажная часть с завершением в виде башенки. Это едва ли не единичный случай повышения этажности в застройке этого периода в Городце. Здание оштукатурено и украшено богатым лепным декором, вход акцентирован чугунным крыльцом с колонками»

Дом Митюкова богато и со вкусом украшен лепниной в псевдоренессансном или псевдобарочном стиле. Украшают фасад дома также кованые ворота. Такой дом скорее характерен не для села, а для большого города. Но есть в Городце и менее удачные образцы эклектики — например, известный «белый» дом с массивными колоннами у входа — ул. Александра Невского, 22.

Здание музея «Терем русского самовара» (Набережная Революции, 11) — другой яркий образец эклектики, а именно провинциальной деревянной архитектуры конца XIX — начала XX века. Его классический объём причудливо сочетается с богатым резным декором [1]:

«Дом приземист, этому впечатлению способствует очень низкая кровля и солидный мезонин, который как бы прижимает к земле здание. В плане вместе с коридорной пристройкой дом образует квадрат. Выглядит дом удивительно монументально. Он как бы вылит из одного куска дерева. Если дом прост и ясен по конструкции (два сруба), то его декор очень сложен и затейлив… Почти весь резной декор сосредоточен на основном объёме здания, мезонин украшен скромнее. Во всю длину фасада идёт пояс наличников, покрытых мелкой, накладкой, легко моделированной ажурной резьбой. Их изогнутые под углом очелья почти касаются своей вершиной фриза. Карниз поддерживают близко поставленные фигурные кронштейны, между которыми наложены резные виньетки. Подобный фриз с кронштейнами особенно полюбился в конце XIX века… Под окнами идёт равная по ширине фризу полоса в виде ширинок с накладной резьбой — это последний аккорд декора. На здании резко выделяются пилястры, они обильно покрыты резьбой. Очень пышно украшен фасад коридорной пристройки. Кроме двери буквально каждый его сантиметр украшен резьбой, а на верху, в закруглении крыши, помещено вычурное по резьбе «солнце»

В городе немало старинных каменно-деревянных домов с почти не выраженными стилистическими особенностями. Это типичные для провинциальной архитектуры XIX века двухэтажные дома, низ (цоколь) у которых кирпичный, с полужилым, часто сдаваемым в наём помещением, а верх — деревянный, с наличниками, украшенными резной гроздью винограда.

старинный каменно-деревянный дом
старинный каменно-деревянный дом

Порой первый этаж дома занят магазинчиком или мастерской, поэтому здесь могут быть врезаны двери или широкие окна, закрытые железными коваными ставнями. Пример таких домов: бывшая Гуняковская лавка, дом на улице Новой, 32 и др.

Дома с четырёхскатной кровлей встречаются нечасто. Это, как правило, одноэтажные, но довольно большие и богатые дома.

Несмотря на скромные размеры и ограниченный круг архитектурных элементов, многие старые деревянные дома всё равно индивидуальны, непохожи на стоящие рядом. Они имеют разную этажность (одну, двух, полутора, с мезонином), чердачные окна (полукруглые, «итальянские» или просто квадратные), число окон по фасаду, их пропорции и украшение (со ставнями или без них, с разными видами резьбы и орнаментом на наличниках), имеет художественное значение и внешний вид ворот, а также входной двери и крылечка [3, c. 43]:

«В решении ворот дома № 50 по ул. Горького ещё заметно влияние классицизма. Ворота фланкированы симметрично расположенными калитками с полуциркульными нишами над ними, обрамлёнными «лучами» разной длины. Створки ворот и калиток украшены восьмиугольными филёнками. Над широким профилированным карнизом возвышается резной ажурный аттик с круглыми точёными столбиками»
дымник

дымник
дымники

Цветовое оформление домов также индивидуально: стены большинства из них обшиты рейкой и выкрашены. Бывает, что хозяева не обшивают сруб, а просто красят его и таким образом подчёркивают собственное эстетические достоинство брёвен: горизонтально положенные в несколько рядов, с круглыми боками — они дают хорошую игру светотени и контрастируют с вертикально расположенными плоскостями резных наличников окон (ул. Рублёва, 7; ул. Чапаева, 10; ул. Московская, 14; ул. Кирова, 60 и 101). Иногда сруб остаётся совершенно чистым, и само по себе сочетание потемневшего от времени дерева с былыми, покрытыми ажурной резьбой наличниками выглядит довольно эффектно. Украшают дома и такие детали, как изготовленные из просечного железа дымники на печных трубах, вазоны на воротах, водосточные трубы, кованые крылечки с полукруглыми или плоскими козырьками, кованые решётки у палисадников и на воротах. В Городце сегодня изготавливает дымники единственный мастер — Шипков Арсений Яковлевич.

Прекрасный пример богатого городецкого деревянного дома конца XIX века — дом на ул. Максима Горького, 80.

История постройки большинства домов нам неизвестна. Но уже по внешнему виду о некоторых из них кое-что можно сказать. Так на двухэтажном каменном доме по ул. Максима Горького, 129 сохранилась рельефная надпись на фасаде: ДОМЪ КУЗНЕЦОВЫХ 1908 ГОДА. На флигеле дома № 6 по улице МОПРа красуются в круге рельефные литеры МСБ. Таким же образом на стене здания по ул. Революции, 2, над входом, выведены инициалы бывшего хозяина дома Ивана Митюкова — ИМ. Но чаще встречаются они на железных крылечках, например: ИШ (Иван Шумилов) — дом № 16 по ул. Ленина, ЛЖ («Леонтий Жуков») — дом на ул. Кирова; ПАО («Пётр Алексеевич Овчинников») — здание собеса на ул. Куйбышева; 1909 — дата на крылечке дома Гуняковых, стоящего на перекрёстке улиц Александра Невского и Чапаева, и т.д. На фасаде одного небольшого деревянного дома в Нижней Слободе (ул. Коминтерна, 57) прибиты две небольшие железные таблички, на которых чёрной масляной краской написано: 1892 ГОДА.

Ещё одна характерная для Городца деталь оформления фасада дома — это таблички страховых обществ. Ряд каменных и деревянных домов имеют на своём фасаде (на уровне окон второго этажа или под крышей) прибитые круглые железные таблички с надписью В ОБЩЕСТВЕ РОССIЯ ЗАСТРАХОВАНО (пл. Пролетарская, 40; ул. Кирова, 50; ул. Набережная Революции, дом напротив сквера Ворожейкина и др.). Дом № 11 на пл. Пролетарской, дома №№ 2 и 14 по ул. МОПРа имеют овальные таблички с надписью ТОВАРИЩЕСТВО САЛАМАНДРА и датой 1846. На улице Александра Невского дом № 19 имеет железную табличку страхового общества в форме гербового щита, с надписью РУССКОЕ СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО и датой 1867. Дом № 20, стоящий на противоположной стороне улицы, также имеет небольшой металлический медальон страхового общества. На фасаде дома № 1 по ул. Фрунзе прибита табличка: СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ВОЛГА. Наконец, на доме № 8 по ул. Набережной революции (этот дом известен своей глухой резьбой) есть круглая табличка с надписью ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ, а также пятиконечной звездой, серпом и молотом — очевидно, это уже советские годы. Мода на украшение крылечек инициалами сохраняется. Так, хозяин упомянутого дома № 8 по ул. Набережной революции недавно выстроил стилизованное под старину небольшое железное крылечко с буквами САВ — «Сергей Андреевич Волков».

Модерн — архитектурный стиль конца XIX — начала XX века. Им кончается череда «исторических стилей» и начинается переход к современной архитектуре. Модерн характеризуется асимметрией, живописностью, восприятием здания как скульптуры (всефасадностью), единством конструкции здания и его декором. В Городце модерн представлен примерно десятком домов, в т.ч.:

Досуговый центр «Метеор» на улице Кирова, дом 2
Досуговый центр «Метеор» на улице Кирова, дом 2

- ул. Кирова, 2 (всесословный клуб — ДЦ «Метеор»). Согласно архивной справке, здание построено в 1907 году по проекту нижегородского архитектора Домбровского Павла Антоновича, автора проекта Дома трудолюбия в Нижнем Новгороде на улице Варварской — ныне здание типографии;
- ул. Кирова, 1;
- ул. Ленина, 2 (дом Тряпкина С.Ф. — музей «Городецкий пряник»);
- ул. Ленина, 17 (дом Дерюгина Николая Давыдовича — ЗАГС);
- ул. Максима Горького, 118 (дом Шадрина П.И. — ДК «Судоверфи»);
- ул. Свердлова, 17 (бывший завод Кузнецова К.В. — школа № 1) и др.

Кафе в переулке Рублёва — стилизация под купеческую архитектуру старого Городца. Фото Мокровского М.С. 2005 год
Кафе в переулке Рублёва — стилизация под купеческую архитектуру старого Городца.
Мокровский М.С. 2005 год

В чистом виде модерн в Городце не проявился, видимо, в силу провинциальности и консерватизма местного купечества, значительная часть которого была старообрядцами. В свою очередь, модерн испытал влияние деревянной архитектуры. Декоративные элементы модерна в виде крылечек и дверей встречаются на домах, относящихся к классицизму или эклектике [2].

Бывает, что элементы модерна в Городце встречаются даже в домах середины XIX века — очевидно, позднейшие модные добавления. В основном это двери, иногда ворота. Например, Волков С.А., хозяин дома № 8 по ул. Набережной Революции, недавно выстроил огромные каменные ворота, железные двери к которым украшены в стиле модерн. Таким образом, развитие провинциальной архитектуры в Городце, сочетающей в себе самые разные стили, продолжается до сих пор.

Литература

1. Званцев М.П. Заволжье. М., 1972

2. Лисицына А.В. Влияние эпохи модерна на архитектуру исторической застройки Городца начала XX века // Городецкие Чтения–2002. С. 77–81

3. Лисицына А.В. Уникальность историко-архитектурной среды Городца на Волге // Нижегородский проект. № 2. 2002

4. Лисицына А.В. Купеческие усадьбы второй половины XIX — начала XX вв. в Городце // V Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 2004. С. 118–131

5. Петров И.П. Особенности формирования архитектурно-пространственной структуры села Городца // V Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 2004. С. 106–117