Старинное село Вершилово Чкаловского района тесно связано с именем Дмитрия Пожарского, возглавившего вместе с Кузьмой Мининым ополчение, что освободило Москву от польско-литовских интервентов.

Церковь Преображения Господня несказанно хороша — монументальная и очень домашняя, летящая ввысь своими крестами и одновременно сросшаяся, сроднившаяся с местным пейзажем и сельскими постройками. Построен храм в 1817–1835 годах, фактически в честь 200-летнего юбилея нижегородского ополчения, по-видимому, под впечатлением изгнания из Москвы Наполеона и в память о Д.М. Пожарском, которому погост Вершилов был дан когда-то в вотчину. Однако всё по порядку.

Вершилово, административный центр Вершиловского сельсовета Чкаловского района с постоянным населением около полутысячи человек, село очень древнее. В начале XVII века погост Вершилов был административным и духовным центром обширной округи и уже тогда имел многовековую историю. Как свидетельствует писцовая опись 1621–1624 годов, «село, что был погост Вершилов, боярину князю Д.М. Пожарскому дано в вотчину за службу — Московское очищение…».

Вершилов становится центром нижегородской вотчины Пожарских, здесь была выстроена огромная усадьба с деревянным домом-дворцом и множеством хозяйственных построек, в том числе погребами и конюшнями, где выводились лошади элитных пород. В селе был пруд, а рядом с ним большой вишнёвый сад. Обширное хозяйство требовало рабочих рук, что обслуживали усадьбу князя. А вообще нижегородская вотчина Пожарских простиралась от Балахны и уходила в нынешнюю Ивановскую область до самой Шуи. Бухгалтерию этого обширного хозяйства князь вёл именно в Вершилове. Какое-то время Дмитрий Михайлович и жил здесь вместе со своей семьёй, отсюда руководил строительством в Пурехе. Причём и в Вершилове, и в Пурехе Пожарский внедрял столичную культуру строительства, предъявляя высочайшие требования к качеству возводимых строений.

Следует отметить, что раньше в Вершилове никогда не занимались крестьянским трудом — здесь жили мастеровые люди: каменщики, плотники, столяры. Забегая вперёд, скажем, что известный русский архитектор Баженов — тот самый, что проектировал ансамбль Царицыно, Дом Пашкова, Михайловский замок в Петербурге — охотно приглашал на строительство своих объектов вершиловских мужиков.

Они, их отцы и деды, конечно, старались и на своей земле — строили боярину и князю такие храмы и дома, что не уступали столичным. Но Пожарский умирает, у села появляются новые владельцы, а через некоторое время постройки частично сгорели, частично обветшали. Два века спустя, после нового освобождения страны от захватчиков, после разгрома наполеоновской армии, местные мужики собрали подписи и направили прошение в Нижегородскую епархию о постройке по прилагаемому плану церкви Преображения Господня с двумя приделами — Рождества Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, особо почитаемого мастеровыми людьми.

Храм — дань памяти спасителям Отечества в 1612 и 1812 годах — строился немало лет, причём руководитель строительства, местный каменщик В. Лилеков внёс ряд отступлений в присланный из губернии проект.

Можно только предполагать, каким он был в пору своего расцвета… Но наступило время гонений за веру. В 1937–1939 годах вершиловских священников репрессировали, с храма сдёрнули уникальные, имеющие свой неповторимый голос колокола. Один «Благовест» весил почти семь тонн, а суммарный вес колоколов звонницы превышал 10 тонн. В храме устроили пилораму, в трапезной, где сегодня проходят службы, был цех литья под давлением, в колокольне установили водонапорную башню…

Последствия такого «хозяйствования» придётся устранять долго. Возрождение началось. В прошлом году провели вычинку кирпича, и храм перестал падать. Установили леса (на них ушло 100 кубометров леса), восстановили перекрытия колокольни. Люди верят: «возвратим себе храм — и жизнь вернётся на круги своя…».