Фото Н. Артемьевой, Н. Елисеева

Порою нам кажется, что уж свой родной край мы знаем вдоль и поперёк, что уже не будет никаких открытий и находок, но нет — никогда не поздно узнавать новое.

…Осенним утром проблески солнца пробиваются сквозь автобусные стёкла. Пейзажи золотой осени стремительно сменяют друг друга: какая красота открывается путешественникам! Мы едем в Катунки — одно из древнейших сёл нижегородской земли, что находится в часе езды от Заволжья.

Обратимся к истории

Что же мы знаем о Катунках? Посёлок этот находится на окраине Нижегородской области, в Чкаловском районе, на правом берегу Горьковского водохранилища.

По преданию, на месте, где расположены Катунки, в XIII веке была стоянка хана Батыя. В честь одной из жён, которую звали Катунь, это место назвали Катунками. По мнению других учёных, слово Катунки указывает на место возникновения посёлка (Катун в старину — горная местность, где расположены пастбища).

Катунки в прежние времена находились в дворцовом владении, но императрицею Елизаветой Петровной были подарены грузинскому царевичу генерал-лейтенанту Бахтару Вахтангеевичу вместе с окрестными деревнями. Половина земли вскоре была передана наследникам царевича — графам Потоцким, Нарышкиным, другая половина от царевича по прямой линии перешла по наследству графу Турчанинову и графине Толстой, урождённой княжне Грузинской.

В Катунках в дореволюционное время занимаются различными ремёслами: скорняжничеством (работа с мехом), производством кож, клея, который считался лучшим в России. Его варили на так называемых заводах, которые представляли собой бревенчатые или каменные избы. Сохранилась на этот счёт шутка:

— Где отец?

— На заводе.

— Где завод?

— В огороде.

Особенно в Катунках был развит строчевышивальный промысел, в основе которого лежало народное искусство вышивания, перенесённое сюда из Балахны.

Продукция мастериц славилась по всему миру. Но какими усилиями давался этот труд? «Всё молодое женское население Катунок и окрестных селений, до детей включительно, занято этим производством. С 7 лет начинают работать девочки, рано теряя живость движений, приобретая сутуловатость и предрасположенность к чахотке. За утомительную 15–16-часовую работу строча получает 12–15 копеек», — пишет о жизни катунских строчей М.А. Плотников в 1896 году.

«В этом селе три красивые и богатые церкви, 10 каменных и 500 деревянных домов, жителей мужчин — 1168 и женщин 1014. Жители Катунок трудолюбивы, промышленны и зажиточны», — писало о Катунках издательское обозрение в 1862 году.

В Катунках побывали А. Горький, Ф. Шаляпин, В. Чкалов. Среди катунских жителей прошлых лет на всю Россию стали знаменитыми церковный иерарх, митрополит Новгородский Иов, учёный С.С. Станков, редактор газет, руководитель института И.П. Флеровский, врач А.Н. Добротин.

Вчера и сегодня

Сегодня в посёлке проживает около 500 человек. Как и все сёла, сейчас Катунки переживает далеко не лучшие времена. Собственного производства нет, местные жители работают на выезде — в Заволжье, Чкаловске. Большие надежды здесь возлагают на туризм: древняя земля, восстановленная церковь. Жители посёлка очень гордятся своей библиотекой и старинным парком. Он был заложен в XVIII веке. В то время в парке были красивые аллеи, по которым хозяйка Анна Михайловна Турчанинова ездила на специальных прогулочных лошадях. А простых людей туда не пускали. Теперь парк в некотором запустении, хотя и необыкновенно красив в кружеве золотых листьев.

Конечно, в первую очередь нам хотелось увидеть возрождённую святыню — церковь Рождества Пресвятой Богородицы, и увиденное нас впечатлило.

На холме смотрит в небесную высь величественный храм с голубыми куполами. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы производит неизгладимое впечатление. Такое чувство, что попадаешь в Макарьевский монастырь — такое же соседство белоснежных стен, голубых куполов и водной глади. Собор расположен у самого пирса, по краю которого камушками выложена надпись «Катунки». Трудно поверить, что в стенах храма в советское время были станки механического завода. А вообще в Катунках до революции было пять церквей.

На табличке у входа в храм читаем: «Сей собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в первой четверти XIX века на средства жителей с. Катунки по указу императора Всероссийского Александра I. Реконструирован в 2000–2007 гг. по благословлению и попечительством высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, трудами и заботами председателя попечительского совета собора Николая Полякова. Освящён… 15 ноября 2007 г.» Да, старания Николая Фёдоровича Полякова, руководителя управления ФНС России по Нижегородской области, а в прошлом жителя этого посёлка, видны во многом. Он не забыл о своей малой родине, и земляки ему за это благодарны. Приятно было и нам видеть, что Почётный гражданин Городецкого района, который немало сделал для возрождения духовности на городецкой земле, проявляет заботу ещё об одном святом месте.

Старинные экспонаты

И в самом посёлке, и в его главной достопримечательности — восстановленном храме — есть на что посмотреть. На стенах храма до потолка композиции из евангельских сюжетов, много интересных старинных экспонатов — например, распятие, которое, возможно, подарила церкви ещё императрица Елизавета Петровна. Просто поражаешься, сколько в соборе всего дорогого для православного человека: частицы мощей Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя, Германа Архиепископа Казанского, Серафима Саровского, Петра и Февронии, старинные иконы, например, целителя Пантелеймона. Есть и новые иконы: «Всецарица», деньги на которую пожертвовали нижегородские врачи. В церкви даже ведётся журнал исцелений.

Больше часа продолжалась наша беседа со священником Владимиром Гофманом. Уроженец Катунок, он сначала работал журналистом в различных изданиях, затем принял сан священника. Несколько лет был настоятелем Храма Михаила Архангела в Нижнем Новгороде. Широкому кругу Владимир Гофман известен по телевизионной передаче «Свете тихий», транслировавшейся на ННТВ.

Мы посетили старое здание церкви, где проходила служба в советское время, святой ключик, сфотографировались на мосту, соединяющем церковь с посёлком, отведали замечательного горячего катунского хлебушка.

2009 год