Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Концепция «Строительства в городе Городце Нижегородской области культурно-туристического комплекса “Княжий город”»

Городец, Городец-Радилов, «Малый Китеж» — всё это названия небольшого городка на высоком берегу великой русской реки Волги.

Много веков прошло с тех пор, когда вступил первый русский человек на землю Городецкую, когда на этих высотах послышался русский язык. Ещё задолго до прихода в эту местность князя Юрия Владимировича Долгорукого здесь небольшой скит из первых пришельцев-монахов. Возможно, они и положили основание доисторическому Городцу, носившему в тот период название Малый Китеж. Слово «Китеж» по своему происхождению марийское и означает «пришелец», «скиталец».

История Городца на Волге начинается со второй половины XII века как крепости Ростово-Суздальской земли на её восточных границах. Потерпев в 1152 году неудачу в борьбе за киевский престол, князь Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий развернул активную деятельность по укреплению границ Ростово-Суздальского княжества. За короткое время им основаны города-крепости Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Кострома, Кидекша под Суздалем. Видимо тогда и был заложен Городец-Радилов. Одна из вероятных дат основания Городца — 1152 год.

Как и большинство древнерусских городов, Городец состоял из двух частей: детинца и посада. В первую очередь сооружался детинец — резиденция князя, обнесенная дубовым частоколом. Впоследствии его окружали земляные сооружения — вал и ров. Старожилы до сих пор называют площадку детинца «Княжей горой». В настоящее время часть детинца, в результате оползней и обвалов берега, оказалась в реке, нередко здесь находят древние предметы, вымываемые волжскими водами.

Позднее было начато сооружение вала и рва, которые должны были защищать территорию быстро развивающегося посада. Даже сейчас это мощное оборонительное сооружение смотрится внушительно и грандиозно: протяжённость вала составляет 1,5 км, а высота от 5 до 7,5 метров, глубина рва от 4 до 6 метров. Можно себе представить, какой надежной защитой был он в те далёкие времена для городчан, когда высота вала достигала 15 метров. За неприступной стеной нашли защиту нижегородцы, когда в 1378 году ордынский князь Арапша напал на Нижний Новгород и предал его огню и раззорению, но жители успели все до одного уйти и укрыться в Городце-Радилове, под твердынями которого и переждали, пока князь Арапша не ушел обратно.

Оборонительный вал является одним из немногих связующих звеньев далекого прошлого и настоящего, он напоминает нам о трудных временах становления Русского государства.

Внутри земляного вала есть озеро, образовавшееся (по преданию) от провала, и здесь будто бы в древнейшие времена стояла обитель, погибшая вместе со всеми иночествующими (сказание о граде Китеже). С давних времен это озеро носит название «Святого», может быть и оттого, что в этом озере принимали крещение новообращенные язычники. В настоящее время оно сильно заилено и прозвано «Рязаново болото» по имени бывших хозяев этих земель. Вблизи озера на валу находилась сосна, прозванная «крестовой». Жители Городца не только её уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием, что понудило власти еще в начале XIX века срубить и сжечь её.

Однако вблизи того места появилась другая, с разветвлениями, походящими на правильной формы крест, и она, как и прежняя, стала именоваться городчанами «крестовой». Она просуществовала до 80-х годов ХХ века, когда сгорела от удара молнии. По всей вероятности эти сосны получили название «крестовых» не только из-за внешнего вида, но и оттого, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям. Сейчас трудно судить насколько достоверна легенда о «Малом Китеже», связанная с этим озером, но то, что это место издревле было избрано для молитвы свидетельствуют современники начала ХХ века, ссылавшиеся на известные им исторических данные о давнем расположении на берегу этого озера по крайней мере часовни.

Городец был самым нижним в то время на Волге русским городом, в котором быстро развивалась ремесленная деятельность, обслуживающая потребности княжеских дружин и жителей. Выгодное местоположение Городца на великом водном пути также содействовало развитию ремёсел и торговли.

В начале XIII века формируется удельное Городецкое княжество в составе Ростово-Суздальской земли, в середине XIV века оно является уделом Суздальско-Нижегородского великого княжества и, наконец, в конце XIV – начале XV вв. оно вместе с другими суздальско-нижегородскими землями присоединено к Москве.

Своего наибольшего расцвета Городец достиг в начале XIII века, даже после двух страшных сожжений в 1238 и 1239 гг. он сумел возродиться, и только после разграбления и сожжения в 1408 году полчищами хана Эдигея он уже не оправился и в летописях стал именоваться «пустой Городец».

Дальнейшее возрождение Городца начинается лишь в конце XVI – начале XVII вв., да и то на фоне окрепших Нижнего Новгорода и солеваренной Балахны.

В связи с развитием в России морского и речного флота в конце XVII–XVIII вв. Городец становится одним из центров местного судостроения. В течениие всего XIX века Городец является крупным ремесленным и торговым центром Поволжья. За одну лишь зиму 1844 года здесь было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и легкие на ходу, городецкие расшивы славились по всей Волге.

Во второй половине XIX века Городец — один из центров купеческого буксирного пароходства.

После большого пожара 1882 года, уничтожившего все торговые места обширного нижнего базара вместе с товарами, разорившего многих, даже состоятельных городчан, «сельское общество» приняло решение отстроить в нижнем базаре каменные торговые корпуса, что и было выполнено в 1883–1884 гг. Шедшая вдоль берега улица отныне стала называться Большой торговой. От неё вверх в гору поднимались по дну оврагов Троицкий, Мясной и Аксеновский съезды. К этому же времени относится и застройка близлежащей нагорной части Городца.

В советское довоенное время обустройство Городца велось в основном одноэтажными домами частного сектора, и только после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в связи с возведением Горьковской ГЭС, начинается бурное строительство многоэтажного жилья в микрорайоне Северный, затем на ул. Фурманова, пл. Пролетарской, микрорайоне Матренино, в перестроечное время — в Абросово и проч.

Пусть простят нас за столь пространную историческую справку, но, как нам кажется, без этого было бы сложно уяснить суть нашего предложения.

Итак, Городец расположен на высоком обрывистом левом берегу Волги. Из литографии середины XIX века мы можем увидеть, что наши предки за прошлые века много потрудились над внешним видом своего города, украсив живописный, изрезанный многими оврагами ландшафт не только красивыми зданиями, но и большим количеством церквей.

В последние годы Городец, как один из древнейших городов земли Нижегородской, стал вызывать естественный интерес у так называемых въездных туристов. Конечно, немало в этом направлении сделано властями города и области. Появились памятники: Александру Невскому, почившему у нас в 1263 году, Русскому купечеству, прихорошены центральные торговые улицы, образовавшиеся, точнее, обустроенные, в XIX веке.

К сожалению, безжалостные завоеватели XIII–XV вв., богоборчество XX века не позволили сохраниться в Городце многим, даже каменным постройкам старины глубокой, как, например, в Суздале и Владимире.

Именно поэтому весь турист, как правило, однодневный, даже несколькочасовой: из автобуса (парохода) — в краеведческий музей, Центр ремесел и туризма, к памятникам, на набережную, на кусочек вала, в храм, далее, снова автобусом — Смиркино, Семино, Никола ключ, — по выбору,  куда успеют. И хотя, есть гостиницы «Берегиня» и «Яръ» наплыва туристов с проживанием, с детьми на несколькодневный отдых пока не заметно.

Может быть, причина в том, что сама прелесть небольшого древнего русского городка на Волге с его красивым ландшафтом, знаменитым Городецким Феодоровским монастырем, явлением чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская», кончиной здесь святого благоверного князя Александра Невского, как-то слабо зрительно увязана с сохранившимся в веках оборонительным земляным валом, полукольцом опоясавшим древнюю нагорную часть — обороненного детинца с посадом.

Осмелимся предположить, что вся ремесленная и торговая жизнь средневекового города старалась оградиться от частых набегов неприятеля именно стенами этого вала, хотя в более поздние века, с устранением явной опасности нашествий, а, может быть, и утраты защитных функций земляных укреплений, торговая жизнь перемещается на пологий берег Волги, к Троицкому съезду, а многочисленные ремесленники осваивают Кирилловы горы, покинув удаленный от Нижнего рынка район старого посада. Может быть именно благодаря этому, случилось так, что старый посад сохранил частную одноэтажную застройку, и только в последние годы здесь начали появляться двухэтажки зажиточных городчан, пока ещё не испортившие патриархальность данного места.

Внимательно изучив доступные нам программы развития въездного туризма, народных художественных промыслов, народного творчества, музейного дела, опыт привлечения туристов в Кижи, Суздаль, Торжок и опираясь на местные условия мы взяли на себя труд выступить с концепцией «программы построения в г. Городце “Княжьего города” на месте старого посада».

Воистину, если бы мы захотели сделать что-то неординарное для большего привлечения туристов в Городец, то должны были бы использовать именно это место старого посада для воссоздания здесь уголка старой Руси в облике «Княжьего города».

Именно здесь расположены рядом старейший из сохранившихся в Городце храм Михаила Архангела – усыпальница Городецких князей, и легендарное Святое озеро, и именно в районах улиц Пржевальского, Кооперативная, Свердлова, Кожанова и располагались древние княжий двор (кремль) и посад.

Вспомним, как этот вопрос предлагалось решить в недалеком прошлом, в этом нам помогут три последних плана генерального развития Городца — 1974, 1984 и 1994 гг.

Как отмечено в генплане развития Городца 1984 года:
«Городец, расположенный на крутом левом берегу, утратил самую характерную особенность древнерусского города — его силуэт, определяемый крепостными башнями, пятиглавами церквей, шатрами соборов, вертикалями колоколен.
Живописен был облик Городца XIX века, с вознесёнными над волжской кручей постройками Фёдоровского монастыря, Троицким собором, многочисленными церквами XVIII–XIX веков, пожарной каланчей, раскинувшимся у подножия горы торгом, живописно сбегающими с горы улочками…
Предлагается: после выработки культурного слоя на Княжей горе разместить музей под открытым небом (этнографический), восстановить вал, ров, крепостные деревянные стены детинца с башнями и бойницами, с территории исторического ядра города вынести завод “Молот”, нефтебазу и базу хлебопродуктов».

Десятью годами ранее, в генплане 1974 года предлагалось:
«Воссоздаются крепостные стены детинца. Внутри крепостных стен, на месте бывших княжеских хором предлагается строительство деревянных церквей, привезенных из других мест области.
По земляному валу воссоздаются крепостные деревянные стены с башнями и бойницами.
На участке Святого озера создается микрохуторок деревянных изб, мельниц, колодцев, курных изб, бань и т.д., отражающих определенный быт русских крестьян.
Сохраняемые кварталы существующей застройки реконструируются и оборудуются под гостиничные номера с полным набором бытовой утвари и уклада жизни населения России конца XIX века.
Охранные зоны проектируются для земляного вала, рва и вновь создаваемой крепостной стены, для кремля детинца. Охранная зона должна обеспечивать наилучшее обозрение стен и башен. Территорию, лежащую вне стен кремля, следует освободить не только от застройки, но и от насаждений. Охранная зона данных сооружений должна иметь наибольшую зону, с учётом природного и архитектурного окружения».

Генплан 1994 года, как и два предыдущих, предлагает вынос за черту города завода «Молот», нефтебазы, базы хлебопродуктов, УПП ВОС и типографии.

Новым в нём является предложение по восстановлению доминировавших ранее вертикалей комплексов церквей и организацией вдоль высокого берега Волги набережной с видовыми площадками, пешеходными мостиками, спусками, сетью тропинок и дорожек, лестниц по крутому и высокому берегу.

Кроме того, не забыта и необходимость благоустройства районов старого центра с одноэтажной застройкой, где нет водопровода, канализации и газа.

В нём практически уже не рассматривается вопрос исторической интерпретации территории внутри земляного вала: детинец – посад – Святое озеро; более того, в период, когда разрабатывается этот «Проект детальной планировки центральной части г. Городца», ЗАО «Городецкий завод “Молот”» передаётся в бессрочное пользование зона отдыха местных жителей — луговина между Святым озером и школой № 1 площадью около 0,7 га.

Итак, проведенный анализ пожеланий предыдущих поколений архитектурно-краеведческой мысли, обогащенный знакомством с вариантами воплощения подобных идей за последние 25 лет («Кижи», «Городок деревянного зодчества» и «Город мастеров» в Суздале, «Музей деревянного зодчества» в Митино под Торжком, «Новые Кижи» в Подмосковье и прочая-прочая по Матушке-России, созидаемое из дерева тут и там в настоящее время в русском стиле, заставил нас более пристально посмотреть на имеющиеся в Городце возможности реализации этих концепций.

Панно на крышке стола 'Княжий город'. Городецкая роспись
Панно на крышке стола «Княжий город». Городецкая роспись

У нас есть овеянное легендой Святое озеро на территории древнего посада.

Недалеко от этого места располагался древний детинец («Княжий город»). Предположим, что сегодня на берегу Святого озера решено построить стилизованный под средневековье туристический центр «Княжий город».

Каким мы, сегодняшние, хотели бы видеть его?

Уже 10 лет в похожем направлении активно работают при поддержке мэра Москвы создатели «Русского подворья» в Измайлово.

Конечно, это деревянная часовня-храм на берегу озера, далее — небольшая площадь, выстланная булыжником или другим природным материалом.

Площадь ограждена от жилого массива полукольцом двухэтажных разновысоких деревянных строений с башенками, куполами и фигурными крышицами, которые как бы закрывают внутреннее пространство «Княжьего города» от злых ветров и коварных врагов, опираясь основаниями дуги на берега Святого озера.

В верхней части этого полукольца, посередине, расположатся двухэтажные более высокие каменные (белокаменные) княжьи палаты с проездными воротами и перекидным мостиком через символический ров, огибающий снаружи весь ансамбль строений и замыкающийся на озеро.

На север от детинца будет располагаться посад с посадскими рядами искусных ремесленников и филиалом «Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника».

Здесь соединятся величие и простота, сила и изящество, массивные бревенчатые срубы и легкая изящная резьба сольются воедино. Они помогут создать тот исторический фон, который сопутствовал княжьему городу в прошлом.

В постройках с наибольшей полнотой должны будут воплотиться лучшие традиции северных плотников, русский идеал красоты. Любое из строений будет радовать глаз резными наличниками, причелинами, причудливыми обрешетками балконов.

В деревянных постройках будут размещены ремесленники разных, традиционных для средневекового Городца промыслов: гончары, кузнецы, резчики, красильщики деревянной посуды, иконописцы, златошвеи и пр., причём, на первом этаже будет размещаться сама мастерская, где мастер будет не только делать свои изделия, но и обучать пару–тройку подмастерьев и вести мастер-класс с интересующимися.

На втором же этаже, над мастерской, будут располагаться выставки-продажи изделий мастеров данного направления. Выносные галереи будут соединять их между собой. В интерьерах обратят на себя внимание окованные двери, настенные расписные и резные шкафчики с образцами народного творчества.

Живой памятью веков будут предметы, представленные в интерьерах построек: деревянные сохи, рубели, берестяные туеса, деревянная долбленая и резная посуда, прялки и многое другое.

Современному туристу мало просто приобрести местный сувенир, ему хочется присутствовать при рождении этого маленького чуда и даже поучаствовать в этом.

Ещё в 1991 году В. Цветов в журнале «Здоровье» писал:
«…на острове Кюсю воздвигнут целый средневековый город-музей с пекарней, гостиницей, керамической мастерской, театром. Все здания подлинные, перевезены из разных уголков Японии, и в них можно отдохнуть, попробовать блюда, приготовленные по старым рецептам, изготовить изящные вазы по средневековой технологии и при помощи средневековых орудий труда, или купить то, что сделано мастером».

Эскиз-схема культурно-туристического комплекса 'Княжий город'
Эскиз-схема культурно-туристического комплекса 'Княжий город'

Княжий город станет местом проведения красочных праздников.

С раннего утра будут съезжаться сюда гости и хозяева, наполняя «город» разноцветьем старинных нарядов, звоном колоколов и задушевной протяжной песней.

В развитие этого туристического центра может быть использована большая прилегающая территория, позволяющая одновременно принять и занять большое количество туристов:
1. Пустырь между школой № 1 и «Княжьим городом» может быть превращён в детско-юношеский военно-спортивный городок, стилизованный под военно-боевое обучение княжат и их дружинников.
2. Проезд в валу в Верхнюю слободу может быть сужен благодаря организации объездной дороги с улицы Мелиораторов в Верхнюю слободу, минуя улицу Маслова, и тогда здесь могут быть реконструированы древние укрепления с деревянными башнями и проездными воротами с благоустройством площадки, освободившейся после сноса здания бывшей ветлечебницы.
3. Дальнейшее благоустройство всего сохранившегося вала в обе стороны, с обеспечением доступа на него на всём протяжении, создаст интересный прогулочный маршрут с обзором сохранившейся старинной части Городца.
4. Восстановление пешеходных мостиков вдоль берега Волги через овраги в районах улиц Михеева и Гагарина позволит замкнуть пешеходный маршрут вокруг «Княжьего города» с включением в него красот, открывающихся с волжского откоса.