В антирелигиозной борьбе из всех исторических поселений Нижегородской земли, пожалуй, наибольшие потери понёс древний Городец. Невосполнимы утраты городского культурного наследия. Тем не менее наши современники должны знать и помнить те былые каменные красоты, которые когда-то так украшали город.

Владимирская церковь в Слободе, построена в 1686 году
Владимирская церковь в Слободе,
построена в 1686 году

Старожилы, вероятно, ещё помнят пятиглавое каменное строение с колокольней, стоявшее над Нижней Слободой в двух верстах от исторического центра города, и от которого сейчас остались лишь жалкие развалины. Это Владимирская церковь, которая была возведена на средства прихожан в 1686 году. К сожалению, неизвестен ни её строитель, ни в память какого события заложен храм. Был он незатейливой конструкции и не обладал пышностью декора. Единственным запоминающимся украшением плоских стен холодной церкви были три полукруга на каждой из них, в которых были изображены праздники. Кроме того, на шейках пяти глав в 1901 году крестьянином села Холуй А.И. Кузнецовым были написаны фигуры святых. Внутренние стены холодной церкви украшались росписями на сюжеты Вселенских соборов. С верха главною купола взирал на молящихся окружённый херувимами бог Саваоф. По сторонам же купола были изображены пророк Илья на огненной колеснице, мученица Праскева и образ Владимирской Божьей матери.

Старинная живопись, очевидно, погибла под росписями 1850 года, которые делал крестьянин вотчины князя Репнина (Погостинская Кулаковская слобода в Семёновском уезде) Павел Железнов.

Что же касается тёплого храма, то его стены и потолок пыли украшены росписями из масляной краски. Едва ли была здесь в древности живопись. Суровая простота храма — это преобладающий стиль культового зодчества XVII столетия Смутное время наложило свой отпечаток на церковную архитектуру и внутреннее убранство Дома Божьего.

Особыми богослужебными сокровищами не блистало и убранство храма. Пожалуй, самой ценной иконой его была главная святыня — образ Владимирской божьей матери, написанный в 1688 году. Икона была облачена в старинную вызолоченную серебряную ризу весом чуть более трёх фунтов. Особенной чеканной работой отличался большой серебряный венец богоматери с жемчужным возглавием.

Привлекала внимание и другая святыня храма — образ Тихвинской Божьей матери 1738 года»; «вложенная в церковь тщением» жителя Нижней Слободы В.Г. Пугина. Эта икона также имела массивный позолоченный серебряный оклад, украшенный девятью большими каменьями и жемчугом.

Редким для провинциального храма был литой серебряный с позолотой напрестольный крест, в котором, судя по надписям на нём, имелись мощи и трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также мощи семи русских православных чудотворцёв, трёх преподобных и святой великомученицы Параскевы.

Крест был вложен в церковь в 1753 году неким Михаилом Хрупиным. Богато было украшено печатное евангелие 1753 года с чеканной серебряной крышкой, на которой были изображены в центре Спаситель, сидящий на престоле, а по углам — евангелисты. Серебряная обложка была куплена церковным старостой И.Я. Корытниковым в 1860 году за 150 рублей.

Из исторических документов хранившихся в церкви, интерес представлял синодик с 1798 по 1855 годы. В поминовении в основном были записаны священнослужители Владимирского храма да род графа В.Г. Орлова, которому принадлежала Нижняя Слобода.

После революции храм понёс значительные потери, когда серебряные богослужебные предметы изымались. Безжалостной к красоте рукой сдирались оклады с икон, крышки с книг.

В разорённом и разграбленном храме, однако, продолжала теплиться жизнь, и городчане ещё продолжали надеяться на заступничество Всевышнего. Напрасно. Участь храма XVII столетия была предрешена. 16 февраля 1937 года местные власти постановили ликвидировать общину верующих Владимирского прихода, а церковь, как это часто тогда бывало, отдали под склад. Впоследствии Владимирская церковь была разрушена. Сейчас на месте древнею храма можно видеть лишь часть стены с кованой оконной решёткой.

1992 год