В буквы

Игра в буквы разнообразна. То представляют их таким образом, чтобы нельзя было отгадать, какое слово загадано, например, слово «огород» так расставляют: «доорг». Отгадавший прежде других имеет право загадывать сам. Другой род игры в буквы состоит в том, что ставят начальную букву какого-нибудь города и к букве этой приставляют число точек, по количеству заключённых в слове букв. На этот раз, обыкновенно, для того, чтобы не сразу отгадали, стараются выбирать такое число букв, из которых могут составиться разные названия, например, ставят букву К.... и просят отгадывать товарищей, какой город загадан. Школьники, по очереди, говорят Курск, Киевъ, Ковно и т.п., пока загадавший не скажет, что загаданный город отгадан. Третий род игры в буквы следующий: закрывши книгу, ученик спрашивает своих товарищей, каких букв больше на такой-то странице, в такой-то строке. Один говорит, что больше букв а, другой — о, третий — е, четвёртый — и. Начинают считать на указанном месте буквы, и тот, чьих букв окажется больше, выигрывает и торжествует. Но школьники этим обыкновенно не довольствуются ещё и недостающее количестве букв у других пополняется щелчками по лбу или по коленку.

В клетку (квадратики)

Один из играющих чертит на бумаге или на доске квадратик, разделяя его на девять клеточек. Сделавши это, он предлагает другому начать игру с ним. Согласившийся ставит в которую-нибудь из клеточек крестик, другой ставит нолик в другую клетку. Оба вообще стараются, чтобы сделать город, т.е. поставить три значка в ряд. Кто успеет на диагональной, горизонтальной или вертикальной линии поставить свои три значка, тот тотчас-же перечёркивает их, что и доказывает, что он игру выиграл. При равенстве уменья играть эта игра, большею частию, оканчивается ничьёй.

В трубочисты

Проводят три линии, которые другими поперечными линиями делятся на десять клеточек. Потом один из играющих прячет мел и спрашивает другого, в которой руке он находится. Когда тот не отгадает, то ему ставится в клетку буква т, потом р, у, б — и т.д. Когда-же, напротив, отгадает, то ставится в клетку тому, кто прятал мел, после чего прячет мел другой игрок. Игра оканчивается тогда, когда у которого-нибудь из игроков все клеточки будут замещены буквами, т.е. когда выйдет цельное слово «трубочист». Обыкновенно при этом смеются над играющим, чем игра и оканчивается. Большею частию в эту игру играют несколько учеников; в таком случае для каждого прибавляется новая линия; мел прячется по очереди. Само собою разумеется, что торжество бывает полнее, когда оно бывает разделено между многими лицами.

Нижегородский сборник /
Под ред. А.С. Гациского. Нижегородский губернский статистический комитет.
Том 4, 1870. С. 204–205