В голышки (гальки, ледешки)

Переход от уличных игр к комнатным составляет игра в камешки или в голышки. Эта игра происходит, большею частию, дома или-же, изредка, и на улице. Играющие запасаются гладкими камешками, лежащими на берегах рек. Эти камешки или ледешки и называются голышками. В подбрасывании голышек и ловлении их и заключается игра. В камешки можно играть вдвоём, втроём, вчетвером и более. Игра эта состоит из разных фигур. Игрок берёт горсть с камешками, подбрасывает вверх, стараясь в это время обернуть кисть руки другой стороной так, чтобы на площадку её упали камешки; при новом взмахе и движении руки он старается эти камешки поймать. Теперь он считает, чем больше других поймал он камешков. Вторая фигура состоит в том, что игрок одной рукой подбрасывает камень и в это время старается схватить лежащий камешек, успев схватить в руку также и подброшенный; ловит сначала один, потом в раз — два, три и даже восемь. Третья фигура, называемая в прогоны, состоит в том, что игрок? во время подбрасывания, должен подбросить другой камешек, через другие пальцы, образующие дугу. Четвёртая фигура в четверти, заключается в следующем. Игрок кладёт два камешка на расстоянии один от другого на четверть; подбросивши третий камешек, он успевает захватить в горсть и те два, в то время, как третий летит в руку; тоже самое делается и на две и на три четверти. Переделавши эти фигуры, игрок выполняет последнюю. Для этого он отбирает у всех игроков камешки, мечет их, поймавши некоторые из них, откладывает и потом одним из пойманных он ловит по очереди все рассыпанные на полу камешки, при чём старается не задеть рукою за другие камешки; сначала он ловит, разумеется, по одному, по два, по три, лежащие вместе; камешки-же, лежащие в куче, он ловит все вдруг. При исполнении первой фигуры, если игрок, подбрасывая вторично, уронит который-нибудь из камешков, то это означает, что он не поймал ни одного камешка; тоже самое бывает и тогда, когда игрок, ловя камешки, заденет рукой за другие, недалеко лежащие от тех, которые он ловил. Фигуры эти игроки исполняют по очереди. В этой игре игроки остаются довольны самой процедурой игры; в иных-же местах ищут результата: поэтому не успевшего проделать всех этих фигур, подвергают наказанию: бьют щелчкамми в коленко.

Гуси, домой!

Матка кричит своим детёнышам: «Гуси, домой!» Те отвечают каждый отдельно: «Волка боюсь!» — «Где он?» — «Под кустом». — «Что делает?» — «Утку щиплет». — «Какую?» — «Дикую». — «Летите, не бойтесь!» Детёныши в это время бегут к матке, а волк старается поймать их. Когда волк переловит всех гусей, матка приходит к нему и говорит: «Волк, у тебя на дворе много волков, свиней и других зверей; поди прогони их». Волк просит матку прогнать их, та три раза уходит прогонять, но всё-таки не может, как она говорит, прогнать всех их. Тогда идёт сам волк прогонять, а матка в это время уводит детей.

Эта игра происходит и в комнате, и на дворе, а также и на улице. Но на улице редко можно встретить мальчиков, играющих в эту игру.

В курилку

Число играющих неопределённо. Один из них зажигает спичку и когда она разгорится, он гасит её и передаёт соседу, тот другому и т.д. Пока ходит по рукам тлеющая лучинка, зажегший её поёт: «Жил-был курилка, у нашего курилки ножки тоненьки, душа коротенька, жена молоденька, жил-был не умер; не умри, курилка, не умри, душилка!» Если лучинка не погасла ещё, он снова поёт тоже самое. Тот, у кого лучинка погаснет, зажигает снова спичку и поёт.

В жмакалки (жмурки)

Одному из играющих завязывают глаза и потом отводят к порогу, у которого обыкновенно в крестьянских и мещанских домах помещается широкая лавка, называемая кутом. Здесь его останавливают, говоря: «Поди в кут, где бабы ткут!» В это время играющие размещаются так, чтобы водящий не мог их поймать. К последнему один из игроков подбегает, слегка ударяет его и говорит: «Квас да ягоды, ищи нас два-годы!» Это служит сигналом к тому, чтобы он начинал ловить. Поймавши кого-нибудь из участвующих, водящий завязывает глаза пойманному, который таким образом сменяет его.

Руки назад

Эта игра есть видоизменение предъидущей. Разница та, что водящему не завязывают глаза, а связывают руки назад. В таком виде он должен бегать, большею частию, спиной вперёд, и ловить участвующих в игре. Сменяет его тот, которого он успеет поймать руками.

Игра носом

Игра эта служит солью для мальчиков, утомлённых уже играми. Наигравшись до-сыта, они садятся отдыхать. Но ребёнок в положении ничего-неделания не может долго пробыть. Один из игроков схватывает нечаянно другого за нос и говорит: «Чей нос?» — «Саввин», — гнусавит тот, нос которого прищемлен. «Куда ходил?» — «Славить». — «Что выславил?» — «Копейку». — «Что купил?» — «Пряник». — «С кем съел?» — «Один». — «Не ешь один, не ешь один…» — говорит спрашивавший, водя отвечающего за нос.

В молчанку

В положении-же отдыха дети пускаются играть, для разнообразия, и в следующую игру: один из играющих вдруг возвышает голос и читает следующую рацею, которую желающие участвовать хором подтягивают: «Сорок анбаров сухих тараканов, сорок кадушек зелёных лягушек, сорок шестов ужиных хвостов; гроб да могила, ободрана кобыла — кто не плюнет, тот всё и склюнет». Все игроки тотчас плюют и потом торжественно молчат. Бойкие и надеющиеся на себя игроки начинают делать гримасы, улыбаться, чтобы этим вызвать в ком-нибудь громкий смех. Когда кто прервёт молчание смехом или разговором, тогда все тотчас начинают кричать: «Склевал, съел! и лягушки, и ужиные хвосты, и ободраная кобыла — всё твоё. Ешь, знай!» Все торжествуют и радуются.

Игра в краски (в ангела и чорта)

Играющие садятся в ряд; выбирается ангел и чорт. Ангел даёт секретно названия участвующим: «ты будешь вохра, ты голубая, ты белая» (краска). Давши названия, ангел отходит в сторону. С гримасами и стуча палкой, подходит чорт к сидящим. «Стук, стук у ворот!» — говорит он. «Кто тут?» — спрашивает ангел. «Идёт чорт-косорот». — «Почто?» — «По краски». — «На что краски?» — «Сани красить». — «Почто сани?» — «Жениться хочу». — «Какие надо краски?». Чорт на-угад называет какую-нибудь краску. Если чорт угадает, т.е. сказанной им краской назван кто-нибудь из сидящих, тогда чорт берёт мальчика, названного этой краской и уводит в сторону. Разговор продолжается до тех пор, пока чорт не уведёт всех сидящих. Уведённые им садятся в ряд. Подходит ангел и спрашивает одного из сидящих: «Где ты был?» — «У попа», — отвечает тот, серьёзничая, между тем как чорт, подвесив бороду и делая гримасы, смешит отвечающих. «Что ел?» — снова спрашивает ангел. «Просвиру». — «Чем резал?» — «Ножем». — «Там что?» — спрашивает ангел, указывая вверх. «Небо». — «А здесь?» — «Земля». — «А тут что?» — «Чорт». — «Тьфу!» — и при этом серьёзно плюёт.

Если во время этого разговора отвечающий не улыбнётся, то переходит к ангелу; в противном случае остаётся у чорта. Переспросив всех, ангел берёт крепкую палку, садится vis-a-vis с чортом и начинает тянуться; вместе с ними за палку ухватываются и их силы. Перетянувшая сторона торжествует.

Игра эта в Нижегородской губернии играется проще. Участвующие называют себя красками; водящий подходит к ним и его спрашивают: «по какой дорожке шёл?» Водящий должен назвать какую-нибудь краску, и тот, чья она, сменяет его. Игра в этом виде известна здесь под названием «в задумышки».

«Чёрного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять

Вся суть игры состоит в том, чтобы неупотреблять при игре следующих слов: белый, чорный, да, нет. Употребивший в ответе которое-нибудь их этих слов, подвергается наказанию: с него, например, берётся фант *)— орехи или что-нибудь другое. Обыкновенно игра происходит следующим образом: один из играющих (водящий) подходит к другому и предлагает ему следующие вопросы: «Какая у тебя шляпа?» — «Синяя», — отвечает тот. «Какая синяя? Она белая». — «Зелёная». — «Какая зелёная? Да она вовсе чорная». — «Голубая», — упорно отвечает тот, меняя каждый раз ответы, чтобы не впасть в повторение. — «Вот как! Голубая! Шляпа-то голубая! Да посмотрите (обращается при этом к другим игрокам), можно-ли назвать её голубой? Совершенно белая». — «Нет, не белая, а чорная». Ответивший так, за свою ненаходчивость подвергается удвоенному наказанию за то, что употребил запрещённые слова: «нет» и «чорный»; или делают вопросы следующего рода: «Есть ли у тебя рога?» — «Есть». — «Неужели есть?» — «Имею». — «Так, стало быть, и хвост у тебя есть?» — «Хвоста не имею». «Хвоста нет, а рога есть; так кто-же ты такой?» — «Человек». «Нет, не человек, а бесхвостое животное, с рогами». Игроки смеются. «Нет, человек», — продолжает утверждать отвечающий, вызывая употреблённым словом «нет» ещё больший смех в играющих.

*) Игра «в фанты» принадлежит уже к играм взрослых, и потому мы оставляем без всякого описания. Игры взрослых по характеру своему разнятся, поэтому должны составить отдельную рубрику. Таковы, например, игры «в соседи», «в верёвочку», «в круги», «в игуменью» и т.под.

В жгуты

Играющие садятся в кружок. Один из них, именно водящий, свивает из платка жгут и ходит позади сидящих. Оборачиваться в это время нельзя; за это он имеет право бить жгутом. Ходя кругом сидящих, он старается как можно незаметнее положить кому-нибудь этот жгут. Если тот, к кому он положил жгут, не заметил этого, то водящий, обойдя круг, быстро подбегает к нему и бьёт его жгутом до тех пор, пока этот, обежавши круг, не займёт снова места. Когда-же тот, к кому положен жгут, заметит его, тотчас вскакивает, бежит за водящим и бьёт его до тех пор, пока водящий не займёт свободного в кружке места. В таком случае, водить начинает уже тот, кто остался без места.

Игра в сечку

Эта игра служит переходом от комнатных игр к школьным. Участвующие вооружаются карандашами или-же какими-нибудь острыми орудиями: ножом, тяпкой и проч. Задача игры состоит в том, чтобы под такт слов выбить определённое число —пятнадцать. Один из участвующих читает следующие слова, под звук которых игроки выбивают черты или точки: «Секу, секу сетку, высеку десятку, стану сечь — все пятнадцать есть». Когда-же нужно выбить число двадцать шесть, то к этому прибавляют ещё следующие слова: «Приехали коммиссары, много писем написали». По окончании этого, игроки считают у кого сколько выбито; выбивший определённое число восхищается.

Нижегородский сборник /
Под ред. А.С. Гациского. Нижегородский губернский статистический комитет.
Том 4, 1870. С. 198–204