Хохлома из села Сёмино

Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нём начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши и ложки. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золочёные чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты… Тогда, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им своё умение, передал секрет «золотой» посуды, отдал краски, кисти, а сам исчез… Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие — на берегу Узолы.

Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приёмами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.

В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома — это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.

Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров.

О произведениях промысла ранее середины ХIХ века имеются отрывочные сведения, сохранившиеся в архивных документах, в устных преданиях.

Мнения большинства исследователей сходятся на том, что временем рождения хохломы с её оригинальной технологией и орнаментальным строем следует считать конец XVII века. Деревянную посуду вырезали из местных пород деревьев — чаще всего липы, изготовляя большие и малые чаши, блюда, ковши. Для прочности и придания блеска такую резную посуду покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Этот древний способ обработки деревянных изделий был широко распространён по всей Руси.

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные ещё в XVII–XVIII столетиях, однако достижения современной техники и технологии позволили применить некоторые новые материалы и приёмы. В основном этот процесс сводится к следующему. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — так называемого «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом, далее идёт лужение серебром, оловом или алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесённая роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают «закалке» или горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужи. Таким образом на оригинальный стиль хохломы повлияли три фактора: навыки мастеров, орнаментальная культура Древней Руси и своеобразная технология производства изделий. Этот третий фактор во многом определил колорит «золотой хохломы» — сочетание золота с киноварью и чёрным цветом.

Основу промысла составляют два художественных очага. На родине хохломы, в районе исторического формирования её искусства, расположена фабрика «Хохломский художник» с цехами в селе Семине Ковернинского района и филиалами в сёлах Новопокровском и Кулигине. Здесь работают художники, воспитанные в семьях потомственных мастеров, проживавших в 33 деревнях, хранивших в течение 300 лет культуру хохломы. Это представители старых хохломских династий — Красильниковых, Подоговых, Бединых, Серовых, Смирновых, Кудряшовых, Веселовых и многие другие. В самом буквальном смысле слова — это живая традиция, это учение у отцов и дедов.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало — свобода мазка, сочность цветового пятна.

В городе Семёнове находится второй очаг хохломы — производственно-творческое объединение «Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.