Из книги:
Личность и общество: сборник докладов Всероссийской научной конференции «Добролюбовские чтения-2009» / под ред. В.М. Строгецкого. — Н.Новгород, 2010. — С. 46-53.


Усадьба Лемехова, 2006 год

В бывших торгово-промышленных сёлах Нижегородской области среди достаточно однородной застройки конца XIX – начала ХХ века встречаются уникальные комплексы зданий, которые могли бы украсить любой губернский город. Обычно это купеческие усадьбы или особняки (дворяне в подобных поселениях не проживали).

С середины XIX века провинциальная архитектура повсеместно ориентировалась на столичные образцы в стремлении следовать в общем русле «высокого» стилевого зодчества. При заимствовании модных форм и приёмов архитектуры больших городов происходило их преломление сквозь призму местных строительных традиций; в результате даже в сёлах порой возникали постройки, обладающие неповторимым обликом и яркой региональной спецификой.

К концу XIX века Городец был крупным торгово-промышленными селом Нижегородской губернии, обладал уникальным архитектурно-художественным обликом. Село Городец Балахнинского уезда было важной волжской пристанью, центром торговли хлебом, судостроения и деревообработки.

Усадьба Лемехова обладает объёмной композицией главного дома с развитым силуэтом и повышенным угловым объёмом — своеобразной башней. Усадьба отличается пышностью декоративного убранства с использованием лепных деталей (барельефных и объёмных), художественной ковки и литья. Комплекс сооружался когда в провинциальной архитектуре продолжалось господство эклектики (усадьба построена в 1892 году).

Усадьба Лемехова, 2006 год
Усадьба Лемехова А.Г. в 2006 году

Усадьба старообрядца Лемехова Афанасия Гурьевича (ул. Максима Горького, 133) построена в северной части Городца, в деревне Нижняя Коротайка (в то время Городец состоял из отдельных слобод и деревень, не всегда связанных друг с другом), неподалёку от Спасского озера. Главной осью этой территории была улица Большая, проложенная с севера на юг вдоль нижней надпойменной террасы Волги. Усадьба заняла рядовое место в застройке улицы, сформировавшейся в основном во второй половине XIX века. Главным фасадом комплекс ориентирован на восток, в противоположную реке сторону; постройка располагается вдоль красной линии без отступов. Место здесь низинное и топкое, так что при строительстве пришлось укладывать камень и валуны под основания будущих зданий. Рядовое расположение усадьбы обусловило особенности её визуального восприятия: комплекс можно видеть лишь при движении вдоль улицы (небольшая ширина улицы затрудняет фронтальное восприятие), причём для обозрения доступен только главный фасад. Важным обстоятельством является визуальная связь усадьбы Лемехова А.Г. с основной вертикалью этой части Городца — Спасской церковью, расположенной практически напротив выше по рельефу, а также с двумя другими крупными усадьбами — усадьбой купца Шадрина П.И. (ул. Максима Горького, 118) и усадьбой купца Митюкова И.М. (ул. Революции, 3).

Прямоугольный вытянутый земельный участок усадьбы (37 х 85 м) расположен перпендикулярно улице. Узость уличного фронта обусловила развитие построек вглубь участка. На красную линию выходят лишь главный дом и флигель (оба — двухэтажные каменные, размеры дома — 14 х 14 м, флигеля — 5 х 8,5 м), соединённые каменными воротами (деревянный переход по второму этажу между домом и флигелем построен в советское время.). Вместе с каменными и деревянными надворными постройками они образуют узкий П-образный контур с вытянутым двором, раскрытым в сторону Спасского озера.

Застройка Городца полицентрична, разнообразна по плотности и масштабу зданий. Здесь есть кварталы сплошной каменной застройки и разреженные порядки деревянных домов. Особенностью усадьбы Лемехова был небольшой сад с южной стороны от главного дома.

Как отмечает видный искусствовед Кириченко Е.И. [Градостроительство России середины XIX – начала ХХ века. Книга вторая. Под общей редакцией Е.И. Кириченко. — М., Прогресс-Традиция, 2003. — С. 143] для эволюции российской усадьбы во второй половине XIX века было характерно появление новых функций (торговой, складской, производственной и других), дополняющих основные — жилую и хозяйственную. Эта особенность, имевшая место как в загородных поместьях, так и в городах, особенно ярко проявилась в торгово-промышленных сёлах в силу специфики их экономического и хозяйственного уклада. Представленные в усадьбе функции были продиктованы родом деятельности владельца и образом жизни его семьи.

Лемехов А.Г., выходец из крестьян деревни Житухино, занимался распространённым в Городце промыслом — пряничным делом. В нижнем этаже уличного флигеля находилась торговая лавка, в которую имелся вход прямо с улицы; сзади к флигелю примыкали службы (возможно, склады и пекарня). Накануне Первой мировой войны усадьба перешла во владение торговца зерном и хлебом Малехонова Алексея Дмитриевича из деревни Бебрюхово; его сын (?), Малехонов Лев Алексеевич, продолжая дело отца, в то же время вёл в Нижнем Новгороде и в Москве книжную торговлю [Нестеров И.В. Городецкие купцы Малехоновы — книготорговцы и коллекционеры // Нижегородский предприниматель. — С. 22]. В связи с этим на территории усадьбы появилась старообрядческая печатня, располагавшаяся, вероятно в протяжённом производственном корпусе, построенном вдоль северной границы участка.

Усадьба Лемехова, 2006 год

Усадьба Лемехова, 2006

Усадьба Лемехова, 2006 г.
Усадьба Лемехова А.Г. в 2006 году

В композиции уличного фасада усадьба сохраняют традиционную для Нижегородской губернии трёхчастную структуру — главный дом и флигель, объединённые каменными воротами; но если ворота и флигель имеют симметричное решение, то фасад главного дома асимметричен. Выступающая трёхэтажная часть со сложным двухъярусным завершением акцентирует внешний угол дома; с другого фланга фасад уравновешивает лёгкий боковой ризалит, увенчанный фигурным аттиком. Тем самым уличный фасад дома расчленён на три неравные части.

Силуэтным акцентом усадьбы является квадратный в плане трёхэтажный объём, вызывающий ассоциации с башней. В жилой застройке торгово-промышленных сёл случаи подобного повышения этажности в то время были единичны. Форма венчающей части «башни» — скошенные углы, щипцовые завершения фасадных плоскостей, оттенённые рядами «свисающих» прямоугольных фестонов, двухъярусная кровля.

В стилистическом отношении комплекс является яркими образцом поздней эклектики, в которой, по замечанию Кириченко Е.И., «особо очевидным становится отождествление красивого с богато украшенным». Усадьба насыщена декоративным убранством, однако демонстрирует обращение к различным историческим аналогам.

В облике усадьбы Лемехова А.Г. — образце «академической» эклектики — интерпретируются формы общеевропейских стилей (ренессанса, барокко, классицизма). Оштукатуренные уличные фасады главного дома и флигеля украшает изысканная лепнина в сочетании с несколько массивными деталями — рустованными пилястрами, фризом с частым рядом кронштейнов, профилированными межэтажными поясами. Окна второго этажа дома с сегментными перемычками дополнены треугольными сандриками с богатым растительным орнаментом в тимпанах. Окна третьего этажа имеют особую форму с полуциркульными завершениями и развитыми обрамлениями; так же оформлены окна верхнего этажа флигеля. Внимание привлекают небольшие маскароны в круглых розетках, размещённых в венчающих частях «башни» и флигеля. Они изображают голову девушки с гладко зачёсанными волосами. Отдельные лепные детали — украшения в виде рокайля на пилястрах, замковые камни в форме изящных завитков над окнами первого этажа, морские раковины в обрамлении волют над окнами второго этажа — придают усадьбе налёт «барочности». Изначально фасады были окрашены в два цвета — голубой и белый, причём некоторые детали были позолочены. По устному свидетельству Горяченко С.Л., правнучки хозяина дома, окна украшали цветные витражи.

Надворные постройки решены утилитарно и стилистически не связаны с главными зданиями, в которых присутствует свойственное эклектике ранжирование «уличных» и «дворовых» фасадов.

Важным элементом облика усадьбы являются кирпичные ограды и ворота, оформляющие главный въезд во двор и визуально объединяющие между собой отдельные здания. Сегментная арка ворот с глухими створами фланкирована двумя узкими калитками (приём, характерный для Городца). Верхняя часть ворот украшена направленными навстречу друг другу завитками волют и овальным медальоном в окружении цветочных гирлянд. Над калитками имеются декоративные литые решётки.

Во внешнем убранстве усадьбы нашли применение художественные металлические элементы местного производства. Парадный вход усадьбы акцентирован литым чугунным навесом полуциркульной формы, опирающимся на фигурные столбики. По осям передней и боковых частей навеса имеются высокие гребни-акротерии. Под ними расположены изображения голубя с виноградной гроздью в клюве (сохранилось менее десяти подобных навесов, выполненных в 1880–1890 годы на местном механическом заводе купца Кузнецова К.В.).

Главный вход дома Лемехова размещён по крайней правой оси уличного фасада и непосредственно связан с парадной лестницей, ведущей сразу на второй этаж. На первый этаж можно попасть через боковую привратную калитку и холодный коридор (аналог сеней). Планировка первого и второго этажей идентична: помещения сгруппированы вокруг коридора, расположенного перпендикулярно лестнице. К главному (восточному) и боковому (южному) фасадам примыкают парадные комнаты, а со стороны двора находятся спальни, хозяйственные помещения и чёрная лестница. Помещения второго этажа более высокие и светлые, чему соответствуют вытянутые окна. В интерьерах сохранились лепные потолки в залах второго этажа и белые кафельные печи с фигурными вставками. В квадратной комнате в третьем этаже «башни» была оборудована домашняя обсерватория (модная новинка в среде городецкого купечества).

В доме Лемехова видно чёткое разделение по вертикали на парадные и подсобные помещения, подчёркнутое наличием двух самостоятельных входов для верхнего и нижнего этажей. Такая традиция восходит, с одной стороны, к планировкам классицизма, а с другой — к народному крестьянскому жилищу на высоком подклете.

С художественной точки зрения усадьба Лемехова является уникальной для Городца; ей присуще композиционное и стилистическое единство построек, согласованность пропорций, гармония архитектурного облика, что позволяет говорить об усадьбе как о своеобразном мини-ансамбле. Усадьба Лемехова А.Г. — одна из самых выразительных в Городце. Усложнённая композиция, развитый силуэт, изысканный и многообразный декор вызывают ассоциации с образом палаццо, выделяя усадьбу из общего массива застройки конца XIX – начала ХХ вв. Участие в проектировании профессионального архитектора не вызывает сомнений; вероятно, это был нижегородский зодчий.

Усадьба имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и сейчас находится в очень неприглядном состоянии. В зданиях усадьбы Лемехова в советское время располагались музыкальные классы Городецкого педагогического училища. Несмотря на скромные размеры, этот мини-ансамбль, несомненно, является местной достопримечательностью. Усадьба Лемехова стала архитектурным символом, визитной карточкой Городца.