Игры наших дедов

Сборник народных игр, бытовавших в городецкой округе в начале–середине XX века. Ушедший век был переполнен политическими страстями, играл человеческими судьбами, с поразительной быстротой сменил многовековые устои быта… И, пожалуй, самым устойчивым к переменам оказались игры, только большинство из них несколько «помолодели», некоторые изменились. А потребность в игре у детей сегодня столь же велика, как и сто лет назад.

Возможностью познакомиться с играми наших бабушек и дедушек, ровесников первой мировой войны, революции 1917 года, мы обязаны ведущему краеведу Городецкого района, педагогу Климовой Лидии Андреевне. Почти 40 лет посвятила она сбору материала о бытовании земляков.

В сборнике представлены как сохранившиеся игры, так и ушедшие от нас безвозвратно: как и в которые играли по всей России, но характерные только для нашего региона. Сборник интересен краеведам, педагогам, воспитателям, мамам-папам, а также всем тем, кто не равнодушен к прошлому своего края.

Ямщикова О.Ф.


деревенька

«Каравай»

Любимая игра на день рождения. Ребята становятся в круг, внутри хоровода находится именинник. Взявшись за руки, гости идут по кругу с песней:

Как на [Танины] именины
Испекли мы каравай.

После этого останавливаются и поют:

Вот такой вышины!

На слове «такой», держась за руки, поднимают их высоко вверх. Затем продолжают:

Вот такой нижины!

При этом опускают руки и приседают на корточки. Далее встают и продолжают петь:

Вот такой ширины! (расширяя круг).
Вот такой ужины! (сужая круг).

Затем опять, расширяя круг, поют:

Каравай, каравай кого хочешь, выбирай!

Именинник (-ца) подходит к кому-либо и с поклоном отвечает:

Я люблю, признаться, всех,
а [Катюша] (имя выбранного) лучше всех.

Выводит её (его) в круг, игра продолжается.

«Бояре»

На площадке напротив друг друга выстраиваются две команды игроков в две цепи, взявшись за руки. Одна команда — «бояре-хозяева», другая — «бояре-гости».

Гости-бояре хором поют:

Бояре, а мы к вам пришли…

при этом подходят до середины площадки, потом отходят назад:

Молодые, а мы к вам пришли!

Затем вперёд выступают бояре-хозяева:

Бояре, вы зачем пришли?
Молодые, вы зачем пришли?!

Гости-бояре:

Бояре, мы невесту выбирать!
Молодые, мы невесту выбирать!

Хозяева-бояре:

Бояре, а какая вам мила?
Молодые, вам какая мила?!

Гости-бояре:

Бояре, нам вот эта мила (указывают на одну из девушек)!
Молодые, нам вот эта мила!

Хозяева-бояре:

Бояре, она дурочка у нас.
Молодые, она дурочка у нас.

Гости-бояре:

Ничего нам и такая нужна!
Молодые, нам такая нужна!

После этого один из бояр-гостей разбегается и врезается в цепь между боярами-хозяевами, пытаясь её «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чью руку удалось ему расцепить. Затем команды меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи не останется 2–3 человека.

«Ручеёк»

Если желающих играть много, то интересней становится всем — мальчикам и девочкам. Участники разбиваются на пары, берутся за руки и поднимают сцепленные руки над головой. Сомкнутые руки образуют коридор. Оставшийся без пары участник проходит по ручейку, внутри коридора, и выбирает себе пару. Новая пара пробирается по ручейку в голову «коридора», а свободный игрок проходит по «ручейку» и уводит того, кто ему больше нравится.

Лапта круговая (по-городецки)

Каждому играющему нужна бита-лапта и один на всех мяч. Лапта делалась с одного края расширенной и плоской, похожей на лопатку. Играли на улочке или зеленой площадке по 6–8 человек.

Чтобы выбрать водящего игрока, необходимо по очереди «чикать» мяч (подбрасывать его вверх лаптой, пока он не упадет на землю). Кто меньше всех «начеканит», становится водящим (без лапты), а победитель начинает игру из своего круга.

На ровной площадке каждый игрок чертит лаптой линию вокруг себя не сходя с места.

Игрок накатывает мяч на лапту, не дотрагиваясь до него руками. Подкинув мяч вверх, бьёт по нему, направляя мяч подальше.

Задача «водилы» — занять любой круг.

Правила:

- игроки могут зашвырнуть мяч из своего круга соседу (сделать пас);

- водящий, взяв мяч, стоит на месте, с мячом ходить нельзя;

- водящему надо попасть мячом в игрока, защитники стараются лаптой отбить мяч слёту;

- водящий имеет право занять опустевший круг;

- новому водиле запрещается бросать мяч в круг бывшего водящего, т.к. он считается «горячим»;

- водила имеет право ловить летящий мяч, если ему это удается, то игрок меняется местами с «водилой»;

- игрок имеет право перекинуть лапту в любой круг со словами: «Лапта не брошена!». Водящий должен накатить или бросить мяч в лежащую лапту. Если он попадёт в лапту, то меняется ролями с игроком данной лапты;

- если мяч упадет недалеко от круга, то игрок может закатить его к себе с помощью лапты и послать мяч лаптой.

«Козны»

В любом сельском дворе можно было найти кости коров, свиней, овец. Игроки отдавали предпочтение коровьим кознам (костям). Обычно брались обработанные берцовые кости. У каждого игрока — своя бита. Для игры требовалась площадка 30–70 метров.

На площадке проводился линия — «кон», где ставились «козны» в один ряд, или в два и три ряда, или гнёздами по 3 штуки, или в виде других фигур.

Очередность игры определялась по жребию, считалке, уговору или так: все бросают биты с одной черты. У кого бита дальше всех пролетела, тот бил первым.

Играющие по очереди бросали свои биты по кознам, соблюдая правила:

- козна считается сбитой если упала, задетая не считается сбитой;

- сбитые козны игрок забирает себе;

- когда на кону не останется ни одной козны, игра прекращается.

«Курюкулки», или «жмурки»

Играть можно в помещении и на улице. По считалке выбирают водящего — «жмурку». Становятся в кружок. Кто-нибудь поворачивает водящего с повязкой на глазах, чтобы он потерял ориентир. Затем все отходят потихоньку, а жмурка пытается поймать любого игрока. Он прислушивается, вертя головой и протягивая руки, идёт. Водящий всё слышит, но не видит. Он бросается во все стороны, растопырив руки. Каждый спасается от жмурки как может: кто-то всё время бегает и кричит, кто-то стоит тихо, иногда осторожно переходя на другое место, некоторые приседают под руками жмурки.

Смеяться и шутить можно, но нельзя забегать за границы площадки. Кто выбежит — тот и водит. Когда жмурка поймал игрока, все замолкают, а жмурка должен угадать имя пойманного, ощупывая его волосы, руки, одежду. Если водящий не угадал, водит снова.

Зачин игр: считалки и жеребьёвки

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры Происхождение считалок связано с древними формами гаданий, когда выпадение жребия кому-либо считалось волей судьбы. Потом считалка стала игрой и забавой.

В играх много юмора, шуток, задора, сопровождаются заманчивыми и любимыми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют неповторимый игровой фольклор.

Раз-два-три-четыре-пять
Вышел зайчик погулять
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.

Участники игры выбирают водящего по считалке:

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, портной.
Кто ты будешь такой? Говори поскорей —
Не задерживай добрых и честных людей.

Тот, на ком остановился счёт, говорит одно из слов: «царь», «царевич», «король», «королевич» или «портной». Считалка повторятся и останавливается на том, какое слово было названо — он водит.

В игре прятки водила считает до оговоренного числа, например, до 20, а другие в это время прячутся. Досчитав, водила громко оповещает:

Раз-два-три-четыре-пять
Я иду искать.
Кто не спрятался —
Я не виноват!

Зачины являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков и настроить их на выбор ведущего, водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность, скандирование считалок, предшествующих игре.

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

Я купил себе дуду, И по улице пойду. Громче дудочка дуди. Мы играем, ты уйди.

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушка просит пить. Выходи, тебе водить!..

Помимо считалок существуют и жеребьёвки, которые создают эмоциональный настрой и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда необходимо разделиться на команды. Например, встают в пару, подняв соединенные руки, образуют воротца. Остальные пробегают через эти воротца. Последнего они задерживают, опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой, Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кто выбран. Все делятся на две команды и начинается игра.

С помощью скороговорок делятся на команды.

Конь вороной
или хомут золотой?

Сено косить
или дрова рубить?

Коня ковать
или двор подметать?

Что возьмёшь:
Из речки ерша
или из лесу ежа?

Что возьмёшь:
Серую утку
или деревянную дудку?

Кого в игру пригласишь:
Хитрую лису
или Марь-красу?

Выбирай:
Ландыш душистый
или одуванчик пушистый?

Выбирай:
Колокольчик голубой
или желтый зверобой?

Чтобы определить водящего часто применяется жеребьёвка. Для этого используют палочки и камешки. Один из игроков прячет за спиной или в руке какой-нибудь предмет и говорит: «Кто вынет меченый жребий, тому и водить».

Прятки

«Палочка-выручалочка»

Игроки прячутся, а «водила», выбранный по считалке или жребию, стоит в условленном месте (у дерева, стены или забора) с закрытыми глазами и считает до оговоренного числа или произносит считалку. Счёт окончен, он открывает глаза. В руках у водилы палочка, которой он ударяет по забору, скамье или другому предмету, извещая всех о том, где будет лежать палочка. При этом он громко говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает, тот и води».

Оставив палочку на месте, он идёт искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею по скамье и называет имя найденного и место, где тот спрятался. Обнаруженные ребята выходят и стоят недалеко от палочки-выручалочки.

Затем, положив палочку на место, он идет искать других, но сам боится отойти далеко от палочки, так как кто-нибудь из спрятавшихся может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня». После этого все, кто был найден, должны спрятаться по новой, а водящий опять их искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков не найденных им, бежит к палочке, «водила» стараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем её схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.

Правила:

- водящий не имеет права подглядывать, когда все прячутся;

- если водила не угадал спрятавшегося игрока, игрок не выходит из укрытия;

- водила должен отходить от палочки, активно искать, а не стоять на месте и ждать, пока кто-нибудь из игроков не обнаружит себя.

«12 палочек»

Это усложненный вид пряток. Нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камешек или толстую палку, чтобы один конец доски на земле лежал, куда кладут 12 палочек. Кто-нибудь из игроков или «водила» ударяют по свободному концу дощечки и палочки разлетаются во все стороны. Водила их собирает, остальные игроки в это время прячутся. Палочки собраны и уложены на дощечку. Водила идет искать спрятавшихся игроков, боясь отойти далеко, т.к. кто-нибудь может выбежать к дощечке и ударить ногой по ней, говоря при этом:

12 палочек летят
Всему миру говорят:
«Наш водила тароват,
И не видит он ребят».

Палочки разлетаются и водила их собирает. Потом опять ищет. Если он находит кого-нибудь из играющих, тогда водила подбегает к дощечке и топает по ней, называя имя найденного, а потом сам бежит прятаться…

«Сардинки»

Один человек незаметно от других прячется. Остальные его ищут. Тот, кто найдёт его первым, тот прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется третий. Прячутся они вместе. И так по одному все остальные присоединяются. Прячутся все вместе, прижавшись плотно друг к другу (как сардинки в банке). Один оставшийся игрок считается проигравшим. Игра возобновляется и проигравший становится «сардинкой», к которому присоединяются постепенно все в ходе дальнейшей игры.