Грац. Ратушная площадь
Грац. Ратушная площадь

В город Грац, столицу федеральной земли Штирии, что на юге Австрии, я отправилась на самолёте по специальному предложению авиакомпании: «недорого, быстро, удобно…» — как гласит вездесущая реклама.

Перед поездкой изучила план города, его центра и транспортное сообщение между аэропортом, вокзалом и основными достопримечательностями. Признаться, собралась в поездку исключительно из-за двух растиражированных архитектурных объектов: художественного музея (арх. Петер Кук, Колин Фурнье) и искусственного острова на реке Мур (арх. Вито Акончи).

…После пасмурного Форарльберга было приятно совершить посадку в солнечной долине Штирии…«Шур-шур-дык.., шур-шур-дык…» — слегка подпрыгивая на стыках бетонного покрытия, пpилежно выговаривали колёсики моего роликового чемодана, который словно воспитанная собачка на поводке, трусил за мной к железнодорожной платформе.

…Десять минут на электричке — и я на главном вокзале.

Город Грац — культурная столицы Европы 2003 года — не произвёл на меня должного впечaтления. Хотя, у каждого это «должное» впечатление своё. Кто-то решит со мной бурно поспорить или вежливо не согласится. Мне же город показался затёртым, уставшим, его лихорадило дробным стуком отбойных молотков и скрежетом экскаваторных ковшей — велась капитальная реконструкция главной улицы, идущей от вокзала к центру города. Да ещё жара. Туристы торопливо исчезали с привокзальной площади и стремились спрятаться в старом центре. Туда строительный шум не добирался. Он уважительно затихал перед древними сединами средневековых сооружений, резко обрываясь перед экстравагантным зданием художественного музея. Именно здесь, у моста через стpемительную реку Мур и обнаружила я первую цель своего визита.

Cооружение выставочного зала нависло надо мной своими пластичнo-пузырчатыми формами, прилепившись к зданию исторической застройки. Монстр из термо-стекла. По форме я бы сравнила его с НЛО или с подводным батискафом капитана Немо. И то, и другое — из области фантастики, прочитанных в детстве книг. Его иллюминаторы-пупыри пучеглазо таращились на гору с древними башнями, словно удивляясь столь архаичному сосеседству. В «брюхе» этого монстра, т.е. художественного музея, «переваривалась» экспозиция «Измерение мира». С нижнего уровня на верхние этажи меня неспеша сопроводили безступенчатые ленты-эскалаторы. Я с одинаковым любопытством изучала интeрьеры и выставленные произведения современного искусства. Признаться, первые интересовали меня больше как архитектора и журналиста…

Чтобы обнаружить второй вожделенный объект мне пришлось пройти всего сотню метров вдоль набережной Мур верх по течению. За разросшимися кустами тальника (как и люди, изнывающего от жары) просматривались фрагменты серебристо-металлических конструкций. В поисках фото-ракурса, чтобы увидеть весь объект полностью, пришлось изрядно побегать, так как ни одна из набережных не давала достойного вида. Наконец, нужная точка была найдена на мосту.

Остров похож на большую ракушку, а точнее на две чаши или полусферы, сопряжённые между собой, одна из которых опрокинута кверху дном. В этой «опрокинутой» половине располагается кафе, интерьер которого выполнен в ярко-синем цвете. Моё oщущение как посетителя: свободное плавание в стакане с ярко-намешанной акварелью. Другая, oткрытая чаша обустроена как амфитеатр для музыкально-сценических действий, всё в том же насыщенно-синем цвете. Чтобы не быть унесённой стремительным течением реки, ракушка «зацепилась» за оба берега мостками-трапами.

Забегая вперёд скажу, что лучше всего наблюдать, как оба описанных мною объекта «прижились» в городской среде, с верхних этажей одного из торговых центров и со смотровой площадки на горе у Часовой башни.

Настал черёд остальных достопримечательностей города. Любой туристический справочник предложит на выбор несколько пеших маршрутов по центральным кварталам Граца:
  - по старому городу, узким улочкам и дворикам;
  - в историю и современность на противоположных берегах Мура;
  - над городскими крышами, т.е. с горы.

Я не люблю слушать заученные экскурсии. Куда как приятнее чувствовать себя первооткрывателем в любом новом городе. Поэтому с картой в руках я побрела «куда глаза глядят». А глядели они в сторону общепита. Время было обеденное и настроение, как в старом анекдоте про чукчу, которому «уж очень кушать хочется». Оно и понятно, примитивный (или высоко организованный — это у кого как) человеческий организм настоятельно требовал после пищи духовной пищи калорийной. В Европе трудно умереть с голоду. В каждом городе, большом и малом, имеются прекрасные рестораны на кошелёк среднего достатка, располагающиеся на верхних этажах торговых центров. Для себя я называю их «верхотурами». Грац не стал в данном случае исключением. Такая верхотура легко нашлась напротив художественного музея, с прекрасным панорамным видом и салатом из руколы, с сыром фета и жареными куриными кусочками. К этому ландшафтно-питательному миксу прекрасно подошло бы белое вино из Бургенланда или из Нижней Австрии, но памятуя, что вино – божественный напиток для наслаждения, а не для утоления жажды, я заказала большой бокал минеральной воды.

На сытый желудок стала обдумывать, как бы мне ещё выше забраться, то есть на гору с Часовой башней, известной по открыточным видам и туристическим прoспектам. Путеводитель подсказал несколько возможных путей восхождения (на то он и путеводитель): на фуникулёре по склону, на лифте в скале, по серпантиннным лесным тропам всё того же склона или по зигзагообразной лестнице параллельно лифту. Первые два пути стоят небольших денег, а последние два — пота и сил в совокупности с удобной обувью. Учитывая нехватку времени (всего 2 дня) и желание увидеть побольше, pешила, что безмозольные пятки мне важнее и отправилась наверх в капсуле лифта. Вжи-и-к! — и готово.

Именно здесь, на одной из смотровых площадок, как гласит летопись, в 1128 году зародилось первое поселение. Интересный факт: поселение называлось Градец (словенский Gradec) — городок или маленькая крепость. Значит, австрийский Грац и мой родной Городец-на-Волге имеют в своих названиях общий корень и одинаковый смысл. Да и разница в возрасте у них несущественная, всего каких-то 24 года. Думается, знай об этом оба города, взаимно порадовались бы собрату. Вот только русскому собрату повезло меньше: разрушался чаще, восстанавливался труднее…

Историю Граца тоже не назовёшь безоблачной, но в австрийском городе сохранились архитектурные памятники средневековья и почти всех поздних стилей, вплоть до сегодняшних дней. Поэтому в 1999 году Грац был внесён в охранную грамоту ЮНЕСКО. Да, действительно, в его старом центре, что ни дом, то памятник архитектуры, культуры или истории. Такого количества «Голубых шильдов» — охранных знаков культурного наследия — на квадратный километр, мне ещё не доводилось встречать! Скупые факты истории говорят сами за себя:
  1230 — поселение обнесено каменной стеной, взамен деревянной;
  1379 — Грац становится столицей Внутренней Австрии;
  1440–1493 — кайзеровская резиденция Фридриха III;
  1585 — в Граце основан университет;
  1594–1599 — здесь живёт и работает Иоганн Кеплер;

В годы Второй мировой войны, во время воздушных бомбардировок, в Граце было разрушено 15% городских сооружений.

  1963 — основана Высшая музыкальная школа и школа прикладных тскусств;
  1985 — основание фестиваля искусств «Штирия-АРТЕ».

Неспешно бродя по территории старой крепости я заинтересовалась тем, как идёт подготовка к музыкальному представлению в стенах старого каземата. Эти средневековые руины в наши дни служат Музе Искусств — достойный пример для подражания и бережливого отношения к прошлому: не пустить под бульдозер, а сохранить, возродить, поддержать.

Вниз, в городской центр, я спустилась пешком по лестнице, останавливаясь на каждой её площадке, чтобы сфотографировать меняющиеся виды. Потом долго-долго, почти до сумерек бродила по старым улочкам, присаживаясь изредка в тихих двориках или на небольших площадях в открытых кафе, чтобы выпить чашку кофе для поддержания своих туристских сил.

Ратуша, величественный собор, мавзолей, кайзеровская кондитерская, двухспиральная винтовая лестница, оперный театр — всё это запечатлела моя фотокамера.

Возвращаясь вечером в отель, я искала обходные пути у реконструируемой, вспоротой навзничь улицы: приличный крюк через зелёный парк с водоёмом и фонтаном или менее крюковатый обход через прилежащие улочки. Парк оказался уютным зелёным оазисом и приютом одновременно всех слоёв населения – от местных бомжей, до солидных бюргеров, молодых мамочек с детскими колясками и молодёжных групп различных субкультур. А вот прилежащие квартальчики оказались такими же запылёнными, как и привокзальная площадь.

В ходе своих пеших экскурсий обнаружила, что в Граце большой процент славянского населения. Сказывается близость границы со Словакией. При всём гостеприимстве и радушии жителей города, при всём многообразии исторических памятников, пожухлая трава на газонах и поникшие, неполитые цветы на клумбах, запылённые витрины и вывески выглядят уныло-сиротливо. Не хочу никого обижать, но мне кажется, что именно благодаря братьям-славянам город утратил свой австрийский лоск, присущий имперской Вене и другим столицам федеральных земель — Инсбруку и Зальцбургу, даже провинциальному Брегенцу. Но это совсем не означает, что Грац нужно обходить стороной. Нужно и должно приезжать в этот древний город! А моё слегка «запылённое» впечатление совсем не стоит брать в расчёт. Просто я выбрала, вероятно, не лучшее время для его посещения.