14 февраля 1956 года была проведена государственная регистрация новой проектной организации — Центрального конструкторско-технологического бюро (ЦКТБ).

Строительство железобетонных судов по проектам ЦКТБ планировалось вести на пяти верфях: Городецкой, Костромской, Свирской, Сокольской и Батуринской. Самые крупные суда строила Городецкая верфь. В первые годы были разработаны проекты дебаркадеров, брандвахт, спасательных станций, пассажирских и грузопассажирских понтонов.

В 1965 году ЦКТБ было переименовано в ЦКБ «Монолит». Оно было передано от Министерства речного флота РСФСР в 8-е Главное управление Министерства судостроительной промышленности СССР. За ЦКБ «Монолит» была закреплена специализация по проектированию плавучих кранов малой грузоподъёмности, а позднее — плавучих доков подъёмной силой до 8,5 тыс. тонн.

Здесь разработаны первые проекты плавучих доков для ремонта судов (корпус железобетонный, башни металлические). Первый док грузоподъёмностью 2500 тонн, построенный на Городецкой судоверфи в 1969 году, до сих пор работает на Измаильском заводе.

В 1974 году было создано производственное объединение «Городец». В него вошли два предприятия Городецкая судоверфь и ЦКБ «Монолит». Головным предприятием стала Городецкая судоверфь.

В период с 1974 по 1991 год ЦКБ выполнило множество проектов судов, строительство которых велось одновременно на 15 заводах по всему Советскому Союзу. По проектам ЦКБ «Монолит» было построено около 30 головных судов. В КБ накоплен уникальный опыт проектирования плавучих доков, причалов, специальных судов и различных гидротехнических сооружений из железобетона. В частности, КБ спроектировало, организовало постройку и внедрение в эксплуатацию композитных доков для докования судов и плавучих средств освоения континентального шельфа; проектировало причал для авианесущих крейсеров.

Волков Владимир Андреевич, генеральный директор ЦКБ «Монолит»
Волков Владимир Андреевич,
генеральный директор ЦКБ «Монолит»

В 1991 году ЦКБ «Монолит» вышло из состава объединения и стало самостоятельным предприятием. В 1992 году ЦКБ было акционировано. В июне 1995 года генеральным директором ОАО «ЦКБ «Монолит» избран В.А. Волков.

* * *

До перестройки в ЦКБ работало около 300 человек. К середине девяностых из-за резкого снижения заказов коллектив сократился до 60. Численность работников сейчас составляет 130 человек.

«Монолит» нашёл свою нишу в новой экономической ситуации и динамично развивается. Пережить трудные времена помогло то, что ЦКБ стоит на двух ногах. Серьёзно выручает отдел, который проектирует строительные объекты. За десять последних лет он вырос с нуля до 22 человек. По проектам ЦКБ построены здания Сбербанка и банка «Нижний Новгород» в Городце. В последнее время спроектировано немало объектов для МВД. По проектам ЦКБ ведётся газификация в Городецком и других районах. В 2009 году строительный отдел сделал 30% всего объёма работ ЦКБ «Монолит».

Визитной карточкой ЦКБ всегда было проектирование железобетонных судов и доков. В своё время было построено больше 2000 дебаркадеров. Сейчас они большей частью не востребованы. Сейчас под руководством ЦКБ «Монолит» ведётся их переоборудование под плавучие рестораны, яхтклубы, бизнес-центры. За последние пять лет их переоборудовано больше 30.

Есть заказы на проектирование новых судов. Так в 2010 году получен заказ от Рособоронэкспорта на проектирование плавучего дока и причала во Вьетнам. Строят их во Владивостоке. Ведутся переговоры с Египтом. На Ниле выше Асуанской плотины понастроено больше десятка плавучих гостиниц, а доковать их негде. Пришло время подписания контракта… но работа зависит и от международной обстановки.

В перспективе — участие в разработке нефтяных и газовых месторождений шельфа. ЦКБ «Монолит» уже участвовал в шельфовых проектах, в дальнейшем эта работа пойдёт активнее. Пока она сдерживается отсутствием верфей на море, а по рекам сплавлять огромные сооружения невозможно.