В Городце мастеровом и купеческом есть дом, связанный крепкими историческими узами с известнейшими фамилиями российской знати — Орловыми и Паниными.

Внешне панинский дом не поразит вас ни размерами, ни пышным декором — он гармонично строг и прост, но без него невозможно представить улицу Рублёва, лучшую улицу города. Как известно, сегодня здесь музей, филиал Городецкого краеведческого, и в нём идут реставрационные работы. О том, что уже удалось сделать и что предстоит, об истории здания мы беседуем с директором музея «Дом графини Паниной» Фроловой Т.В.

В музее «Дом графини Паниной»

— Тамара Вячеславовна, любой ремонт, даже ремонт в обычной квартире — удовольствие дорогое. Откуда взялись деньги на дом графини?

— Реставрация проходит на средства из федерального бюджета. Дело в том, что дом Паниной относится к памятникам архитектуры и градостроительства федерального значения, в Городце их всего четыре: кроме нашего здания, это дом Волкова (деревянный, с глухой резьбой, стоящий рядом с центром туризма), церковь Михаила Архангела и здание нынешнего музея пряника. В прошлом году нам дали два миллиона рублей, и мы сменили рамы и полы, а в этом году получили ещё три миллиона. На эти деньги произведена замена кровли. Кроме того, предстоит выкопать археологические шурфы — для того, чтобы посмотреть, в каком состоянии фундамент.

— Расскажите о тех, кто ведёт работы.

— Проект выполнила фирма «Старый Нижний», она осуществляет и авторский надзор. Сами реставрационные работы проводит фирма «Наследие» из Павлова. Плотники наши, городецкие, а кровельщики из «Наследия» — кстати, они заняты и на реконструкции Нижегородского кремля. В настоящее время работы завершаются, крыша покрыта железом зелёного цвета, установлены трубы и красивый дымник в городецком стиле.

Поменяли все стропильные конструкции, а рассыпанную по полу чердака пережжённую землю — на современный утеплитель (он пожароустойчив и значительно облегчает конструкцию).

— Долгие дожди, затем жара, опять ливни… Наверняка и плотникам, и кровельщикам, да и самим музейщикам пришлось нелегко…

— Не то слово. Все работы планировалось закончить к началу июля, но из-за погодных условий сроки продлились на целый месяц. Мы, музейщики, пережили подтопление во время ливня — тогда пришлось переносить экспонаты. А каково было работать на крыше кровельщикам и плотникам в тридцатиградусную жару!

— При реконструкции старых зданий нередко совершаются открытия и даже отыскиваются клады. Вы сказали, что планируется закладка археологических шурфов. Кто знает, а вдруг удастся найти бесценные семейные сокровища!

— Не думаю, что такое случится. Но, возможно, мы сумеем отыскать второй подвал — квадратной формы, сводчатый, с нишами. Он есть по документам, но, видно, где-то замурован.

В прошлом году панинскому дому исполнилось 160 лет — солидный возраст. Вообще деревянных дворянских усадеб в Нижегородской области, да и в России осталось мало. По мнению специалистов, наша находится в хорошей сохранности. Единственная серьёзная проблема — фундамент, но и он по документам выполнен из лиственницы, дерева очень крепкого.

С документами нам просто повезло: в феврале 1919 года в подвале здания бывшей гимназии (ныне заводоуправление судоремонтного завода) был найден богатейший архив Паниных — более 30 ящиков. Тогда собрали комиссию, в которую вошёл известный книгописец и изограф Иван Гаврилович Блинов — он тогда был директором Городецкого краеведческого музея. Остаётся загадкой, как архив богатой родовитой семьи, жившей в Санкт-Петербурге, принадлежавшей к высшим слоям общества (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на свадьбе последней владелицы дома Паниной Софьи Владимировны посажёным отцом был государь Александр III) оказался в Городце. В пяти ящиках, которые успели вскрыть, находились документы по зданию от начала его постройки. Приказчик отправлял господам подробный отчёт о состоянии усадьбы вплоть до мельчайших подробностей — например, какие стаканы были в столовом сервизе. Благодаря этому архиву мы знаем о расположении помещений, имеем описание мебели (её, правда, уже нет — после революции частично распродали, частично разворовали). Всеми этими документами активно пользуются реставраторы, которым не нужно, как это обычно бывает, тратить время на долгие изыскания (например, снимать слой за слоем краску со стен в поисках клочка старинных обоев). Мы не планировали создавать в доме графини мемориальный музей, однако экспозиция, рассказывающая об истории усадьбы, о семействе Орловых-Паниных с их родословным древом, у нас обязательно появится.

— Несмотря на проходящую реконструкцию, музей открыт для посетителей, работают его постоянные выставки. А что нового ожидает городчан и гостей города в будущем?

— Из ближайших планов — выставка работ члена Союза художников России Воробьёва Дмитрия Петровича и резчика Пименова Александра Ивановича. Есть ещё одна задумка — рассказать нашим посетителям о «культуре пития» в старом Городце, о местных трактирах и кабаках. Для этой выставки у нас есть интересные экспонаты: сюжетная роспись и резьба, старинные чарочки, фигурные бутылки и т.д. Есть и оригинальные рецепты напитков. Думается, эта тема близка русскому человеку, и выставка получится интересной.

2008 год